Смекни!
smekni.com

Российские универсанты и политика (стр. 6 из 8)

Подготовка универсанта для большой научно-общественной жизни требует от него осознанного формулирования смысла всоей жизни. Для этого ему приходиться решить вопросы особого университетского образа жизни, жизненной позиции, мировоззрения, картины мира (Трубецкой Е.Н., 1922).

Универсант систематически занят решением сложнейших интеллектуальных проблем, которые возможны только при условии специального университетского образа жизни. Это означает особый режим всей жизни, работы, отдыха, отношения к питанию, одежде, вещам, алкоголю, наркотикам, животным, окружающей среде и т.д. и т.п. Страсть к книгам и сдержанность в питании или развлечениях объясняется тем, что на решение научной проблемы универсанта уходят годы, десятилетия, иногда, вся его жизнь и все силы без остатка. Выполнение предназначения универсанта возможно только на основе прочной жизненной позиции, которую ничто не может поколебать. Ее основа - отношение к труду. Труд принимается универсантом как обязательное условие успеха. Научный труд понимается им как высшая награда, как признание его особых достоинств и способностей. Его позиция диаметрально противоположна позиции людей, не желающих работать и презирающих чужой труд. Отрицание труда ведет к личной деградации человека, бессмысленности бытия. Труд защищает универсанта от псевдокультуры, романтизации распада психики, морали, психологического и физического самоубийства. Научный труд выполняется универсантом не по принуждению извне, а по собственному решению. (Кравченко А.И., 1987, Юрьев А.и., 1988). Научно-общественная деятельность универсанта базируется на четком, организованном мировоззрении. Именно оно дает универсанту понимание того, что он может, что должен делать, чем ограничена его воля, и на чем базируется его вера. В хаосе всевозможных партий, сект, вождей, идолов, мифов разобраться без веры во вполне определенные, константные идеалы невозможно. Мировоззрение универсантиа строится лично им. Оно дает универсанту независимость, уверенность, силу. Главное достояние универсанта - картина мира, которая формируется на протяжении всей его жизни в процессе познания всего спектра университетских научных дисциплин. Главное в картине мира универсанта - избежать фрагментарности в знании фактов и понимании закономерностей природы и общества. Для формирования картины мира недостаточно знаний одной профессии, сколь угодно большого личного опыта и т.п. Источником научной картины мира могут быть только данные, которые получены из научных исследований. Картина мира может быть создана только личным трудом универсанта в специальных университетских условиях, и не может быть куплена за любые богатства. присвоена, завоевана и т.п. (24).

Совокупность этих четырех плодов университетского образования и является главной причиной многовековой поддержки университетов обществом и государством. Рано или поздно наступает такой час, когда смысл жизни становится главным вопросом общества, пресытившегося радикальными анти-политическими акциями. Пришлось же восстанавливать Петербургский университет, открывать заново исторический, юридический и другие факультеты после их суматошного разгрома в 20-е годы!

2.3.2. .СЕМЕЙСТВО особенностей образования универсанта. Понимание.

Когнитивные системы в разных учебных заведениях строятся по совершенно различным основаниям. Развитие университетской когнитивной системы изложено Н.И.Сазоновым (1886), который еще в прошлом веке, работая с Петербургском университете, ввел критерии для различения знания и понимания, ума и разума. Вся система образования сложилась таким образом, что университет ориентирует своих выпускников на понимание проблем и развитие разума. Учебные заведения, готовящие специалистов-профессионалов высшей квалификации ориентированы на передачу своим студентам знаний и развитие их профессионального ума (по терминологии Н.И.Сазонова).

Ум профессионала связан с практической деятельностью, он способен ошибаться, он несамостоятелен, придан другим способностям, является их орудием для достижения конкретных известных целей. Он не имеет своих задач и поэтому бездействует и ослабевает, когда нет деятельности. Ум питается знанием. Знание происходит по причине, ограниченной простым сознанием того, что предмет существует. Ум ограничивается теми признаками и формами, которые доступны органам чувств. Знание отрывочно, бессвязно, оно не соединяет различных явлений в одно целое, неразрывно скрепленное внутренней причинной связью. В знании все случайно и необъяснимо. Знание увеличивается через простое прибавление одних знаний к другим. Каждое приобретенное знание замкнуто в самом себе и не вызывает необходимо нового знания, ограничивается внешними признаками и наружными формами, но не внутренней природой познаваемого явления.

Разум же универсанта, напротив, связан с теоретической деятельностью, он - нечто замкнутое и глубоко самостоятельное. Не человек обладает разумом, а он живет в человеке, покоряя его волю и желания, но не покоряясь ему. В самом себе разум носит свою цель и, скорее, заставляет человека забывать о всех нуждах и потребностях, нежели служить им. Внешняя деятельность подавляет его. Понимание образуется с целью. Понимание раскрывает то, что лежит под внешними предметами и формами, то, что производит их. Цель понимания - постигать отдельные явления в их взаимной связи, понимать целое, части которого составляют это явление. В понимании все необходимо и понятно. Понимание совершенствуется, становится глубже и полнее. Истины соединяются только в понимании. Понимание образуется при господствующем участии человеческого разума, и чувства только орудия для него. Разум неодинаков у различных людей, и понимание свойственно им не в одинаковой степени (Лейбниц В.Г., 1939, Сазонов Н.И., 1886, Брудный А.А., 1975, Брушлинский А.В., 1979, Дридзе Т.М., 1976, Зимняя И.А., 1976).

Выпускник высшего профессионального учебного заведения обладает развитым умом и обширными знаниями, которые по требованиям профессии использует для решения конкретных служебных задач. Универсант совершенствует разум и добивается понимания проблем, которые кажутся несвоевременными, и которые помимо его воли определяют всю его жизнь и всю его деятельность.

2.4. Научно-общественная деятельность универсанта

2.4.1. РОД качества деятельности универсанта. Качества информации.

Самым большим достоинством университетского образования является научная информация, создаваемая универсантом. Она резко отличается от основной массы информации, подготовленной для массового потребителя искусными “кулинарами” из средств массовой информации, специалистами маркетинговых институтов, издателями множества книг и журналов. Их информация агрессивно ищет и находит потребителя, легко усваивается, создавая иллюзию информационной “сытости”. Универсант создает информацию совершенно иного рода, а его главная социальная ответственность заключается в качествах этой информации (Ломов Б.Ф., 1984, Крылов А.А., 1972, Гальперин И.Р., 1981, Лурия А.Р., 1979, Петренко В.Ф., 1988, Шерковин Ю.А.,1973 и др.)

Сообщение универсанта превращается в Информацию при условии одновременного присутствия в нем восьми психологических качеств информации. Каждое последующее качество строится на каждом предыдущем качестве. Отсутствие одного любого качества делает всю информацию частично или полностью непригодным для использования.

Первоначально Сообщение универсанта об изучаемом, обсуждаемом, анализируемом объекте насыщается признаками объективной информации. В основе объективной информации лежат ее достоверность, доказанная научными методами, и ее полнота, исключающая утрату сведений об объекте. Часто объективная информация сознательно или непроизвольно “фальсифицируется” - подделывается, искажается, подлинное подменяется ложным. Фальсификации порождают бредовые научные и общественные идеи - неправильные, не соответствующие истинному положению вещей суждения, ложные теории и т.п. Следующей целью деятельности универсанта является создание системной информации, в которой представлено взаимовлияние всех научных дисциплин, изучаемых в университете и обладающей мощным прогностическим содержанием. Под видом системной информации часто подбрасывается ее подобие - информация дезориентирующая, неправильно определяющая местонахождение общества в историческом процессе, экономическом состоянии, отношениях с иными народами и государствами. Она порождает сверхценные псевдообщественные идеи, не носящие откровенно нелепого характера, но субъективно имеющие столь большое значение, которого они не заслуживают. Затем универсант обеспечивает организованность информации - т.е. ее представление в современной форме, регламентированной требованиями к научным отчетам, рукописям для издания, диссертационным исследованиям, компьютерным программам и т.п. Поэтому организованная информация подменяется “деморализующей информацией” - трансформирующей нравственные ценности, подталкивающей к информационному вандализму, разрушению истины, осквернению научных традиций. Подобная информация провоцирует “скачок идей”, который следует из нарушении последовательности умозаключений, утверждений отрывочных, хаотичных, мыслей незавершенных, поведения непоследовательного. Далее универсант обеспечивает “достаточность информации” - абсолютный минимум, который необходим для понимания проблемы, но который не перегружает восприятия, памяти, мышления получателя информации. Достаточная информация может подменяться “энтропийной информацией”, приводящей к "информационной смерти" (по аналогии с "тепловой смертью”). В этом случае тысячи публикаций на тысячи ладов толкуют элементарные вещи и делают известное - неизвестным, понятное - непонятным, ясное - неясным. Но при этом доминируют наиболее примитивные, мистические, бредовые объяснения. Информационная избыточность может привести к феномену “навязчивых идей” - мыслей, от которых хочется, но невозможно избавиться. Наконец универсант преобразует свое сообщение в “читабельную информацию”, т.е. адаптированную к тезаурусу получателя информации. Читабельная информация может подменятся “дезинформацией” - ложными сообщениями, которые вводят в заблуждение под видом истинных. Результатом таких информационных процессов становится стремительно развивающаяся “бессвязность мышления” - правильное восприятие частностей, но неспособность к синтезированию частностей в целое. Тогда известные факты не продуцируют мыслей, а нанизываются друг на друга случайным образом, превращаясь в набор отрывочных фрагментов не имеющих смысла. Универсант придает своему сообщению свойства “конкретной информации”, позволяющей ее реализовывать в реальном времени и пространстве. Ее противоположностью является “дезорганизующая информация” - т.е. расстраивающая систему научного знания, разрушающая порядок деятельности, приводящая к развалу планов и программ. Осуществляется подобное поведение методами “научного резонерства”, признаками которого являются абсолютно бессодержательные, бедные мыслью схоластические выступления, облеченные в витиеватую и очень правильную грамматическую форму. На этом этапе сообщение универсанта превращается в “практичную информацию”, которая оценивается по ее действенности в процессе реальной работы. Практичной информации противостоит “развращающая информация”, побуждающая к запрещенным действиям: цель становится всем - средства ничем, неблагие средства используются для достижения благого результата, право истины замещается правом силы и т.д. Распространение развращающей информации порождает феномен “разорванности мышления”, при котором понятия и представления сочетаются друг с другом на основе случайных или формальных признаков. Тогда появляются бессовестные ссылки на очевидные истины для выполнения действий, из этих истин не следующих. Сообщение универсанта окончательно преобразуется в “необходимую информацию”, без которой невозможно достижение целей получателя информации. Часто необходимая информация подменяется “дезинтегрирующей информацией”, разъединяющей неразрывно связанное целостное единое множество научных фактов на соперничающие, противоборствующие точки зрения. Выходом из подобной ситуации являются “компульсивные идеи” - нелепые мысли, бессмысленные действия, которые не вызывают сомнений из-за убежденности, что иначе действовать в создавшихся условиях невозможно. Носители компульсивной идеи осознают бессмысленность своих действий, но преодолеть влечение к ним не могут, как алкоголик понимает пагубность своего влечения, но контролировать себя не в состоянии (18,24).