Прошло много лет после произнесения лекции К. Хорни в Германии, но несмотря на это, интерес к обозначенной теме остается, могу еще добавить, что интерес к теме любви никогда не исчезнет, пока существует человечество.
К. Хорни начинает свою лекцию с термина "невроз" и понимает его как невроз характера, который начинается в раннем детстве и захватывает всю личность, а говоря о невротической потребности в любви имеет в виду явление, осознаваемое и проявляющееся в преувеличенной потребности невротика в эмоциональной привязанности, позитивной оценке окружающих, их советах и поддержке, также как и в преувеличенной чувствительности к фрустрации этих потребностей. Задаваясь вопросом "в чем разница между нормальной и невротической потребностью в любви" К. Хорни отвечает так: "Я называю нормальным то, что обычно для данной культуры.
Все мы хотим быть любимыми и наслаждаемся, если это удается. Это обогащает нашу жизнь и наполняет нас счастьем. В такой степени потребность в любви, или точнее, потребность быть любимым, не является невротической. У невротиков потребность быть любимыми преувеличена и …невротическая потребность в любви навязчива и неразборчива." Она показывает, что невротическая реакция хорошо выявляется в отношениях аналитик-пациент, где пациенты готовы жертвовать многим, чтобы заслужить одобрение аналитика.
Автор в большей степени дает анализ невротической любви женщинами и подчеркивает переоценку ими любви, говоря о тех невротических женщинах, которые чувствуют себя в опасности, несчастными и подавленными, когда нет рядом тех, кто любил бы их и заботился о них, имея в виду тех женщин, у которых желание выйти замуж принимает форму навязчивости и в тоже время они сами неспособны любить, а их отношение к мужчинам скверное.
Характеристику невротической потребности в любви автор определяет как "ненасытность, выражающаяся в ужасной ревнивости: "Ты обязан(а) любить только меня!". А под ревнивостью автор понимает "…ненасытность и требование быть единственным предметом любви". "Ты обязан(а) любить меня независимо от того, как я себя веду". Их типичные (невротические) представления: "Он(а) любит меня только потому, что получает от меня половое удовлетворение". Партнер обязан постоянно доказывать свою "настоящую" любовь, жертвуя своими нравственными идеалами, репутацией, деньгами, временем и т.п.
Любое невыполнение этих всегда абсолютных требований интерпретируется невротиком как предательство. Лектор делает, с моей точки зрения, интересное замечание, говоря о том, что есть люди, которые сознательно не признают любви, говоря: " Все эти разговоры о любви - просто ерунда. Вы дайте мне что - нибудь реальное!" Как правило, эти люди очень рано столкнулись с жестокостью жизни, и считают, что любви просто не бывает. Автор обобщает случаи, в которых связь между ненасытной потребностью в любви и общей жадностью хорошо просматриваются. Когда невротики вступают в любовные отношения, а потом отношения рвутся, некоторые начинают много есть. Но они же легко теряют вес, заведя новые любовные отношения.
И далее - о другом признаке невротической любви - чрезвычайной чувствительности к отвержению, которое проявляется явлением ненависти. В качестве примера автор приводит яркий случай с котом, который был у пациента и который позволил себе не реагировать на ласку хозяина - он его просто разбил об стенку. Одни пациенты защищают себя от реального переживания тем, что решают заранее, что их нельзя полюбить, другие защищаются сверхкомпенсацией. Автор считает, что нашла причину невротической потребности в любви и видит ее в неспособности невротической личности любить и далее говорит о трудности дачи определения любви "…как способности и желания спонтанно отдаваться другим людям, делу или идее...".
Невротик к такой отдаче неспособен из - за тревоги, скрытой и явной вражды к окружающим. Он даже не подозревает, что не умеет любить и "…живет иллюзией, что он величайший из влюбленных и способен на величайшую самоотдачу". Невротик держится за самообман, потому что он выполняет очень важную функцию оправдания претензий на любовь и, в связи с самообманом, требует все больше любви от других, "а это было бы невозможно, если бы он осознавал, что на самом деле ему на них наплевать." Третья причина (первая - ненасытность желания быть любимым, вторая - неспособность любить самому) - непомерный страх отвержения, который доводит их до того, что они не могут подойти к другим людям даже с простым вопросом, боясь, что их оттолкнут, что порождает в них враждебность, а страх - все больше отделяет от людей.
Участие и дружелюбие на короткое время облегчает их состояние. Невротики убеждены, что их никто не сможет полюбить и это проявляется в любой ситуации, а не только в любви. К. Хорни повествует слушателям о том, что путать любовь с сексом не нужно и говорит о страхе перед любовью, по сути - страхе перед жизнью, и, как часть проблемы - страх перед зависимостью, т.к. невротики действительно зависят от любви других людей и очень в ней нуждаются. И приводит пример, как одна молодая девушка до начала анализа (психоанализа) несколько раз завязывала любовные отношения более или менее сексуального характера, и все они кончались ужасным разочарованием.
Всякий раз она была глубоко несчастна, погружена в ощущение собственного ничтожества, чувствовала, что может жить только для этого человека и вся ее жизнь потеряна без него. На самом же деле она совершенно не была привязана к своим мужчинам и не испытывала к ним никаких особых чувств. После ряда таких переживаний ее позиция изменилась на противоположную, на отказ от любой возможности зависимости. Чтобы избежать этой опасности, она полностью отключила свои чувства. Все, чего она хотела - получить власть над мужчинами. Мотив был такой: "Никогда не уступать, никогда ничего не делать для другого, потому что это означает зависимость и потому опасно".
Автор описывает основные средства, которыми невротик пытается достичь удовлетворения своей потребности в любви - привлечь внимание к своей любви(1), вызвать жалость к себе(2) и угрожать(3). Первое означает, что если я тебя люблю, то и ты должен любить меня, второе - неверие в любовь и убежденность во враждебности окружающих людей и что подчеркиванием своей слабости можно чего - либо добиться и, третье - угроза, т.е. могут быть открытые угрозы причинить вред другому или себе (в т.ч. угроза самоубийства). У людей с невротической потребностью в любви могут быть сильные нарциссические черты, они эгоцентрики и не имеют хороших отношений с самим собой. Еще одно объяснение - страх утраты любви, который Фрейд полагал присущим женской психике.
Явление невротической потребности в любви автор видит как один из путей защиты себя от тревоги. Наблюдения, которые обобщает автор, показывают, что увеличение потребности в любви наступает, когда на пациента давит какая - то особая тревога и исчезает, когда он осознает эту связь. В отношении психоаналитика у невротика пробуждается тревога и он "вцепляется" в аналитика, а на самом деле ищет защиту и успокоение от тревоги. Девиз его поведения: "Если ты меня любишь, ты меня не обидишь".
У него имеется потребность в успокоении. Невротическая потребность в любви иногда проявляется в форме сексуальных заигрываний с аналитиком, через сновидения, поведение и охотнее отливается в форму сексуальности, чем тяжелее складываются эмоциональные отношения с другими людьми. Сексуальные отношения к аналитику быстро исчезают, когда их интерпретируют как потребность в контакте, основанную на тревоге, а это открывает путь к проработке тревог, которые и явились причиной прихода к аналитику. Резюмируя сказанное, К. Хорни говорит, что когда невротическая потребность в любви выражается через сексуальность, эти люди склонны вступать в одну связь за другой, как будто под принуждением.
По - другому они себя вести не могут, т.к. их отношения с другими людьми разлажены. Поэтому так тяжело они переносят половое воздержание. Здесь автор выражает мысль и о том, что гомосексуальные наклонности на самом деле являются выражением невротической потребности в любви. Здесь же она видит связь между тревогой, невротической потребностью в любви и своим пониманием Эдипова комплекса: у ребенка возникает тревога, потому что он чувствует, что выражение его враждебных побуждений к родителю угрожало бы его безопасности и всему существованию.
Базальная тревога (в смысле "тревоги живого существа") - это общечеловеческое явление, у невротика эта тревога преувеличена. Пути защиты себя от базальной тревоги в нашей цивилизации - это невротическая потребность в любви, подчинение, компульсивное стремление к власти, успеху и обладанию, эмоциональное дистанцирование от людей, достижение безопасности и независимости, накопительство (желание обеспечить свою независимость от других). Невротик же выбирает не один путь, а пытается смягчить свою тревогу различными путями, иногда взаимоисключающими, что приводит к новым конфликтам.
Как говорит автор, одним из самых типичных невротичных конфликтов является конфликт между судорожным желанием быть всегда первым и одновременно - стремление быть всеми любимым. Так заканчивается эта интересная работа замечательного психолога и последователя З. Фрейда - Карен Хорни.
Список литературы
А. Титанов. Невротическая потребность в любви.