У России есть альтернатива: или выживать за счет эффективного использования своих ископаемых ресурсов, или жить с опорой на свои человеческие ресурсы. Правда, для этого российские человеческие ресурсы должны быть конкурентоспособны с представителями других стран. Едва ли это возможно без здорового образа жизни в основе которого лежит готовность терпеть, никому не завидовать, не раздражаться, не бесчинствовать. Нет необходимости изобретать список нравственных ценностей, которые формируют современный образ жизни - он известен. И если в России этим никто не будет заниматься, то придется или довольствоваться хаосом в поведении своих граждан, или заимствовать чужой образ жизни. Очевидно, что перед Россией стоит проблема собственных нравственных стандартов образа жизни. В реальной политической деятельности можно слово “нравственность” не употреблять, но не стоит его забывать.
Жизненная позиция определяется главным образом отношением к труду: по одну сторону баррикады труд почитается высшей доблестью, наградой для каждого человека, по другую - труд считается унижением, тяжелым испытанием, которого нужно избегать всеми доступными методами. Для большей части граждан труд - несомненная высшая ценность, для другой части - наказание и принуждение. Баланс между этими позициями определяет могущество государство или его беспомощность. Совершенно очевидно, что главной причиной развала СССР и нынешних проблем России является крайне низкая производительность и качество труда в стране. Все российские кризисы: Смутное время, Петровские реформы, революции 1917 и 1991 годов были обусловлены не конкурентноспособностью товаров российского производства или их отсутствием. Решить вполне материальную проблему производства нельзя без решения идеальной проблемы - жизненной позиции граждан России.
Конечно, недопустимо считать, что гражданам России изначально присуща склонность плохо работать. Однако, нельзя закрывать глаза и на то, что трудящиеся в СССР массово использовали все возможные тогда способы уклонения от труда: тунеядство, прогулы, симуляции, курилки, имитацию работы, не выполнение норм выработки, приписки, технические остановки и пр. пр. Чем ближе к концу ХХ века, тем меньше становилось количество эффективных работников, способных создать потребительную стоимость. Положение не улучшилось и после 1991 года: в новых условиях частного производства отношение к труду осталось прежним. Только теперь для выполнения работ, требующих высокого качества, Россия ввозит иностранных рабочих. Несомненно, есть причины подобного положения на рынке труда России: первая - это отсутствие эффективной трудовой мотивации, и вторая - это разложение системы подготовки людей, способных к квалифицированному производительному труду.
Проблема трудовой мотивации существует во всех странах мира. Эта головная боль любого производства вызывается тем, что труд - это потребление рабочей силы, которое требует предельного напряжения воли работника. Волевое усилие тяжело дается, и возбуждается только очень сильной мотивацией, которая базируется на мощнейших нравственных ценностях. Даже если мотивация выстроена, ее приходится изменять каждые 25-30 лет из-за совершенствования средств и предметов труда, прихода на производство новых поколений работников. В связи с этим происходят реформы, революции, смена руководителей стран и правящих партий - все они приносят новые модели трудовой мотивации. Именно в этом находится залог подавляющего преимущества западных производителей над Россией, где устаревшая модель мотивации к труду эксплуатируется без изменений много лет. Работникам в России предлагают такую же мотивацию к труду, которую предлагали их предкам Иван Грозный, потом Сталин, а в лучшем случае - систему Тейлора, которую изобрели в США в конце прошлого века. И работают они - соответственно этой мотивации.
Таким образом перед страной, если оно намеревается сохранить своё положение в мире, стоит задача - разработать новые механизмы побуждения к труду. Эту задачу не смогли решить ни Александр II, ни Николай II, ни Ленин, ни Сталин, ни Брежнев, и мы дважды потеряли страну. После 1991 года политический процесс в стране двинулся в сторону раскрепощения производительных сил России, но остановился, когда новые работодатели поняли, задачу какой сложности предстоит решить - побудить народ работать так же эффективно, как работают японцы или американцы. Много проще оказалось вывозить сырье и деньги за рубеж, чем ломать голову над нравственными механизмами трудовой деятельности. Сегодня мы теряем народ не только из-за его ненужности в мировом разделении труда, но и потому, что народ сохраняет человеческий облик только в процессе производительного труда. Незанятость страшна не только тем, что у людей нет средств к существованию, а тем, что без труда разрушаются высшие психические функции, которые делают его человеком. Так Россия - это народ, или Россия - это богатая ископаемыми территория, где люди лишние? Такую нравственно-политическую задачу предстоит решить лидерам страны.
Мировоззрение это совокупность нравственных ценностей, которые делают человека сторонником или противником общественно-исторических отношений в обществе. Мировоззрение вполне конкретно проявляется в материальной жизни людей: они или поддерживают официальную власть, или, напротив, всячески ей мешают. Самое поверхностное проявление безнравственности в мировоззрении - это физическое уничтожение любого рукотворного объекта, если он никем не охраняется. Уничтожаются телефоны-автоматы, уличные скамейки, транспортные павильоны, оборудование электричек, оставленные без надзора здания, памятники, промышленные объекты, парадные жилых домов и т.д. По этой причине Россия практически не сохранила своих памятников старины, уничтожавшихся при малейшем ослаблении государственной власти. Понятно, что это явление именуют вандализмом, но в России не стоит его упрощать до простого варварства.
Не все обращают внимание на то, что бытовому вандализму сопутствует политический вандализм, когда “представители народа” разрушают собственное государство энергичнее, чем заклятые внешние враги. Большую часть того, что было уничтожено в России за обозримый исторический период уничтожили не внешние враги, а внутренние вандалы. Среди их жертв - дважды преданное государство, миллионы соотечественников убиты их руками, тысячи разрушенных храмов, десятки тысяч снесенных с лица земли дворянских усадеб, миллионы сожженных книг и др. Они лишили Россию не только памятников старины, но даже природного ландшафта: в стране исчезает пейзаж и архитектура, на которых можно остановить взгляд. Шайка уличных вандалов - ничто по сравнению с организациями политических вандалов, которые превратили прекрасную страну в помойку и сырьевой карьер. У вандалов всех мастей общая природа - безнравственное мировоззрение.
Безнравственность мировоззрения обнаруживается в форме “фени” - уголовной и нецензурной лексики. Получив широчайшее распространение среди населения, включая представителей культуры, образования, науки, управления, она породила соответствующий ей взгляд на жизнь. Так случилось, что преступным путем через систему тюрем и лагерей было пропущено около половины населения России. Подобная школа жизни отвратила от государства массу граждан, которые стали говорить на двух языках одновременно: государственном (цензурном) и криминальном (нецензурном). С одной стороны эта “школа” мешает поднимать вопросы о нравственности и морали. С другой стороны, эта “школа” выстроила идеологию “черного нала”, “теневого производства”, “черного суда”. Эта “школа” породила противодействие государству во всех возможных проявлениях: от предупреждения водителей о засаде гаишников до выборов депутатов всех уровней из числа антигосударственников. Антигосударственники доминировали в Государственной Думе при Николае II, они и сейчас представлены в органах власти.
Причиной всех видов вандализма является утрата веры в факт существования и влияния высших нравственных ценностей. Массы людей в России не верят никому и ничему, они считают, что весь мир враждебен им, что им в этом мире ничего не принадлежит. Поэтому они разрушают все, что могут вокруг себя. Ни сила, ни деньги не могут быть эффективны в управлении этой частью общества. Люди, лишенные веры, имеют многолетний опыт скрытого противодействия государству. Поэтому основные усилия общества и государства должны быть сосредоточены на возвращении людям веры, сила которой многократно превосходит власть денег и оружия. Это безусловно трудная задача, потому что вера - это уверенность в невидимом как видимом, ожидаемом как настоящем. При всем многообразии точек зрения на природу веры, бесспорно одно - без веры нет человеческой жизни и нет процветающего общества. Добиться того, чтобы люди обрели веру, не прибегая к доказательствам, логике, причинности - историческая задача, которая входит в обязательные функции государства. Не столь важно, какова вера того или иного гражданина России - важно, чтобы она была.
Высшая ценность, о которой не говорят, но ради которой все делается.
Образ жизни, жизненная позиция, мировоззрение в свою очередь являются только условиями достижения высшей, интегральной ценности, название которой практически табуировано. Только в состоянии крайнего вдохновения или возбуждения люди употребляют это понятие в своих разговорах. Только оказавшись у последней черты, когда все аргументы исчерпаны, а все другие слова ничего не объясняют, люди позволяют себе признаться, что они хотели быть счастливыми. Самое скрываемое желание является самым настоящим желанием и самым сильным желанием. В меру своего опыта и образования каждый человек почти интуитивно выстраивает свое счастье. Он делает это, кем бы он ни был и как бы он не объяснял свое поведение.