Смекни!
smekni.com

Дидактические возможности отдельных методов обучения на уроках литературы в старших классах (стр. 13 из 16)

Следующий урок (см. приложение №5)был посвящен теме: “ Своеобразие личности Ф.И.Тютчева.” Он проходил в форме проблемно-поисковой беседы. Главная задача моей беседы была: дать целостное представление о мировоззрении Ф.И.Тютчева, его характере и образе мысли. Урок начинался с сопоставительного анализа стихотворения Г.Р.Державина “Река времен….” и Ф.И.Тютчева “На новый 1816 год”. Учитель выразительно прочитала эти стихи. Коллективно была определена тема этих стихотворений, проведена небольшая беседа. Учитель делает вывод, что оба этих стихотворения написаны в один год. Первое принадлежит Г.Р.Державину, второе Ф.И.Тютчеву…..

Для того, чтобы начать знакомства с творчеством Ф.И.Тютчева, учитель просит вспомнить знакомые стихи и прочесть выразительно. Старшеклассники прочитали стихотворение:

Зима недаром злится,

Прошла ее пора-

Весна в окно стучится

И гонит со двора…..

И все засуетилось,

Все нудит зиму вон

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон….

Известно, что все эти стихи – о природе. Жизнь природы была одной из центральных тем в поэзии Тютчева. Чтобы лучше понять, с учащимися был проведен творческий эксперимент. В течение десяти минут учащиеся должны были в стихотворении Тютчева “Осенний вечер” вставить пропущенные эпитеты.

Есть в светлости осенних вечеров

_________ , ________ , прелесть:

_________ , блеск и пестрота дерев

_________ листьев _________ , _________ шелест,

_________ и ___________ лазурь.

Над ___________ землею,

И, как предчувствие ____________ бурь,

___________ , ____________ ветер порою,

Ущерб, изнеможенье и над всем.

Та – улыбка увяданья,

Что в существе ____________ мы зовем

___________ стыдливостью страданья.

Работа выполнялась индивидуально десять минут, после чего продолжалась коллективно: учащиеся предлагали свои варианты эпитетов для каждого случая, а учитель записывал их на доске. В итоге получился примерно следующий набор определений: прекрасная, чарующая (прелесть); красивый, волшебный (блеск); нежный, тихий (шелест); высокая, чистая (лазурь). В большинстве случаев предложенные определения носили номинативный, назывной характер, явления описываются по внешним, чувственным признакам: тихий, чистый, небесный,опустевший, холодный. Лишь некоторые могли претендовать на художественность и выражение душевного состояния человека, созерцающего пейзаж: чарующая, суровый. Далее учитель вписывает пропущенные эпитеты:

Есть в светлости осенних вечеров.

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев;

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь.

Над грустно сиротеющей землею,

И, как предчувствие о ходящих бурь,

Порывистый, холодный ветер порою,

Ущерб, изнеможенье и на всем

Та короткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Для того, чтобы прояснить смысл творческого эксперимента и подвести своеобразный философский итог, учитель познакомила учеников с размышлениями Владимира Соловьева об образе природы у Тютчева, дает их в собственном сжатом изложении. Предложила записать в тетрадь в качестве вывода урока слова В.Соловьева: «У Тютчева важно и дорого то, что не только чувствовал, а и мыслил, как поэт, -чтоб был убежден в объективной истине поэтического воззрения на природу…Вовсе не высшее знание, а только собственная слепота и глухота заставляют людей отрицать внутреннюю жизнь природы.”

Таким образом, в ходе проблемно-поисковой беседы я ставила перед учащимися ряд последовательных и взаимосвязанных между собой вопросов, отвечая на которые они высказывали некоторые предположения и попытались самостоятельно высказать их справедливость, осуществляя тем самым некоторые самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. Если в ходе эвристической беседы такие предположения касаются обычно лишь одного из основных элементов новой темы, то во время проблемно-поисковой беседы учащиеся разрешают целую серию проблемных ситуаций. Также на уроке учитель применял ряд проблемно-поисковых упражнений, ученики самостоятельно по заданию учителя выполняли определенные виды действий, которые подвели их к усвоению новых знаний. В процессе анализа стихотворения ученики не применяли, а именно усваивали новые элементы знаний, которые затем осмысливали и применяли на практике при выполнении самостоятельных работ. Создание проблемной ситуации предполагает наличие проблемы, то есть соотношение нового и известного. Перед учителем вставали задачи организации таких ситуаций, в которых объективная организуемая им проблемная ситуация, содержащая в себе противоречия и учитывающая возможности обучающихся, стала бы их субъективной проблемной ситуацией, была бы присвоена ими в форме некоторой подлежащей решению проблемы. На этом уроке учащиеся получили достаточно полное представление о мировоззрение Ф.И.Тютчева, его характере и образе мысли. Хоть беседы ребята с помощью учителя решали проблемные задачи, которые помогли раскрыть тему этого урока.

Кроме анализа уроков мы проанализировали творческие работы учащихся (см. приложение №6). Задание было дано на уроке после изучения жизни и творчества Афанасия Афанасьевича Фета и Федора Ивановича Тютчева, после анализа некоторых стихов этих поэтов (см. приложение №7). Нужно было написать сочинение “Мое отношение к творчеству А.А.Фета или Ф.И.Тютчева” или сделать анализ стихотворения любого из этих поэтов.

В работах старшеклассники выразили свое отношение к стихам, включая в свои сочинения биографические факты из жизни А.А.Фета и Ф.И.Тютчева, старались выразить внутренний мир поэта, противоборство волнующих его чувств.

Анализируя работу Анатолия С. нужно отметить, что он хорошо знаком с жизнью и творчеством А.А.Фета. Например, “А.А.Фет родился в ноябре 1820 года в имении Новоселки, невдалеке от Мценска Орловской губернии. Отец его-ротмистр в отставке, помещик Афанасий Шеншин, принадлежал к старому роду Шеншиных. Мать-Шарлотта Фет дочь оберкригс-комиссара Бекнера, носила фамилию по своему первому мужу ”.

Антон Ш. В своей работе отмечает, что “….до четырнадцати летнего возраста Фет жил и учился дома, затем был отвезен в пансион Крюмлера в городке Верро. Здесь он провел три года, затем полгода Фет прибывал в пансионе известного историкам Погодина в Москве, после чего поступил в Московский университет, а потом на словесное отделение философского факультета. ”.

Люба П. и Евгения Б. отметили, что жизнь Фета была сильно усложнена двумя обстотельствами, наложившими отпечаток на судьбу, на мировоззрение поэта. “Первое обстоятельсво связано с происхождением Фета . Родившись в семьи Шеншиных он не имел права называть себя русским дворянином. Причина этому ясна. Лечившийся в Германии Шеншин увез от мужа Шарлотту Фет, родившую мальчика через месяц по прибытию в Россию. Этому мальчику было дано имя Афанасий….Позднее духовные власти обнаружили, что мальчик родился еще до брака Шарлоты Фет с Афанасием Шеншиным. В отличие от своих младших братьев и сестер, законно именовавшихся Шеншиными, он должен называться Фет. Второе обстоятельство наложившее отпечаток на его личность и душу: в годы военной службы Фет в семье помещика Бржевского познакомился с Марией Лазич. Она была поклонницей его поэзии, даровитой музыкантшей. Молодые люди полюбили друг друга. Фет бежал от этого чувства, он считал, что бедность его и Лазич делала невозможным их брак. Вскоре Марии Лазич не стало, она сгорела (несчастный случай или самоубийство-неизвестно). Фет не мог уйти от этой трагедии и до глубокой старрости он писал стихи, обращенные к ней, к своей загубленной любви. ”

Говоря о жизни А.Фета старшеклассники не могли не отметить сведения о последних годах жизни поэта. Например, в работе Ирины М.:”последние годы жизни поэта были омрачены болезнями. В 1892 году по приезду в Москву, он заболел бронхитом. Не дожив до своего семидесятилетия, Фет умер. Говорят, его смерти предшествовала попытка самоубийства.”

Так, о творчестве Ф.И.Тютчева говорится в работе Юлии П. :”Тютчева принято называть”певцом природы”. Автор “Весенней грозы” и “Весенних вод” был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих картины и явления природы, где природа обычно вызывает у поэта размышление о загадках мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия.”

И в работе Николая Г. :”К лучшим созданиям Тютчева принадлежат и любовне стихотворения, проникнутые глубочайшим психологизмом, подлинной человечностью, благородством и прямотой в раскрытии сложнейших душевных переживаний. На склоне лет Тютчев испытал, быть может, самое большое в своей жизни чувство-любовь к Е.А.Денисьевой. Именно с этой ”последней любовью” связаны многие шедевры Тютчевской лирики:”О, как убийственно мы любим ….”, “Чему молилась ты с любовью….”,”Не говори : меня он как прежде, любит…”,”Весь день она лежала в забытье….”,”Накануне годовщины четвертого августа 1864 года.””Все эти стихи образуют так называемый “денисьевский цикл”.