Сегодня мне трудно представить, что отвечает школьный учитель на вопрос: «Зачем мы такой ценой пробиваемся на Запад, когда большинство наших сограждан не собирается туда съезжать и не выиграет от этого, а только проиграет?» Что подумает и как посмотрит подросток, если ему ответить что-то в духе: «Нам это выгодно». Задаст ли он следующий вопрос: «Кому это вам?» - или примется самостоятельно, без помощи учителей отыскивать новые ответы на старые вопросы? И где найдет он эти ответы?
Следует упомянуть еще один аспект. В истории нашей страны не было чего-то более безнравственного чем разработка народной идеологии в кабинетах идеологического отдела ЦК КПСС, то есть иерархически организованным аппаратом, каждый член которого думает о продвижении по служебной лестнице. Что же мы видим сегодня? - Аналогичную картину.
Мы уже наступали на эти грабли! Лозунг на красном кумаче: «Коммунизм - это молодость мира, и его возводить молодым» в актовом зале школы мог казаться симпатичным лишь чиновнику из высокого кабинета. Школьника, видевшего ежедневно по телевизору престарелого вождя («молодость мира»), не выговаривавшего половины слов, этот кумач мог только раздражать, либо порождая протест, либо воспитывая циничное отношение ко всем окружающему.
Чтобы прошлое не повторилось, чему же я предлагаю учить. На мой взгляд заимствованная с запада жесткая система выбора из двух зол, - конформизм или нонконформизм, - некорректна, к сегодняшней России неприменима. Эта система вынужденно была обязательной в советские времена: либо все принимаешь и повторяешь, как попугайчик, либо ты - диссидент (и тогда тебя ждет непрестанная борьба, тюрьма и эмиграция). Заглянув в досоветское прошлое нашей страны, мы увидим, что ничего подобного не было. И сейчас, когда современная российская знать старается вернуть то положения, при котором она сможет извлекать с территории России прибыли (теперь не пшеница и пенька, как в XIX веке, а нефть и газ) и свободно разъезжать по парижам и монакам, подавляющее большинство народа также должно взглянуть повнимательнее на прошлое. Веками огромная масса русских людей, как и масса народа иной этнической принадлежности, жившая в России, существовала в собственной духовной среде, в потоке русской культуры, но все-таки не такой, которую освоила знать. В XVIII веке и первой половине XIX века в стране существовала культура дворянства, высшего света (они и одевались иначе, и говорили-то большей частью по-немецки, а потом по-французски) и всего остального народа. В семидесятые годы XVIII века культурная пропасть так расширилась, что начался открытый конфликт, война между чужестранной по крови и духу знатью и русским народным царем Петром III (Емельяном Пугачевым). То была не классовая борьба, а война двух частей этноса, двух культур. И до того, и после обе культуры существовали, но их сосуществование оставалось мирным. Народ признавал великое свое государство во главе с царем, но «абстрактное и тем для любви удобное» (выражение Л. Леонова). Замкнутая консорция, составлявшая правящую знать, сознавала свои интересы, как и противоположность их интересам большинства народа. Культурная параллельность позволяла воспроизводить из поколения в поколения все основные компоненты российского «общества» (этот термин для России не очень-то подходит, ибо общество было только в высшем свете). Знать из в века в век продолжала держать власть, народ воспроизводил все свои культурные свойства. В результате страна пребывала в органическом единстве, которое в XX веке было нарушено и выплеснулось в море крови.
Сегодня отечественная знать восстанавливает свои традиционные, я бы сказал, рефлексы. При этом в сфере духовной жизни народа сегодня совершается попытка сохранить подход советского времени: внедрять в сознание народа централизованно установленные и безальтернативные идеи, суть которых кратко сводится к одному тезису: нам выгодно то-то и то-то. Само собой понятно, что местоимение «нам» не требует расшифровки. Если в условиях возрождения традиционной роли России в мире и ее знати в российском «обществе» народ откажется от творчества своей также традиционной и самобытной национальной культуры, а пойдет в фарватере официально заявляемых идей, то кончится наше развитие очень скоро духовной катастрофой. Сегодня русский народ должен сам приняться за творчество своей культуры и составляющей его стержень новой русской идеологии, которая, вероятнее всего, будет существовать параллельно официальной. В перспективе предстоящего XXI века такое развитие полезно и, если хотите, выгодно также знати, так как обеспечит стабильность развития, без бунтов и внутренних войн.
Сегодня учитель и школа должны осознать свои задачи в контексте формирующейся новой русской идеологии, сформулировать их и действовать исходя из них. Давно известно, в чем состоит призвание образования в масштабах целой страны. Система образования предназначена к выполнению наиважнейших общественных задач: 1) воспроизводить социальную структуру общества; 2) обеспечить профессиональную подготовку; 3) передать всю созданную за века культуру новому поколению; 4) воспроизвести моральные ценности народа (не какие-то общечеловеческие, а национальные, что не одно и то же). Еще одна из задач, которая связана с остальными и обеспечивает их реализацию, - формирование и усвоение восходящим поколением комплекса идей, охватывающих все стороны жизни, то есть собственно идеологии.
Уже из постановки задач видно, что схема «конформизм - нонконформизм» лишь уводит в сторону от сути вопроса. Образование способствует воспроизводству общества, каким бы оно ни было. Каждый ребенок в процессе образования усваивает для себя свое место в нем, принимает нравственные нормы, признает и неприятные ему реальности, не принимая их на уровне избранной собственной нравственности. Поскольку знать не привлекает народ к выработке идеологии страны (идеология последних десятилетий была навязана нам без спросу, сверху), постольку подрастающее поколение обязано воссоздать и усвоить народную идеологию, которая единственная будет противовесом метаниям и шараханьям официальных идей, спешащих поспеть за очередным изменением «линии партии», за сменой приоритетов у владетелей государства, которым сегодня выгоден глобализм, а завтра может понадобиться изоляционизм. Новая идеология русского народа должна быть чужда конъюнктуры.
А учить детей надо правде, правде в том старинном дореволюционном смысле этого слова, которое вовсе не синоним истине.
Список литературы
Вячеслав РУМЯНЦЕВ. Идеология: чему учить детей?