Значительно более глубоко социальные корни смыслов человеческих действий раскрывается в теории социального поведения Р. Харре. Поведение человека детерменированно системой правил, функционирующих в данной культуре. Ключевая роль принадлежит не внешним физическим характеристикам, а их социальным смыслам. Социальные смыслы являются относительно универсальными, независимыми от конкретной культуры. Люди стремятся, помимо всего основного, придать смысл своему социальному опыту; придавая смысл своему действию, человек тем самым относится к другому, как к человеку; тем самым это отношение становится социальным.
Личностные аспекты действия получили более полное раскрытие в теории Дж. Шоттера. Критикуя господствующие механистические подходы к объяснению действия, Шоттер противопоставляет им «герменевтический» подход, направленный на раскрытие смыслов действий для субъекта. Эти смыслы очевидны, но не всегда. Есть действия, смысл которых не ясен и самому субъекту. Задача психолога пролить свет на смысл этих действий. Шоттер уделяет особое внимание онтогенезу способности придавать смысл своим действиям. Ключевую роль в этом процессе он отводит матери, точнее, процессам взаимодействия в неразделимой психологической целостности ребенок-мать. Также, чтобы быть самим собой, человеку нужен другой, мне нужен ты – чтобы видеть, что мот движения отзываются в тебе, чтобы быть уверенным, что мои действия имеют смысл.
В отечественной психологической традиции мы обнаруживаем понятие смысла в работах Л. С. Выготского 1930 годов. Выготский вводит понятие смысла в виде оппозиции «смысл-значение», анализирует их соотношение в разных видах речи, выделяя, в частности, такой феномен, как влияние смыслов (в одном слове может содержаться смысловое содержание целого произведения). В этом анализе Выготский остается в рамках психолингвистического понимания смысла, однако, уже делает важный шаг к расширению этого понятия (смысл может быть отделен от слова). Хотя в «Мышлении и речи» перед Выготским стояли задачи анализа структуры и динамики речевого поведения, анализ проблемы смысла выводит его в более широкий контекст – в контекст проблемы строения человеческого сознания. Более общие положения Лев Семенович выдвигает в 1933-1935 годах: сознание в целом имеет смысловое строение. Обнаруженная в 1997 году в РАО рукопись А. Н. Леонтьева показала, что понятие смысла обнаруживается у Выготского в понятии переживания. Переживание Выготский рассматривает как единицу изучения личности и среды в их единстве.
Основное расхождение между трактовками переживания у Выготского и Леонтьева в том, что Леонтьев вводит деятельность как необходимое опосредующее звено, обусловливающую качественную определенность переживания. Заменив слово «переживание» в текстах Выготского и, особенно, Леонтьева, словом «смысл», мы получим концепцию смысла, очень близкую к той, что мы находим у Леонтьева в послевоенные годы.
Собственно понятие смысла А. Н. Леонтьев вводит в своей докторской диссертации «Развитие психики» и в писавшихся параллельно «Методологических тетрадях». Проблема смысла была вынесена из плоскости сознания в плоскость порождающих это сознание реальных жизненных отношений субъекта. В качестве одной из основных черт смысла А. Н. Леонтьев отмечал его неустойчивость, подверженность изменениям. Многочисленные факты позволили ему прийти к заключению о том, что динамика смысла обусловлена динамикой деятельности субъекта. Смысл сам по себе не может связать сознание с внешним миром; реально эту функцию выполняет деятельность. Начиная с этого времени понятие смысла прочно становится одним из ключевых объяснительных понятий психологической теории деятельности. Дальнейшее развитие целесообразно разграничить на три аспекта рассмотрения смысла: структурный (место личностного смысла в структуре деятельности, сознания и личности); генетический (закономерности, факторы и детерминанты порождения смысла); и функциональный (место и роль смысла в процессах сознания и деятельности, о его влиянии на протекание деятельности).
Обратимся вначале к генетической линии исследований. Основные положения, касающееся порождения смыслов, были сформулированы в цикле статей Леонтьева 1940 годов, посвященных проблеме развития психики ребенка. Конечным источником смысла выступают реальные жизненные отношения, в которые включен субъект; смыслообразующим фактором выступает мотив деятельности. Дальнейшее развитие представлений о смыслообразовании касается больше мотивов, чем собственно смыслов. Водится понятие смыслообразующей функции мотива наряду с побудительной его функцией и различение смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов. А. Н. Леонтьев в конкретном анализе практически не выходил за пределы связки смысл-мотив.
Линия функционального анализа опирается на достаточно большой эмпирический материал, а понятие смысла выступает как объяснительное. Изменение смысла отождествлялось с изменением мотива; связь смысла с мотивом была однозначной (но не везде – феномен «горькой конфеты»).
Четкое разделение мотива и смысла удалось в психологическом эксперименте Я. З. Неверович, который показал, что побудительная сила одного и того же мотива зависит от характера его связи с целью действия.
В семидесятые годы наметился новый уровень теоретического осмысления влияния смыслов на протекание деятельности и психических процессов. Этот новый уровень связан с разработкой в трудах А. В. Запорожца и Я. З. Неверович представления о механизмах эмоциональной коррекции поведения и мотивационно-смысловой ориентировки.
К линии развития представлений о личностном смысле под функциональным углом зрения относится многолетний цикл исследований мыслительной деятельности, ведшейся под руководством О. К. Тихомирова.
Таким образом, за время, прошедшее с середины сороковых годов до середины семидесятых, развивались и обогащались представления об отношениях между смыслом и деятельностью, смыслом и сознанием, смыслом и значением, смыслом и мотивом, смыслом и личностью. На смену данному этапу (описание смысловой реальности) пришел следующий, характеризующийся появлением ряда родственных понятий, описывающих различные аспекты смысловой реальности.
Чрезмерная обобщенность понятия «смысл» и необходимость его дифференциации были впервые отмечены В. К. Вилюнасом.
Одновременно А. Г. Асмолов вводит понятие смысловой установки, развивая высказанную Запорожцем мысль о том, что именно в форме установки получают выражение личностно-смысловые отношения. Смысловая установка является выражением личностного смысла в плане деятельности и представляет собой готовность к совершению определенной деятельности.
Первая статья, специально посвященная проблеме смысловых образований, принадлежит Е. В. Субботскому, который использовал это понятие для объяснения поведения ребенка в социальной ситуации. Смысловое образование – это составляющая сознания, которая непосредственно связывает человека с действительностью.
В 1977 году на факультете психологии МГУ межкафедральной научно-исследовательской группой по исследованию личности были выработаны такие свойства смыслового образования, как его производность от реального бытия субъекта; его объективной позиции в обществе; предметность; независимость от осознания. В работе Асмолова, Насиновской, Басиной дано удачное определение смысловых образований. Это порожденные развитием деятельности субъекта психические образования, в которых в специфической форме отражено пристрастное, индивидуализированное отношение субъекта к миру.
В восьмидесятые годы основной прогресс в развитии представлений о структурной организации смысловой сферы личности связан с работами Е. Е. Насиновской (классификация смысловых образований), Б. С. Братуся («смысловая сфера личности»), В. В. Столина, А. Г. Асмолова («динамическая смысловая система»), Ф. Е. Василюк (концепция смысловой динамики), Б. В. Зейгарник, В. А. Иванников (смысловая саморегуляция).
Полувековая история развития представлений о смысловой сфере личности в русле деятельностного подхода позволяет говорить о том, что концепция личностного смысла – смысловых образований – смысловой сферы личности занимает прочное место в системе научной психологии.
Это позволяет сформулировать ряд общих положений деятельностного подхода:
Смысл порождается реальными отношениями, связывающими субъекта с объективной действительностью.
Непосредственным источником смыслообразования являются потребности и мотивы личности.
Смысл обладает действенностью, то есть выполняет функции регуляции практической деятельности.
Смысловые образования не существуют изолированно, а образуют единую систему.
Смыслы порождаются и изменяются в деятельности, в которой и реализуются реальные жизненные отношения субъекта.
Множественность определений смысла, одинаково убедительных и одинаково эвристичных, наводит на предположение, что за понятием смысла скрывается не конкретная психологическая структура, допускающая однозначную дефиницию, а сложная и многогранная смысловая реальность, принимающая различные формы и проявляющаяся в различных психологических эффектах.