умения воплощать в словесных, живописных, пластических импровизациях собственные впечатления о художественном явлении, музыкальном сочинении.
умений анализировать средства художественной выразительности, обращать особое внимание на роль образной детали.
Далее мы приводим фрагменты из конспектов уроков, в которых предоставлены разнообразные формы, методы и приемы развития креативности детей в процессе усвоения вышеуказанных средств музыкальной выразительности.
Работу над выразительными средствами музыки во втором классе мы начинаем с процесса усвоения и творческого освоения понятия «штрихи».
Понятие «штрихи» мы рассматриваем уже на втором уроке темы «Музыка осени», рассчитанной на 4 часа. В подтеме «Осенний дождь» знакомим детей с понятием «Staccato». Детям предлагается прослушать пьесу Балтина «Дождь танцует». Во время второго прослушивания детям дается задание легонько постукивать пальцами по поверхности стола в ритме музыки. Цель этого задания – вызвать ассоциативный образ дождя (развитие чувства ритма).
Затем дается задание на развитие креативности: придумать движение, соответствующее характеру пьесы. С заданием справляются около 30% детей. Лучшим предлагается проиллюстрировать в движении характер данной пьесы. Дети приходят к выводу, что характеру данной пьесы соответствуют подскоки, легкие прыжки.
Следующее творческое задание:
На доске мелом отобразить общую графическую композицию пьесы (особое положение линий, штрихов). Правильно с этим задание справляются около 10% детей, рисуя на доске и в тетрадях точки и легкие штрихи.
Далее следующее задание репродуктивного типа:
повторить за учителем, записать и запомнить новое для них понятие «Staccato», то есть отрывисто, коротко.
Продолжаем освоение понятий «Штрихи» и «Staccato», на следующем уроке на примере р.н.п. «Дождик».
После ознакомительного прослушивания детям предлагается ответить на вопросы: Знакомо ли вам это произведение? Не напоминает ли оно ранее слышанную музыку? Большинство детей находят сходство этой песенки с пьесой «Дождик танцует», мотивируют тем, что в обоих вариантах отрывистое звучание напоминает капли дождя.
Детям задание: отрывисто и активно пропеть мелодию этой песни на «О! О! О!». Смысл этого задания – передать без помощи словесного текста, голосом характерные интонации художественного образа дождя.
Для более глубокого усвоения понятия «Staccato» предлагается следующее творческое задание: перевести музыкальный образ в пластический, то есть выбрать и изобразить тот персонаж, который больше соответствует данной песне: бабочка, лиса или зайчик.
Изображают прыжки зайчика 30% детей.
После прочтения текста детям задается вопрос: как удобнее пропеть эти слова: слитно или отрывисто (звучать варианты исполнения на «Staccato» и «Legato»). Дети соглашаются, что логичнее и красивее звучит отрывистое исполнение, оно больше соответствует образу дождя.
Аналогичные творческие задания на закрепление приема «Staccato» даются на протяжении всего учебного года.
В подтеме «Осенний листопад» знакомим детей с понятием «Legato».
Дается элементарное задание: пропеть долгое « О-О-О…» на одном дыхании, на одной высоте. Один из учеников графически изображает звучание на доске, остальные «рисуют» то же самое рукой в воздухе. Далее задание усложняется: пропеть слитно три звука (Т3) вверх и вниз. Предлагается изобразить мелодию графически на доске. Вызываются желающие. В результате поисков на доске появляется восходящая и нисходящая дуга.
С помощью учителя дети определяют на слух, что все звуки сливаются в одну линию. Учитель сообщает детям, что этот прием исполнения называется «Legato».В следующем творческом задании детям предлагается пофантазировать и вспомнить примеры из жизни, когда какие-то действия или явления природы «похожи» на штрихи «Legato» и «Staccato». Дети приводят примеры на «Staccato»: спортивные соревнования по прыжкам в высоту; град; отрывистый лай собаки. На «Legato»: снегопад; убаюкивание малыша или куклы; прогулка на лодке с веслами. Этот творческий прием можно назвать бегом ассоциаций. Он способствует развитию художественно-творческого мышления.
Следующее творческое задание:
Прослушивание песни «SantaLucia» на языке оригинала.
Цель этого задания: выяснить, могут ли дети, не зная итальянского, в мелодике чужого (итальянского) языка через другие музыкально-выразительные средства услышать характерные образы. Какие появляются при прослушивании ассоциации?
Мы предлагаем здесь свободное обсуждение, обращаясь к субъектному опыту детей. Среди множества предложений появляется одно очень близкое: «похоже, как по морю медленно плывет лодка с парусом, а вечер тихий-тихий!». Сравнив со своими ассоциациями, другие дети соглашаются с этим мнением. Затем песня исполняется на русском языке.
Как правило, подобные приемы творческого типа привносят в работу очень много положительных эмоций.
Ярким примером творческих заданий на развитие креативности является стихотворная загадка:
Зайчик прыгает легато.
Лодка плавает стаккато.
Верно говорю, ребята?
Дети активно «разоблачают» ошибки и телодвижениями пытаются доказать абсурдность текста.
Лодка плавает легато.
Зайчик прыгает стаккато.
Верно говорю, ребята?
С этим вариантом соглашаются все. При повторном прочтении предлагается движениями рук изобразить действия по тексту. Справляются почти все дети.
В игровой форме можно проводить и проверочные, контрольные работы, например, по теме «Штрихи».
Усвоение и закрепление штриха «Legato» осуществляется во время разучивания песни «Скворушка Прощается» Т. Понатенко. каждая фраза поется на «Legato».
Тесная межпредметная связь отличает следующее творческое задание на различение штрихов: (использован материал, изучаемый на уроках чтения).
Какое из двух прозвучавших четверостиший соответствует штриху «Legato»?
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным видом обнажалась.
А.С. Пушкин
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед, не окрепший на речке студеной,
Словно как тающий сахар лежит!
Можно предложить детям прослушать стихи в исполнении одноклассников (по желанию). В этом случае цель, преследуемая заданием, достигается быстрее: уже из самого выразительного исполнения становится ясно, осознал ли ребенок значение понятий «Legato» и «Staccato», может ли ими практически оперировать. 30% детей логически и практически доказывают соответствие штриха «Legato» стихотворению Пушкина.
Это задание одновременно преследует цель формирования представлений во связи различных видов искусства с действительностью и внутренним миром человека.
Среди приемов творческой работы мы широко использовали «Музыкальное рисование». Этот метод широко развивает творческую фантазию, навыки импровизации. Например, такое задание: придумать интонацию, музыкальную фразу для изображения чувства нежности и радости. Предварительно с детьми происходит обсуждение: какому настроению больше соответствует «Legato», а какому – «Staccato»? Большинство детей с заданием на справилась, тогда предлагаем проинтонировать две фразы:
«милая мама» и вторая из детского стихотворения Д. Хармса «Веселый старичок»:
Жил на свете старичок
маленького роста,
И смеялся старичок
чрезвычайно просто.
Во время дискуссии дети приходят к выводу, что в первой фразе звучит нежность, ее лучше изобразить с помощью штриха «Legato», а в стихотворении – радостный смех, для его изображения соответствует прием «Staccato».
Первые музыкальные пробы оказались неудачными. Это признали сами авторы, но, постепенно, входя в образ, дети стали предлагать достаточно яркие варианты мелодий на предложенные фразы, например, такие:
Все дети, сделавшие попытку проинтонировать одну из фраз, а это около 40%, даже при неудачной мелодике правильно применили штрихи «Legato» и «Staccato», что говорит об ориентации в изучаемых понятиях и наличии навыков их практического творческого использования.
На следующем уроке продолжаем работу по созданию предложенных образов с помощью штрихов. Мелодию распевки «Милая мама» дети поют с нежностью на «Legato» от разных звуков.
Далее детям предлагается прослушать и позже разучить песню И. Портного «Веселый старичок». Всплеск положительных эмоций вызван узнаванием «старого знакомого». С особым старанием и удовольствием дети выполняют творческое задание – изобразить чувство радости на «Staccato» в слогах, изображающих смех старичка. 50% детей справились с этим заданием.
Избегая методов репродуктивной информации, педагог во всех вышеперечисленных случаях способствует развитию креативности детей на уроках музыки.
Например, освоение штриха «nonLegato» мы предлагаем начинать таким образом: во время музыкальной паузы звучит марш, дети маршируют. Затем мы размышляем: «какой прием исполнения слышится в звучании «Legato» или «Staccato»?». Как правило, некоторые дети без раздумий выкрикивают «Legato» или «Staccato», остальные сомневаются.
Тех детей, которые услышали в марше «Staccato», можно попросить двигаться легкими прыжками под марш. Дети сразу чувствуют, что это сделать трудно. Таким образом, знакомство с новым штрихом «nonLegato» происходит через чувственный двигательный образ, появившийся в творческом задании на ритмическую пластику.
Усвоению штрихов способствует такое задание –загадка:
Какие движения соответствуют штрихам «Staccato», «Legato» и «nonLegato»:
скольжение на лыжах,
маршировка и подскок?
Чтобы проверить себя, детям обычно предлагается проделать эти движения по музыку. Уверенно справляются с заданием около 60% детей.