Смекни!
smekni.com

Анализ проблемы: две причины психологического проигрыша интеллектуалов (стр. 2 из 4)

Психология бессознательного исторически зарождалась как инструмент различного рода ересей - т.е сомнения в тех областях, где психология разума не все объясняет. Если признаком психологии разума является открытость, то психологии для бессознательного характерно прежде всего "таинство". Скрытые, неявные методы управления, стремление влиять мягко, опосредовано, требуют избегания прямого силового противодействия и, значит, нуждаются в формировании тайных объединений, структур. Первым ересистом считается Валентин, уроженец Александрии (150г.), потом следуют основатель манихейства Мани (240 г.), Арий из Александрии (324 г.), Либерий (360г.), Пелагий (405г.) и другие монофизиты. Позднее, в 300 г. печатаются труды астролога Фирлика Матерна, первого физиогномика Петера фон Альбано (1380 г.). Далее следуют работы алхимика Василиса Валентина (1415 г.), в 1518 г. выходит книга "О магии кристаллов" Альберта Вели, предсказания Парацельса (1536 г.) и Нострадамуса (1575). К сегодняшнему дню часть из этих дисциплин стали общепризнанными науками: психометрия породила экспериментальную психологию, травники - фармакологию и т.д. Она имеет несомненные достижения в виде общепризнанной психотерапии, психометрии и др. (15)

Когда психология разума породила атомную энергетику, генную инженерию, системы компьютерной связи, валютную систему и потеряла контроль над этим беспределом возможностей человека, психология бессознательного взяла на себя лидерство в разрешении проблем общества. Легализации этого направления психологии происходила усилиями гипнотизера Месмер (1760-1815г.г.), первыми демонстрациями в 1813 г. словесного погружения в гипноз аббатом Фариа, в 1848 г. сестры Фокс в США демонстрируют сеансы спиритизма. После 1900 г. широкую поддержку получает психоанализ Фрейда. С 1928 г. в публикациях Фореля осуществляется мощная кампания защиты гипноза как приемлемой лечебной процедуры. В 1939-1957г.г., широко обсуждается психология подсознательного восприятия, открытого Петцлом, Сидисом, Диксоном, Миллером и др. В 1955 г. во Франции снимается запрет Наполеона Бонапарта 1801 года на книги графа де Сада, и на Западе начинается сексуальная революция. Психотерапия превращается в рутинную медицинскую процедуру и около 1980г. становится мощным орудием изменения сознания, например, в варианте Вирджинии Сатир. В рамках подготовки управленческого персонала с 1982 г. в СССР начинается широкая практика применения методов психологического программирования по методикам Бэндлера, Гриндера и др.. После 1985 г. сеансы массового суггестивного воздействия в исполнении Кашпировского транслировались по ТВ на многомиллионные аудитории телезрителей. С 1992 г. начинаются мощная кампания коммерческой и политической рекламы на базе психологии бессознательного во всех средствах массовой информации Росиии. Порождением психологии бессознательного являются пропаганда и реклама в средствах массовой информации, масс культура, избирательные кампании, искусство кино и ТВ.

Эквивалент бессознательного - китч. Помимо несомненных достижений психологии бессознательного в медицинской практике, в сфере развлечений, она причастна к доселе небывалому феномену - распространению массового китча: погружению человека в мир несуществующего, но представляемого как реального. Технические достижения позволяют реализовать психологии бессознательного в форме “мира теней” методами фотографии, кино, телевидения, звукозаписи и видеозаписи.

Поразителен такой факт: люди удовлетворяют свое любопытство, возбуждают свои страсти, тратят свои деньги и время своей жизни на получение удовлетворения от бега электронного луча по светящемуся экрана кинескопа. Световые пятна на больших и малых экранах заворожили миллионы людей мощнее, чем любая предшествующая религия или наркотики. Все свое свободное время, свои душевные силы и ресурсы множество людей растрачивают на поклонение звуку несуществующего и изображению воображаемого. Суммарное время, проводимое человечеством у экранов в течение суток много больше времени, потраченного на обеспечение собственного существования в труде!

Не менее поразителен другой факт: множество людей заменили контакт с живым человеком, с его телом, с его мыслями, с его чувствами на созерцание мерцающего экрана! Причем они получают при созерцании световых пятен удовлетворение, сходное с удовлетворением от непосредственного взаимодействия с реальной жизнью. Появился новый вид поведения “болельщика”, “зрителя”, “наблюдателя”, который не способен на собственный поступок, риск, усилие. Кстати, взаимодействие с реальными людьми является заключительным звеном процесса личного неутомимого труда над своим совершенствованием: чем выше собственное совершенство, тем короче дорога к людям. В случае дефицита психологической силы его реальность подменяют волшебными техническими суррогатами.

Третий поразительный факт: люди получили техническую возможность, якобы, слышать, видеть людей, которых уже давно нет. Феноменальное распространение получила возможность эмоционально, мысленно общаться с призраками, тенями более доверительно, чем с реально живущими людьми. Знаменитый “Призрак” Шекспира из “Гамлета” - ничто по сравнению с магнитным голосом давно умерших певцов, актеров, писателей, политических деятелей. Многие граждане не всегда могут сказать - жив или нет тот человек, которого он слушают, наблюдают, которому сопереживают и верят! Живым общественным, интеллектуальным, эмоциональным лидерам приходится вступать в соперничество с тенями знаменитых авторитетов так, словно они живы.

Четвертый факт: содержанием китча является изображение невозможного. Техника позволяет ощутить полет к звездам, безнаказанно застрелить другого человека, наблюдать сцены дружбы волка и зайца, дружескую беседу рваного ботинка с поросенком: т.е. всего, что физически, биологически, психологически невозможно, что не существует, противоречит законам природы и общества. Понимание переносного смысла и др. здесь не при чем. Людям постоянно приходиться иметь дело с тем, что неясно, что утверждается, как действительно существующее, а что предъявляется как продукт “искусства”. Реклама внушает наличие отсутствующих качеств в рекламируемом товаре. Политическая реклама рисует лидера, внушая достоинства, которых у него нет. Это волшебство так увлекательно, что толпы молодых людей покидают мир реального производительного труда, устремляясь в суету царства теней - на театральные подмостки, на съемочные площадки, в телевизионные студии, в студии звукозаписи и в рекламные агентства. В жрецы.

В итоге, создан гигантский мировой рынок китча - производства, купли-продажи несуществующего, невозможного, нереального. За китч платят, его продают и покупают, с его помощью энергично влияют на поведение людей. В сфере производства китча вращается огромная масса людей и деньги, сравнимые с деньгами, которыми направлены на создание реального продукта. Китч позволяет человеку ощутить тепло, когда ему холодно, назвать эстетикой отвратительное, воспринимать ужасное как смешное, ощутить себя сытым, когда он голоден: реальность искажается в любых плоскостях и измерениях. Неспособность произвести материальные продукты мобилизовала производство бессознательных ощущений от потребления несуществующих продуктов. Так реклама стала дороже продукта, продукт разума стал дешевле продукта бессознательного. Мир китча не так прост и доступен: в мире теней, в мире китча живут по своим законам, в нем своя психология и свои психологические достоинства.

Влияние психологии бессознательного трудно переоценить. Россия с 1991 года погружается в сумрак таинств: коммерческих, банковских, врачебных, следственных, финансовых, партийных, религиозных, технологических и т.д. В этом сумраке тайн на равных функционируют государственные и никому не ведомые спецслужбы, общества сатанистов, оргпреступность, секты. Они “ведут” неведомыми путями товары, денежные потоки, преобразовывают реальный хлеб, металл в “ценные” бумаги и т.п. Почти никто не знает имен “лоцманов”, авторов политических кампаний, законопроектов, советников и астрологов государственных лидеров. Страна стала воплощением одной большой Тайны. В России все меньше остается места научным методам, разработанным для изучения реального мира. И все меньше места для людей, исповедующих психологию разума.

3. Психология неизвестная и ее эквивалент.

Психология Веры давно и полностью изъята из психологического образования и воспитания, а массы людей оказались лишены мощнейшего инструмента психологической поддержки. Психология веры опирается на психологические механизмы убеждения, которое широко применялась со времен богословских споров. Человек, обладающий верой в “нечто” психологически чрезвычайно силен. Этим “нечто” может быть вера в Бога или в свою Родину, в свою семью или в свои способности, в свою судьбу или в свое предназначение. Верить во все сразу или хотя бы во что либо отдельное - обязательное и непременное условие жизнеспособности человека. Психология веры - позвоночник всей структуры психики человека.

Психология веры формировалась в процессе богословских дискуссий, которые были, по существу, спорами о том, чем руководствоваться человеку в поисках своего места в жизни. Согласно христианству, “Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (Евр.11.1.). Человек успешно противостоит тяготам жизни только отождествляя себя с родом человеческим, с конкретным народом, государством, местностью, профессией, с членами своего коллектива и семьи. Сам факт отождествления - уже факт веры, дающей ему душевные силы. Булгаков С.Н. писал, что то, во что можно верить, нельзя знать - оно выходит за пределы знания, а в то, что можно знать, нельзя и не должно верить. Кто верит в таблицу умножения, или Пифагорову теорему? Ее знают. По мнению Соловьева В.С., кто не верит, например, в бытие и познаваемость истины и не принимает достоверности первых оснований разумного мышления, тот, конечно, ничего не сделает для науки. Е.Н.Трубецкой утверждает, что, вера, - как уверенность, присуща всякому человеку независимо от его убеждений, и не от его свободы зависит, верить или не верить в бытие внешнего мира и собственное существование. Суть веры заключается по его словам в том, что если искания нашей немощной мысли не увенчались успехом, мы должны быть непоколебимо уверены, что ответ есть. Вера разрешает загадки, которые ставят в тупик теоретический ум. Понимание веры как способа изжития противоречий наиболее кратко воплощено в августиновском изречении "верую, чтобы понимать" (credo ut intelligam) (16).