Насходках все прибывшие из-за рубежа объявлялись вне воровского закона.
Носреди "военщины" было довольно много "вождей" и"идеологов" преступной среды прошлого, которые не хотели мириться стем униженным состоянием, на которое их обрекали "правоверные воры".На этой почве между группировками возникали острые конфликты, перешедшие затемв жестокие схватки. Видные воровские авторитеты "военщины", приподдержке так называемых "польских воров", на своей сходке решили,что если их не признают старые воры, то они внесут существенные изменения внеписаные воровские нормы.
Иони объявили их в 1948 году. Отныне этой категории воров разрешалось работатьнарядчиками, дневальными, заведующими столовыми и т.д. Война между старыми и"польскими ворами" приобретала различные формы. При случае"польские воры" заставляли придерживающихся старых воровских норм припомощи насильственных мер (так называемого "трюмления") отказыватьсяот прежних идей. Для этого был даже придуман обряд целования лезвия "сучьего"ножа. Такую категорию воров именовали "отколотыми".
"Отколотых"воров не принимали не "польские", ни старые, и им ничего неоставалось, как объединившись объявить войну и тем и другим.
Противостояниенередко заканчивалось поножовщиной, воры убивали "сук","суки" - воров. Если в руки "военщины" попадал"центровой вор", то последнего не "пришивали", "-"обезвреживали" путем акта мужеложства. "Обезвреженный"вызывал вполне понятное сочувствие со стороны прежних авторитетов, однако в ихсреду не допускался.
Такимобразом среди воровской элиты образовались три враждующие группировки.Администрация лагерей вынуждена была изолировать их друг от друга, посколькутолько таким образом удавалось избежать больших человеческих жертв.
Вконце сороковых и в начале пятидесятых годов в очень трудное положение попали"мужики", которые стали терпеть притеснения от воров и от враждующихс ними группировок блатарей. Общие кассы перестали справляться со своимифункциями, поскольку в зонах резко увеличилось число авторитетов. С "мужиков"был повышен размер дани до половины заработка. Всякий протест с их сторонырезко пресекался ворами и "поляками" руками фраеров. В нескольких ИТЛпроизошли открытые выступления "мужиков" против воров и"сук". "Мужики" выдвинули лозунг мести и кровавой вражды, ипотому стали называться "беспредельщиками", "махновцами"(т.е. людьми, не признающими воровских законов).
Влагерях начались массовые беспорядки, поджоги. Начальники многих лагерныхпунктов стали обращаться в высшие инстанции с просьбой прислать им специальныегруппы "паханов" из числа рецидивистов для "наведенияпорядка".
Длястабилизации выходящей из-под контроля властей обстановки был предпринят рядпрактических мер. Воров-рецидивистов стали переводить на тюремный режим, дляних специально выделили крупные тюрьмы - Тобольскую, Вологодскую,Новочеркасскую, Златоустовскую. Кроме того, началась активная изоляция их вспециальные лагеря строгого режима, штрафные подразделения, помещения камерноготипа и т.п.
Властивсеми силами стремились разложить воровские группировки. Указом от 13 января1953 года к ним было допущено применять смертную казнь за бандитизм в лагерях.К концу пятидесятых годов прекратились массовые беспорядки воров."сук", беспредельщиков. Принцип работы карающих органов отнынеформулировался так: "Каждой возникающей группировке должен быть положенконец в том лагере, где она возникла".
Влагерях стали вводится советы актива, массовые секции и товарищеские суды.Широко проводилась компрометация авторитетов. В результате многие блатари невыдерживали давления и подписывали письма и заявления с просьбой не считать ихбольше ворами в законе. Таких на зонах называли "прошляками" или"лопнувшими". Метод подписки письменных отречений именовался"ломкой".
Врезультате в 60-х годах руководство МВД объявило о том, что произошло"окончательное разрушение преступной организации и исчезновение воровскихтрадиций и обычаев". Было обещано показать последнего преступника потелевидению в 1980 году...
Насамом деле все это было, конечно, не так. Примерно на два десятилетия традицииэти ушли в подполье, воровское сообщество проводило коренную реорганизациюсвоих рядов. В тюрьмах, ИТК особого режима стали формироваться костякиворовских группировок, куда входили авторитетные фраера, возглавляемые ворами.Фраера, которые в период "сучьей" войны поддержали авторитетов и этимзаслужили их доверие, стали основной опорой паханов.
Следующейпо авторитету группой являлись "мужики", которые делились наподгруппы:
1."Хорошие парни" - те, кто полностью признают воровские понятия изаконы, но не заслужили права находиться в воровском сообществе. Они относятсяк категории отрицательно настроенных.
2."Центровые ("козырные", "воровские") мужики" -осужденные, имеющие непосредственные контакты с авторитетами, соблюдающие"кодекс чести арестанта".
3.Мужики - основная группа. Не нарушающие тюремных традиций и обычаев, одни поубеждению, другие из опасности возмездия.
4."Серые мужики" - частично деградировавшие люди, не следящие за собой.Среди авторитетов они абсолютно не пользуются уважением, но и не преследуются.
Третьякатегория - осужденные, преследуемые авторитетами за нарушение традиций иобычаев. "Отверженные" или "гашеные". К ним относятсяпровинившиеся воры, фраера ("суки отошедшие"), неплатежеспособныедолжники (фуфлыжники), "самозванцы", уличенные в краже у товарищей("крысы"), сотрудничающие с администрацией (стукачи), скрытыегомосексуалисты и те, кто участвовал в секциях профилактики правонарушений("повязочники").
Последнююступень в этой иерархии занимают пассивные гомосексуалисты("обиженные", "опущенные"). Со стороны авторитетов ониобычно не преследуются, так как уже получили возмездие.
Следуетотметить, что развитие мужеложство получило в конце сороковых годов, номассовые размеры стало приобретать с конца шестидесятых. По крайней мере, еще всередине шестидесятых годов в лесных ИТУ проблема гомосексуализма остро нестояла. Каждый лагерный пункт обслуживался проституткой, которых немало завезливо времена Хрущева на Урал, в Сибирь, на Север и Дальний Восток. За плату онабыла доступна не только расконвоированным осужденным, но и тем, кто выводилсяна рабочие объекты под охраной. Как правило, раз в неделю она заходила нарабочий объект до выставления постов караула, весь день обслуживала желающих заплату, а после съема охраны покидала территорию.
3. Классификация осужденных в настоящеевремя
"Ворыв законе". Это лица (как и в 50-е года), получившие такое название наспециальной воровской сходке, как правило неоднократно судимые и глубокоусвоившие криминальную субкультуру. Они по-прежнему считаются"идейными" преступниками. Абсолютное большинство судимо закорыстные, корыстно-насильственные преступления и сбыт наркотических веществ.Средний срок наказания в местах лишения свободы достигает, по нашим данным, 13-15лет.
Каки раньше, вступление в сообщество ограничено и связано с соблюдением рядаформальностей. Основные требования к кандидатам следующие: преданностьворовской "идее"; обладание организаторскими способностями ипреступным опытом; знание воровских "законов"; отсутствие"компрометирующих" данных (служба в армии, работа в ДНД,государственные награды); наличие авторитета среди профессиональныхпреступников, письменные или устные рекомендации от них. Однако по неформальнымнормам поведения нынешние "воры в законе" существенно отличаются отгруппировок рецидивистов 50-х годов.
Перечисленныевыше условия в целом соблюдаются, но даже в этой, своего рода элитарной средепроявляется все сильнее заявляющая о себе паразитарно-анархическая сущностьсовременного профессионального преступника. По выражению одного рецидивиста,"то, что когда-то считалось неполноценным, сегодня, напротив, возвеличено,то, что презиралось, ныне возвышено".
Психологияворов, особенно нового их поколения, претерпела существенные изменения, авместе с тем модифицировались и сами "законы". При изучении личности73 "воров в законе" оказалось, что 11 из них не имели судимости.Столь грубое отступление от воровских традиций связано с тем, что приемосуществлялся за деньги. Подобные случаи вступления в воровское сообщество"за взятку" стали распространенными и способствовали распределениюпреступников на "новых" и "старых". Новое поколение считаетдопустимым такой прием, с помощью которого идет пополнение денежных фондов.
Современные"воры в законе" в отличии от воров 50-х годов стараются тщательномаскировать свой антиобщественный образ жизни под внешне законопослушный.Изменилось и само понятие преступника данного типа. Во-первых, сам он уже несовершает преступлений, а делает это с помощью других лиц ("пехоты").Во-вторых, его деятельность связана преимущественно с решением организационныхвопросов, нередко таких, за которые в 50-е годы сходка приговаривала к смерти.В частности, "вор в законе" стремится устанавливать контакты сработниками правоохранительных органов и иных административных учреждений, онможет отступать от любых неформальных норм, лишь бы это шло на пользу ему и егоокружению. В-третьих, он отходит даже от занятия кражами. Только четвертаячасть изученных "воров в законе" имела отношение к тайному хищениючужого имущества. Остальная масса занималась организацией рэкета, азартных игри преступлений, связанных с наркоманией. Таким образом, можно сделать вывод,что понятие "вор в законе" трансформировалось и приняло совершенноиную, причем более социально опасную криминальную окраску.