Смекни!
smekni.com

Разряди отрицательные эмоции (стр. 3 из 3)

А история О'Генри? Находясь за решеткой как растратчик, он решил попробовать писать рассказы, чтобы добыть средства к существованию любимой дочери. И стал всемирно известным писателем.

Иногда эмоциональная встряска может оказаться сильнее любого другого воздействия.

"Почему ты, доченька, не пошла сегодня в школу?" - "А ты, папа, вчера пропил мое пальто". Этот диалог вызвал у отца сильнейшую душевную боль (стресс), и известный артист С., покончив с запоем, вернулся на сцену.

Чтобы не возникали вредные эмоции, пишет академик П. Анохин, следует между стимулом и эмоцией включать интеллект и логику.

Совет мудрый, но трудновыполнимый: не каждый способен правильно оценивать ситуацию и разумно защищаться. Зачем, например, терять сознание от страха, когда следовало бы, разобравшись в обстановке, перейти на другую сторону: ведь в темном переулке к вам направлялся не бандит с ножом, а пьяница, едва-едва державшийся на ногах.

Зная крутой и злобный нрав надзирателя, иначе нужно было бы себя вести и знаменитому Эпиктету, главным правилом которого было: "Терпи и воздерживайся", то есть не подчиняйся страстям, печали, боли. Этого древнего мудреца, когда он был в рабстве, надзиратель ударил палкой. Эпиктет спокойно заметил: - Так можно поломать ногу. Рассерженный невозмутимостью раба, надзиратель ударил его еще раз. - Я же говорил, что ты можешь искалечить мне ногу, - тем же спокойным голосом сказал Эпиктет, разглядывая свою переломанную ногу.

Поведение человека в обществе имеет прямое отношение к разговору о положительных и отрицательных эмоциях. Очень плохо, что часто по пустякам люди портят друг другу настроение. Вот, скажем, у вас неприятности на работе, в школе - вы взвинчены. Вам нагрубили - нервы уже на пределе. И тогда вы сами срываете злость на друзьях, на домашних. Цепная реакция.

Улучшению нравов нашего общежития сейчас уделяется огромное внимание. "Человек человеку - друг, товарищ и брат" - эта гуманная формула противостоит тезису реакционных мракобесов "человек человеку - волк", противостоит призыву духовного отца фашизма Ницше: "Падающего подтолкни!" Если мы хотим долгой и счастливой жизни для каждого, мы должны добиваться установления между людьми непременно добрых, братских отношений, искоренения злобы, зависти, эгоизма... Это существенно с точки зрения не только социальной. Есть еще и физиологическая сторона вопроса. Злость убивает в человеке многие прекрасные качества. Темнеет его душа, гаснет ум, меркнет талант.

Главное различие между человеком и животным заключается в том, что у человека высоко развита рассудочная деятельность, которая отсутствует у животных (зачатки сознания, которые ученые находят у некоторых животных, в расчет брать нельзя). К примеру, скажем, возник пожар. Собака и человек попали в одинаковые условия. Если сильно обжечь собаку, она выпрыгнет из окна даже с десятого этажа. А человек? С опасной высоты прыгать он не станет, а будет искать более разумный способ спасения.

Тигру достаточно зловеще зарычать, как обезьяны в страхе и панике начинают метаться, прыгают с ветки на ветку, не всегда рассчитывают прыжки и часто падают к ногам тигра. Конечно, обладай обезьяна более высоким сознанием, не прыгала бы она так безрассудно, а просто забралась бы повыше, куда тигру не добраться. В поведении животных значительно большую роль, чем у человека, играют инстинкты. То есть та самая подкорка, которой фрейдисты придавали такое значение: все явления психической и общественной жизни они объясняли бессознательными влечениями.

Рассуждения последователей австрийского психолога Фрейда сводятся в основном к следующему. Был первобытный мир. "Забавы любви" совершались без стыда при всем племени, как это делается сейчас у обезьян. Потом врожденные влечения стали сковываться обществом, появились шкуры и фиговые листки...

С развитием все более усложняющихся отношений человеку все больше приходится подавлять заложенные в нем животные инстинкты. По Фрейду, подавленные страсти не исчезают полностью - они преобразуются в различные виды деятельности.

Заболевание (невроз), по Фрейду, возникает от конфликта между инстинктом и интеллектом, между сознанием и подсознанием.

Фрейд в основу поведения человека ставил "борьбу" коры головного мозга и подкорки. В этой борьбе разум не всегда побеждает. Латинское изречение гласит: Video meliora probogue deteriosa seguor (Вижу и одобряю лучшее, следую худшему). Вольтер, как бы подтверждая это, говорил, что он утром составляет хорошие планы, а днем делает глупости...

Например, обжорство - всегда плохо, и это "знает" кора головного мозга. Но кора не всегда сдерживает подкорку, толкающую безвольного человека на "пир плоти". Из-за обжорства римский император Вителлий даже проиграл сражение: обед затянулся, так как он никак не мог оторваться от вкусной еды - предмета своей постоянной страсти.

Ученый Миминошвили в Сухуми провел такое наблюдение. Самку обезьяны разлучили с самцом и посадили ее в клетку к другому самцу, напротив "мужа". От ревности у "мужа" появилась гипертония. Другой опыт: обезьяну с детенышем посадили в цилиндр с шестом в центре. Устроили искусственное наводнение. Обезьяна с малышом в руках по шесту добралась наверх, а "наводнение" уже стало захлестывать обезьяну. Тогда, спасаясь, мать утопила детеныша, упершись в его тело ногами. Действительно, подкорковые центры играют большую роль и в поведении животных, и в поведении человека.

Одна из ошибок Фрейда - это недооценка роли воспитания. При правильном воспитании разум, конечно, способен сдержать взрыв пагубной страсти. Взгляните на картину К. Брюллова "Последний день Помпеи". Нет, не страх, не инстинкт самосохранения владеет этими людьми. Для них любовь и чувство долга сильнее смерти - так они воспитаны, в этом их красота. "Злость - оружие бессилия". "Природа наделила ядом тех, кто ползает. Сильным он ни к чему", - писал А. Мицкевич.