Сон и сновидения З. Фрейда – природа их происхождения.
Реферат выполнила: Коломиец Н.В.
АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Кафедра философии и политологии
МОСКВА 2003
Содержание
1. Биографические сведения
2. Царская дорога к бессознательному
3. Материал сновидения. Память в сновидении
4. Источники сновидений
I Внешнее (объективное) чувственное раздражение
II Внутреннее (субъективное) чувственное раздражение
III Внутреннее (органическое) физическое раздражение
IV Чисто психические источники раздражений
5. Почему человек забывает сновидение по пробуждении
6. Заключение о сновидениях
Исходные мировоззренческие установки основателя психоанализа.
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. Во Фрейбурге, провинциальном городке на окраине Австро-венгерской империи, в семье мелкого торговца. Фрейд воспитывался в духе времени, когда религиозные традиции и обычаи уже утратили силу. Под влиянием отца в мальчике пробудилась любовь к книгам и страсть к знаниям.
В гимназические годы мировоззрение З. Фрейда формировалось под влиянием идей рационализма и естественнонаучного эмпиризма.
В 1873 г. Он поступил на медицинский факультет Венского университета и через восемь лет получил степень доктора медицинских наук. Пройдя стажировку в Венской народной больнице. Фрейд открыл врачебный кабинет и занялся лечением неврозов, он искал таинственную причину их возникновения.
Получив в 26 лет докторскую степень, Фрейд вследствие материальных затруднений вынужден был заняться частной практикой. В начале он работает хирургом, однако, прослушав курс по психиатрии он заинтересовывается этой областью, прежде всего связью между психическими симптомами и физическими болезнями. К 1885 году он добивается престижного положения лектора в Венском университете. При помощи Брюке Фрейд получил стипендию для поездки в Париж в клинику Шарко. Эта стажировка не только доказала Фрейду роль гипноза в лечении истерии, но и приоткрыла впервые завесу на бессознательным, продемонстрировав в сеансах гипноза роль неосознанных мотивов в поступках человека. В связи с этим у Фрейда рождается предположение о связи неврозов с сексуальными отклонениями.
Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а в 1897 он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции.
Царская дорога к бессознательному.
Сновидение - одна из сфер душевной жизни человека, являющаяся объектом психоаналитического исследования. Для З. Фрейда сновидение – это «царская дорога» к познанию бессознательного и лучший способ подготовки к исследованию неврозов. Сновидение рассматривалось им в качестве невротического симптома, свойственного всем здоровым людям.
В древности сновидениям придавалось большое значение, в них усматривались знаки будущего. Толкователи сновидений находили в них различные предзнаменования. В XIX веке появились экспериментальные исследования, целью которых стало определение влияния физических раздражений на содержание сновидений.
Придавая сновидениям важное значение, Фрейд исходил из того, что они имеют смысл и их толкование способствует пониманию душевной жизни человека. Фрейд предполагал, что сновидение представляет собой не физиологическое, а психологическое явление. Сновидение – продукт и проявление видевшего сон человека. Поэтому видевший сон сам должен сказать, что значит его сновидение.
Второе предположение состояло в утверждении, что видевший сон знает о смысле своего сновидения. Он только не знает о своем знании и поэтому полагает, что не знает этого. Задача заключается в том, чтобы дать возможность видевшему сон обнаружить свое знание и сообщить его психоаналитику.
Для Фрейда сновидение – это осуществление запретных, подавленных, вытесненных в бессознательное желаний, возвращение человека к его инфантильному (детскому) состоянию. В сновидении находят отражение наши собственные влечения и желания. В нем вновь оживают все характерные черты примитивной душевной жизни, включая различные формы проявления сексуальности.
В целом сновидение рассматривалось Фрейдом в качестве компромиссного образования. С одной стороны, оно удовлетворяет запросы человека, связанные с желанием спать, путем отказа от внешнего мира. С другой стороны. Оно дает вытесненным влечениями человека возможность удовлетворения в форме галлюцинаторного исполнения желания.
Изучение сновидений помогает понять неврозы, а знакомство с неврозами способствует лучшему пониманию сновидений.
Работа сновидения состоит в переводе скрытых мыслей в явное его содержание. Эта работа осуществляется с помощью механизмов сгущения, смешения, превращения мыслей в зрительные образы, вторичной обработки. Благодаря этим механизмам сновидение может искажаться, выглядеть странным, абсурдным, непонятным. В явное сновидение переходит только часть материала скрытого сновидения. При этом отдельные элементы скрытых мыслей могут соединяться между собой, образуя в явном сновидении нечто целое. Так, сновидящий может видеть образ любимой девушки, составленный из отдельных черт, принадлежащих его матери, ее подругам, жене знакомого и другим лицам.
В психологическом отношении самое интересное в работе сновидения – это превращение мыслей в зрительные образы. Так, например, в процессе работы сновидения мысль о разводе с женой может вылиться в изображение веселого застолья мужа, похорон супруги, треснувшего арбуза, перелома ног и рук в результате автокатастрофы или иной картины, вызывающей недоумение.
Таким образом, в понимании Фрейда работа сновидения – это своеобразный психический процесс, заслуживающий внимания и требующий изучения. Фрейд исходил из того, что сновидение как целое является искаженным заместителем бессознательного. Задача толкования сновидения – найти это бессознательное.
Толкование сновидений является уделом психоаналитика, лечащего неврозы. Остается только добавить, что в одной из своих работ Фрейд напоминал об уместности изречения древнегреческого философа Платона, согласно которому добродетельный человек ограничивается тем, что ему снится то, что дурной совершает в реальной жизни.
Материал сновидения. Память в сновидении.
То, что весь материал, образующий содержание сновидения, так или иначе происходит от реальных переживаний и во сне лишь воспроизводится, вспоминается, - это, по крайней мере, должно быть признано бесспорнейшим фактом.
Прежде всего бросается в глаза то, что в содержании сновидения имеется материал, за которым по пробуждении человек отрицает принадлежность к своему кругу знаний и переживаний. Он вспоминает, что это снилось ему. Но не помнит, что когда-либо пережил это. Он остается затем в неизвестности. Из какого источника черпало сновидение; им овладевает искушение уверовать в самостоятельную творческую способность сновидения; но неожиданно, иногда спустя долгое время, новое переживание переносит мнимо утерянное воспоминание на более раннее переживание и находит тем самым источник сновидения. Приходится сознаваться тогда, что в сновидении человек знал и вспомнил нечто, чего не помнил в бодрствующем состоянии.
То, что сновидение имеет в своем распоряжении воспоминания, недоступные бодрствованию, представляет очень важный факт. Один пациент сообщает, что у него некоторое время вертелось на языке слово «Муссидан». Он знал, что это – название французского города, но подробностей об этом городе не знал никаких. Однажды ночью ему приснился разговор с каким-то человеком, который сказал ему, что он из Муссидана. И на его вопрос, где этот город, ответил: Муссидан – окружной город в департаменте Дордон. Проснувшись, он не придал никакого значения справке, полученной во сне. Учебник географии показал ему, однако, что она была совершенно справедлива. Этот случай доказывает превосходство познания сновидения, но не выясняет забытого источника их.
Некоторые авторы, не сомневающиеся в тесной связи содержания сновидения с бодрствованием, обратили внимание на то. Что впечатления, интенсивно владеющие бодрствующим мышлением, лишь в том случае воспроизводятся в сновидении , когда мышление дня до некоторой степени успело отодвинуть их на задний план. Так, например, близкий умерший снится не в первое время после его смерти, когда еще скорбь по нему наполняет существо оставшихся в живых. Между тем одна из последних наблюдательниц, собрала примеры и противоположного свойства и стоит и в этом отношении на точке зрения психической индивидуальности.
Источники сновидений.
Что следует разуметь под источниками сновидений, можно разъяснить ссылкою на народную поговорку: сон от желудка. За этой народной мудростью скрывается теория, видящая в сновидении следствие беспокойного сна. Человеку ничего не снилось бы, если бы сон его был безмятежен, и сновидение есть реакция на такое постороннее вмешательство.
Источники сновидений можно разбить на четыре группы, которыми пользуются и для классификации самих сновидений:
Внешнее (объективное) чувственное раздражение.
Внутреннее (субъективное) чувственное раздражение.
Внутреннее (органическое) физическое раздражение.
Чисто психические источники раздражений.
Внешнее чувственное раздражение.
Когда мы засыпаем, мы все стремимся достичь ситуации, аналогичной эксперименту Штрюмпеля. Мы закрываем важнейшие органы чувств, глаза, и стараемся устранить и от других всякое раздражение или хотя бы всякое изменение действующих на них раздражений. Мы засыпаем. Хотя наше намерение никогда в полной мере не осуществляется. Мы не можем ни совершенно устранить раздражений от наших органов чувств, ни уничтожить возбудимости этих органов. То, что нас во всякое время может разбудить более или менее сильное раздражение, доказывает, что «душа и во сне остается в непрерывной связи с внешним миром». Чувственные раздражения, действующие на нас во время сна, могут чрезвычайно легко стать источниками сновидений.