Отдельные положения, во многом близкие к взглядам Адлера, содержатся в некоторых работах К.-Г. Юнга. Он выдвигает положение о том, что люди стоят перед задачей обнаружить смысл, благодаря которому они вообще могут жить. Человек может претерпеть тяжелые испытания, если он видит в них смысл. Вся трудность заключается в создании этого смысла. Тот или иной смысл жизни складывается к определенному возрасту у всех людей и может при этом не осознаваться
Таким образом, в психодинамических теориях Фрейда, Адлера и Юнга содержатся все зачаточные идеи, присущее более поздним подходам к проблеме смысла.
Значительное повышение интереса к проблеме смысла в западной психологии личности и психотерапии приходится на 1950-1960 годы. Ощущение смыслоутраты является отличительной чертой западного общества в послевоенные десятилетия, что не могло не повлиять и на развитие психологической теории.
Э. Вайскопф-Джонсон отмечает, что имеющиеся определения смысла группируются вокруг трех: смысл как интеграция личной и социальной действительности, смысл как объяснение или интерпретация жизни и смысл как жизненная цель или задача. Рассмотрим это в обратном порядке.
Представления о смысле как о жизненной задаче подробно разработано В. Франклом. В его учении выделяют три части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом, которое является причиной ноогенных неврозов. Таким образом, человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным.
Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни, а сама жизнь ставит такие вопросы, и человеку нужно ежечасно отвечать на них – не словами, а действиями.
Франкл вводит представление о ценностях – смысловых универсалиях, образовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций. И выделяет три группы ценностей: ценности творчества, то есть, то, что мы даем жизни; ценности переживания – то, что мы берем от мира; и ценности отношения, которым отдается приоритет. К этим ценностям человек прибегает, когда оказывается во власти обстоятельств, которые он не в состоянии изменить. Наибольшие практические достижения логотерапии связанны как раз с ценностями отношения. Вопрос о том, как человек находит свой смысл, является ключевым для практики логотерапии.
Однако, найти смысл - это полдела; необходимо еще осуществить его. Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. Человек до последнего мгновения так и не знает, удалось ли ему осуществить смысл своей жизни.
Франкл вводит понятие сверхсмысла – того целого, в свете которого приобретает смысл человеческая жизнь, то есть смысл Вселенной, смысл Бытия, смысл истории. Человеку приходится мириться с невозможностью охватить бытие в целом, понять его сверхсмысл.
Итак, жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может быть найден.
Человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами.
Идея смысла жизни как интегрирующего фактора человеческой жизни, намеченная в работах Адлера и Юнга, легла у Франкла в основу теории личности и была им весьма детально разработана.
Иная трактовка смысла в его интегрирующей функции представлена Дж. Ройсом совместно с А. Пауэллом. Любая теория личности и индивидуальных различий не может обойтись без понимания смысла в качестве важной первичной данности. Понятие личностного смысла ассоциируется с понятием значимости. В построенной ими иерархической системно-факторной модели личности личностный смысл занимает вершину иерархии. Личностный смысл не есть нечто существующее во внешнем мире. Это видение, которое каждый из нас должен создать для себя заново.
Связь смысла с мировоззрением является для Ройса ключевой. Смысл возникает как функция внутренней структуры индивида, структуры вне его и структуры взаимодействия организм-среда. Жизнь воспринимается нами не только в свете повседневных активностей, но и в свете глобального смысла нашей жизни.
Наиболее развернутым подходом к смыслу в аспекте интеграции личной и социальной действительности является теория Ф. Феникса. Феникс связывает саму сущность человека с его направленностью на осуществление смысла. О смыслах следует говорить во множественном числе. Все многообразие сводится к шести смысловым реальностям: символике (языковые и другие символические структуры), эмпирике (фактическое знание о действительности), эстетике (разные виды искусства), синноэтике (значимые межличностные отношения), этике (моральные обязательства), синоптике (интегративные смыслы). Эти смысловые реальности взаимосвязаны и являются частями единой иерархической смысловой системы. Смыслы выступают как предмет обучения. Оно призвано обеспечить развитие смыслов во всем их разнообразии.
В своей экзистенциальной персоналогии С. Мадди отводит смыслу роль высшего интегративного начала личности, почти не поясняя, что такое смысл. Мадди постулирует у человека врожденную потребность в поиске смысла. Нахождение смысла обеспечивается благодаря основным психологическим потребностям: потребностям символизации, воображения и суждения.
Смыслы в экзистенциально-аналитической теории Дж. Бьюнженталя производны от нашего бытия в мире. Мы конструируем смыслы событий, исходя из того, кем мы являемся и чем являются объекты, включенные в это событие. В более поздних работах на первый план для Бьюнженталя выходит понятие жизненности. Ключом к нашей более витальной жизненности является смысл.
Вторая большая группа подходов апеллирует к смыслам во множественном числе, рассматриваемых как неотъемлемая часть самих механизмов сознания и деятельности человека. Наиболее удобно разбить подходы на три группы: 1) смысл действия задается объективными отношениями; 2) смысл как чисто субъективная интерпретация действительности; 3) смысл задается социальной общностью.
Теоретическая основа исследований смыла под объективным углом зрения была заложена в 1920-1930 годы. Главная роль в этом принадлежит К. Левину, описывающего интересующие нас явления в терминах валентности или требовательного характера объектов. Левин уже в «Намерения, воля и потребности» вводит понятие требовательного характера. Источником требовательного характера объектов выступает потребность (или квазипотребность). Левин выделяет также производные требовательного характера, которые прямо не удовлетворяют потребность, но находятся в определенном отношении к ее удовлетворению.
Из круга вопросов, связанных с валентностью, Левина интересует влияние валентности на поведение. Много общего с понятием валентности у Левина имеет понятие требования, введенное Толменом для объяснения целенаправленного поведения животных.
Отождествление валентности и требовательного характера с понятием смысла обоснованно, так как данные понятие стоят гораздо ближе к понятию смысла, чем сегодняшнее понятие «валентности».
Теория поведения Ж. Нюттена во многом опирается на идеи Левина. Понятие смысла выступает фактически в том же смысле, что и понятие требовательного характера и валентности. Поведение вообще соотносится с осмысленной ситуацией в осмысленном мире. Среда, объекты и ситуации имеют лишь смысл в отношении к действующему объекту. Смысл конструируется отношением между ситуацией и мотивацией. Истоки смысла надо искать не только в прошлой истории субъекта, сколько в актуальных поведенческих структурах.
С теорией Нюттена перекликается экзистенциальная теория человеческого поведения Р. Мэя. Человек сам создает свои смыслы, но на основе более широкой социальной смысловой матрицы, в которой он живет. Соответственно, чтобы понять поведение человека, надо раскрыть его смысл. Смысл у Нюттена и Мэя влияет на поведение опосредованно, через процессы когнитивной репрезентации действительности в сознание.
К теориям, где смысл рассматривается исключительно как феномен сознания принадлежит теория личностных конструктов Дж. Келли, которую ряд последователей называют прямо теорией личностных смыслов. Конструкты представляют собой субъективные параметры категоризации и оценки событий, которые не обязательно могут быть выражены в словесной форме. Развитие личности заключается, по сути, в развитии, обогащении, уточнении личностных конструктов. Этот процесс происходит непрерывно у каждого человека. Основной пафос Келли был направлен на познание конкретной индивидуальности каждого человека. Смыслы событий являются чисто субъективными и лишь проецируются в мир. Осмысленность жизни Келли связывает со способностью видеть настоящее в прошлом, будущее в настоящем.
Другую позицию занимает феноменологическая психология, которая описывает жизнь замкнутого в себе сознания.
И последняя группа подходов – смысловые механизмы сознания и деятельности – это подходы, где смысл рассматривается под социальным углом зрения, в плоскости отношения индивида с другими людьми. Три развернутых подхода сложились в 1970 годы в английской психологии на данную проблематику: концепция самообучающейся личности Л. Томас и Ш. Харри-Аугстайн, этогенетический подход Р. Харре, социальная экология Шоттера.
Психолого-педагогическая концепция самообучающейся личности, опираясь на теоретические положения теории личностных конструктов, делает акцент на социальной природе смыслов. Эта концепция исходит из положения, что центральным для понимания человека является истолкование личностных конструктов. Люди ищут смыслы. Созидание смыслов, процесс достижения личностного знания и есть обучение.