Смекни!
smekni.com

Психология как ремесло и искусство-2 (стр. 2 из 2)

Но даже в этом случае у психологии сохраняется уникальный статус: можно предположить, что, скажем, практическая психология, психологическое консультирование, психотерапия как раз занимают такое промежуточное положение между наукой и искусством, когда на основе общих законов, выработанных научной психологией, работают с индивидуальными случаями. К. Юнг, отец аналитической психологии, в своем докладе "Цели психотерапии", прочитанном в 1929 году на конгрессе Немецкого психотерапевтического общества, говорил: "Я стараюсь принимать решения о терапевтических целях на основе чистого опыта. Это может показаться странным, ведь обычно предполагается, что у терапевта есть цель. Мне кажется, в психотерапии как раз полезно, чтобы у врача не было слишком определенной цели". Таким образом, можно сказать, что в процессе консультирования, психотерапии психолог всегда должен полагаться на свою интуицию, психотерапевтическое чутье, быть невероятно гибким в применении методов психотерапии, виртуозным при установлении контакта с клиентом и т.д.

«Конечно, консультирование – это искусство, но искусство, которому можно специально обучиться и совершенствоваться в нем, причем больше, чем в музыке или живописи», - вот как считает Р. Мэй. Г. Боун в кн. Мэя говорил: «Консультирование – это, скорее, не профессия, а техника или искусство, которое должно применяться как часть более широких обязанностей в профессиях, предполагающих длительное общение с людьми…» [3].

Главное - не спутать истинное искусство с поддельным. Как говорил Л. Н. Толстой в своей статье "Что такое искусство?": "Настоящее произведение искусства может проявляться в душе художника только изредка, как плод предшествующей жизни, точно так же как зачатие ребенка матерью. Поддельное же искусство производится мастерами, ремесленниками безостановочно, только бы были потребители" [7]. Похожей точки зрения придерживался и Р. Мэй (который, правда, выражал свою мысль не столь резко и категорично, как Толстой): "Необходимо различать искусство подражания и искусство подлинное….ничто так не затемняет сущности творчества, как взгляд на него с позиций возможности интересно провести свободное время" [4].

Искусство будущего

В эпиграф данного эссе вынесена цитата из книги Л. Н. Толстого "Что такое искусство?", к которой хотелось бы обратиться еще раз: "Так, совершенно отлично от того, что теперь считается искусством, будет искусство будущего и по содержанию, и по форме. Содержанием искусства будущего будут только чувства, влекущие людей к единению или в настоящем соединяющие их; форма же искусства будет такая, которая была бы доступна всем людям". Может ли психология попытаться претендовать на этот статус - статус одного из видов искусства будущего? Рискуя быть обвиненной в идеализме, все же решусь ответить на этот на этт вопрос утвердительно. Действительно, психология (в лице консультирования и психотерапии, как практического воплощения научной психологии) может быть, да и, как мне кажется, изначально направлена на объединение людей друг с другом, на "уравновешивание человека с миром". И в возможностях психологии стать той самой, доступной всем людям, формой искусства, искусства подлинного, истинного, несфабрикованного, настоящего. Главное - не позволять себе снижать планку, то есть, не жертвовать качеством в пользу количества; акцент на популяризацию психологии не означает, что при этом она должна стать этаким "ширпотребом", той самой "товарной психологией" в угоду клиенту. Только в этом случае она сохранит право называться как ремеслом (в уважительном смысле этого слова), так и искусством (ведь "недоискусства" не бывает, как не бывает "первой", "второй" и "третьей" свежести; нечто может либо быть, либо не быть искусством).

Список литературы

Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М, «Смысл», 2002.

Л.С. Выготский. "Психология искусства", Речь, 2001 г. Стр. 336

Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье. М, 2002.

Мэй Р. Мужество творить. М, 2001. стр. 34

Г. Олпорт. "Личность: проблема науки или искусства?". Психология личности: тексты. М., 1982.С. 208-215.

Толковый словарь русского языка, М, 81 г., под ред. Евгеньевой.

Л.Н. Толстой. "Что такое искусство?".

Философский энциклопедический словарь, М, 1983 г.

Юнг К. Г. Психология переноса. М., 1997 г.

Ялом И. «Лечение от любви». М, 1997 г.

Ялом И. «Когда Ницше плакал». М., 2001 г.

Yalom I. The Yalom Reader. Basic Books, Inc., 1998. pp. 244-254