Смекни!
smekni.com

Современные представления о расах и этносах (стр. 1 из 2)

Современные представления о расах и этносах

Московский Гуманитарный Институт Им. Е. Р. Дашковой, факультет психологии

1. История расового исследования.

Современный этно-расовый лик земли образовался в результате развития расовых и социальных категорий. Изначально группировки древних людей были территориально разделены. Постепенно эти группы смешивались, сдвигались с мест первоначального обитания, образовывая расовые конгломераты и постепенно изменялись. Чтобы понять взаимоотношения каждой из этнической группировки и выявить сложившиеся расовые компоненты, необходимо разделить по пунктам исторический комплекс развития. Расовый анализ является лишь одной стороной расово-антропологического изучения. Выделение типов связано с установлением генетических связей, расового синтеза, расовой системы и проблемой образования рас.

Восстановление истории расового развития На основании костных останков должно, непременно, сопровождаться доказательством наличия действительной преемственности в хронологических звеньях. При отсутствии культурно-исторических доказательств преемственности генетические расовые ряды теряют свою ценность и реальность. Иногда, на практике, приходится сталкиваться с народами «без истории», историческое прошлое которых является загадкой. И тогда применение историко-антропологических методов становится невозможным. В этом случае приходится идти другим путем: изучать огромное многообразие настоящего с помощью приемов расово-аналитического порядка и восстанавливать на его основе пути данной стадии. Но даже в этом случае задачей расового исследования остается изучение истории конкретных групп.

2. Некоторые принципы расового анализа.

Принцип историчности расообразования

Сводится к необходимости рассматривать расообразование как процесс, признающий, что лик земли образовался в результате сложного исторического развития расовых групп, эволюционировавших, смешивавшихся, исчезавших, и т.д.

Принцип специфичности расы.

«Человеческие расы – это биологические коллективы людей, объединенных генетической общностью морфологического, а может быть и физиологического строения». Расовые группы не представляют собой механической смеси похожих друг на друга людей, обладают специфическими коллективными свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных составляющих группу индивидуумов. Из этого принципа следует:

а) противоположность, взаимопроникновение и единство внутри- и межгрупповых взаимосвязей;

б) этногеографическая реальность расы, т.е. приуроченность расовых групп к историческим формациям и географическим зонам.

Принцип таксономической неравноценности расовых категорий.

Представляя единый род и возможно вид, Homosapiens подразделяется на низшие таксономические группы-расы разных порядков, расположенные в иерархической последовательности аналогично (но не идентично) делениям низших таксономических групп в биологии. Выделяя расовые группы разных порядков, нельзя считать их замкнутыми в себе. Между группами появляются промежуточные формы.

Принцип таксономической неравноценности расовых признаков.

Вытекает из всех предыдущих пунктов и указывает на то, что каждой конкретной таксономической категории соответствуют характерные для нее таксономические признаки.

3. Древние кости скелетов и демографические показатели населения.

Кости скелета, как известно, меняются на протяжении всей жизни во многих деталях. Самые показательные изменения происходят в черепе. Комплекс изменений всех костей позволяет установить точный возраст на момент смерти (+-3-5 лет). Имеющиеся данные о древних скелетах показывают, что умирали тогда в достаточно молодом возрасте. Условия захоронения пожилых людей в древности вряд ли отличались от современных.

Проведенные Энджелом исследования показали, что средний возраст смертности населения Древней Греции около 40 лет для мужчин и 31 год для женщин. Этот показатель значительно выше показателя смертности в мезолитическую эпоху. Сейчас показатель смертности женщин выше, чем у мужчин.

Изменения смертности по эпохам хорошо прослежено в Японии. Ученые исследовали отдельные погребения начиная от среднего неолита (7.500 до н.э.), до XXVII в. н.э. К XXVII веку показатель смертности увеличился в среднем на 13 лет.

4. Рост численности населения ( новая эра летоисчисления).

Поскольку постоянно происходили изменения как в составе территория, так и составе населения, демографические сведения прошлых веков о населении достаточно отрывочны и не всегда сравнимы. Сведения о народах Западной Европы наиболее пригодны для сравнения. В конце 1-го тысячелетия нашей эры численность населения составляла во Франции 9 млн. человек, столько же в Испании, в Великобритании почти 2 млн. Прирост населения сильно возрос в XIX веке, и заметно спал в XX.

Начальной стадией формирования этносов можно считать эпоху становления языка. Рост численности племен неизбежно приводил к общению с другими племенами. В результате взаимодействия либо одно племя вытесняло другое, либо сливалось с ним. Как правило общим языком становился язык более сильного племени, но бывало и так, что пришлое племя изучало язык хозяев.

Основной мерой приспособленности популяции к занимаемой территории, являются показатели низкой детской смертности, достаточная продолжительность жизни и другие.

5. Происхождение метисов

Когда растущее племя начинает расширять свою территорию, оно неизбежно вступает в контакт со смежными популяциями. Если такие группы однородны по языку и укладу жизни, скорее всего они сливаются. Бывает иногда и так, что более сильное племя либо изгоняет коренных жителей, либо уничтожает (кроманьонцы уничтожили неандертальцев). Побежденные хозяева смещались в горные районы и неблагоприятные пустынные. Побежденные, но остающиеся на своей территории племена, учили язык «завоевателей» и, в таких условиях, преград для смешанных браков не возникало. Таким образом создавалась большая единая этническая группа. Достигая по численности несколько тысяч человек, группа имеет, как правило, достаточно сложное происхождение.

Метис – потомок людей, произошедших от разных племен.

Наиболее широкое развитие метисация получила в XVI-XVII в.в. в эпоху колонизации европейцами далеких стран. Между переселенцами, которые занимали более пригодные для земледелия, скотоводства и промышленности территории, и коренными жителями устанавливались различные отношения, но как правило они носили завоевательский характер и коренным жителям приходилось осваивать хозяйственные нововведения колонистов и нередко они становились рабами. Если же коренное население сопротивлялось, пришельцы (не имея никакого морального права) порой даже истребляли целые племена «непокорных». Примером может служить Австралия - там практически полностью исчезли коренные жители.

Можно долго приводить примеры метисации, но достаточно упомянуть американский континент – область наибольшего смешения разных этнических групп.

6. Поколение.

Согласно генетическим канонам поколение – «период времени между актами самовоспроизведения генов». Основываясь на определениях, проведенных генетиками и антропологами, можно считать, что к какому бы кругу народов он ни принадлежал, средняя длительность нарождения нового поколения составляет 25-26 лет. Причем в разных концах Земли у разных народов это время приходится, в среднем, на одни и те же годы.

Изучая гены современного человека, можно быть уверенным в том, что у них были свои предшественники в каждом предыдущем поколении и что время нарождения не прерывалось ни разу.

7. Немного истории.

На крайнем северо-западе Монголии проживает небольшая этническая группа-хотоны. Как этнос они начали формироваться около 250 лет назад. Тогда во время войн джунгаров пленные, бывшие выходцами из узбеков, казахов, уйгуров и других народов Средней и Центральной Азии, были поселены на этом кусочке земли что бы наладить земледелие. Но перенесенные с родины навыки к земледелию в условиях преобладающего скотоводства были постепенно утеряны. Но не смотря на это новая этническая общность - хотоны все же возникла. Прошла революция, и в Монголии земледелие хотонов претерпело некие видоизменения. Мало эффективность этого занятия привела к тому, что в 1934 году специальным постановлением хотоны были переориентированы на новый для вид деятельности - скотоводство. Земледелие же осталось, но лишь на уровне приусадебного хозяйства. Такие изменения повлекли за собой полную реорганизацию всей популяционной структуры хотонов, в том числе структуры брачных связей, а значит миграции генов.

Древний народ Центральной Азии – уйгуры, истощил свои силы в борьбе с захватчиками. В 70-х годах прошлого века уйгуры примкнули к восстанию дунган. Дунгане – многомиллионное меньшинство Китая и уйгуры потерпели поражение от регулярной китайской армии. В поисках спасения они устремились в среднеазиатские пределы России. Русским пограничникам было дано указание пропустить беглецов и закрыть границу пред китайской армией. Часть беженцев поселилась в Ферганской долине.

Ещё одна группа народов – тюрко-язычные тювинцы, тоджинцы тофалары. Сейчас тюркские языки распространены от Колымы на северо-востоке до Босфора на юго-западе Евразии. Но их родина находится в Алтае-Саянском нагорье и прилегающих районах Монголии. Появление тюрок в истории зафиксировано в древнекитайских летописях. Древний Китай на протяжении тысячелетий вел наступательные войны за овладение Центральной Азией. Первое упоминание о тюрках в летописях относится к 518 году.

В период с 626-659 гг. погибли две тюркские империи – Западный и Восточный Каганат, между которыми Саяны составляли как бы северный пограничный район. Выход из под центральной власти дал начало самостоятельному развитию тюрко-язычных народностей на Северной окраине Внутренней Азии.