Смекни!
smekni.com

Развитие креативности у детей (стр. 11 из 16)

Другой пример музыкальной загадки: после прослушивания исполненной в быстром темпе пьесы Рубаха «Воробей», детям предлагается угадать, персонаж. Дети «узнают» воробья, птенца, цыпленка. Далее звучат варианты это пьесы: в медленном темпе, с измененными штрихами. Дети удивляются тому, что штрихи могут так неузнаваемо изменить характер музыки. В исполненной на «Legato» пьесе «видят» гусеницу, червяка, черепаху; «nonLegato» – хромающую лису, ежа.

К наиболее понравившемуся варианту можно предложить нарисовать дома рисунок. Подобные задания ориентированы на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средствами его воплощения.

Аналогичные задания на закрепление понятия «Штрихи» можно применять в качестве музыкальной паузы: одно и тоже музыкальное произведение исполняется разными штрихами. На «Staccato» дети должны двигаться вперед, «nonLegato» – назад, «Legato» - поворачиваться вокруг себя. Варианты движений можно разнообразить, предложить большую свободу в выборе движений или, наоборот, конкретизировать. Например, на «Staccato» или «Legato» изобразить соответствующие танцевальные движения, «nonLegato» – спортивные упражнения и тому подобное.

На первом этапе с таким заданием справляются немногие, так как оно требует адекватной реакции на музыку и хорошей координации, но в процессе многократного повторения (даже в вариативных формах) в основном все дети справляются с подобными заданиями к концу учебного года. Их творческие навыки, а также раскрепощенность и фантазия достигают уровня ритмопластических этюдов.

Каждый первый урок новой четверти в своей программе мы посвятили повторению пройденного ранее материала. На первом уроке второй четверти в разделе «Угадай мелодию. Вспомни» возвращаемся к теме «Штрихи». Самостоятельно анализируя средства музыкальной выразительности народной румынской песенки «Дождик», дети убеждаются, что эффективным приемом исполнения в воссоздании образа дождя является штрих «Staccato».

Более расширенные представления о штрихах дети получают на основе познавательной беседы о разных видах искусства.

После знакомства с творчеством художников пуантилистов: Сислей, Поль Синьяк «Венеция», дети наглядно убеждаются, что штрихи как приемы исполнения успешно используются не только в музыке, но и в живописи: легкий штрих или густой мазок на полотне художника не менее значим для создания художественного образа, передачи характера, общего настроения картины, чем средства музыкальной выразительности, штрихи «Staccato», «Legato» и «nonLegato» в создании музыкального образа.

В ответ на вопрос: где еще и в каких видах искусства или творческой деятельности можно использовать штрихи?, дети приводят в пример себя на уроках хореографии (танцующих вальс – «Legato», прыгающих в польке «Staccato», и важно шествующих в полонезе - «nonLegato»). Следующим творчески развивающим примером явился балет: «балерины прыгают, танцуют на носочках – похоже на штрих «Staccato».

Подводим беседу к логическому завершению: во всех знакомых нам видах искусства: музыке, живописи, литературе, балете – используются такие средства выразительности, как штрихи.

От общей беседы переходим к конкретному рассмотрению иллюстрации эскиза И. Шишкина «Дорога к водопаду Кивач». Рассматриваем штрихи, использованные художником в работе, дети видят «линии, точки, закорючки, палочки и тому подобное». Наблюдаем, как из этих штрихов вырисовываются образы леса, озера, облаков и даже ветра. Творческая беседа, наблюдение направлены на развитие художественного восприятия, понимания художественного языка данного вида искусства.

Следующее творческое задание мы назвали «Волшебные штрихи».

Учитель предлагает детям попробовать свои творческие силы и изобразить мелом на доске при помощи штрихов ель, березу, или другое дерево.

Дети, как правило, очень робко, боясь сделать ошибку а затем, после успехов первых учеников, активно стремятся к доске. В результате их поисков на доске из линий, точек и других штрихов вырисовываются образы ели, березы, дождя.

Из-за недостатка времени на уроке выполнение этого творческого задания можно продолжить дома.

В этом случае простор для фантазии не ограничен: тема рисунка может быть выбрана любая, форма исполнения тоже: краски, фломастеры, карандаши, мелки и так далее. Эти творческие задания очень любимы детьми и 60% учащихся успешно справляются с ними.

А это задание является как бы продолжением и завершением предыдущего: в графически изображенных на доске образах (береза, ель, дождь) найти линии, штрихи, соответствующие музыкальным штрихам.

Около 55% опрошенных детей находят следующие параллели: крона дерева – «Legato», дождь, трава, листочки – «Staccato». Спорным оказался вопрос о стволе дерева; мнения детей разделились: «Legato» или «nonLegato»?

Проблемная ситуация разрешилась, когда было высказано предположение, что это зависит от изображения: если линия длинная и плавная, значит – «Legato», если же более короткая и четкая – «nonLegato». Педагогом была создана поисковая ситуация, и дети сумели ее разрешить методом логического размышления.

На основе этих творческих заданий, в ходе их выполнения дети усваивают, что штрихи в музыке – это способы или приемы звукоизвлечения.

Вышеописанные творческие задания, помимо выполнения других поставленных задач, развивают образно-ассоциативное мышление, художественное воображение, формируют художественную фантазию путем соотнесения с закономерностями окружающей жизни.

Следующий блок творческих заданий связан с темой громкостной динамики.

Поскольку с динамическими оттенками дети были ознакомлены уже в первом классе, они достаточно свободно оперируют понятиями f (форте – громко) и p (пиано – тихо), во втором классе работа над этими средствами выразительности проходит на уровне повторения и закрепления.

Новыми понятиями являются крещендо

(постепенное усиление громкости звука)

и диминуэндо

(постепенное затихание звука).

Интересным творческим заданием в теме «Осенний листопад» в первой четверти является «Крещендо в листьях клена». Оно нацелено на осознание понятия

Лирическим эпиграфом к заданию могут служить прекрасные стихи японского поэта Дасена, написанные несколько столетий назад:

О, кленовые листья!

Крылья вы обжигаете

Пролетающим птицам.

Детям предлагается подобрать кленовые листья так, чтобы в них чувствовалось цветовое крещендо: например, первый лист должен быть желтым (самым светлым), а последний – коричневым или бордовым, то есть самым насыщенным по цвету. Листья собраны заранее на экскурсии по осеннему лесу и прогулке. Педагог напоминает о постепенности перехода от желтого к коричневому.

Эта творческая работа может проводиться разными методами:

Коллективный: дети по очереди (по желанию) работают у доски, остальные наблюдают, дают советы, участвуют в обсуждении ошибок.

Составляют композиции из листьев индивидуально, каждый из своей коллекции.

Групповой метод работы: дети объединяются в группы (по 3 – 5 человек) и сообща выбирают наиболее удачный вариант колоритного крещендо в листьях.

На первом этапе работы с этим заданием справляются далеко не все: процесс движения в окраске листьев смогли уловить лишь 20% детей.

Развивая тему цветового крещендо, предлагаем детям озвучить составленную композицию: пропеть ее на звуке «О – О». Не вникнув в суть задания, дети просто тянут монотонно звук «О – О – О».

Педагог, идя от обратного, еще раз просит детей обратить внимание на расположение листьев в составленных композициях: Одинаковы ли по цвету первый и последний лист? После рассуждений уточняет ответы детей, что цвета постепенно набирают яркость к последнему листу, то есть происходит крещендо, усиление яркости.

Игровой момент: «Представьте, что вы – художник, голос – это ваша кисть, звук «О» – это краски. Раскрасьте голосом эти листья, так же усиливая яркость!». Дети очень эмоционально реагируют на это творческое задание (многие помогают себе: рукой изображают мазки кистью, причем их амплитуда к последнему листу значительно усиливается. 38% детей смогли озвучить цветовое крещендо: «о – о – о – О…».

Аналогично работаем над диминуэндо: изменяем в задании лишь гамму цветов: дети самостоятельно подбирают оттенки от зеленого до бледно желтого. 70% учащихся справляются с подбором цветовой гаммы и потом правильно озвучивают , пропевают «О – о – о – о».

Творческие задания по цветовому и графическому моделированию музыки также являются формой взаимодействия различных видов художественного творчества.

На протяжении всего года мы периодически возвращаемся к работе над динамическими оттенками в песнях, распевках и других музыкальных произведениях и разных видах творческой деятельности.

Ярко-показательным примером для осмысления понятия «Темп» (уже знакомого детям) как средства выразительности музыки, а также для усвоения понятия крещендо, яркой иллюстрацией является произведение Э. Грига «В пещере горного короля». Также в анализе этой пьесы можно отобразить весь спектр известных на данном этапе эстетического развития детей музыкальных средств выразительности.

В творческом задании на словесное рисование мы просим детей не только устный портрет горного короля, но и доказать соответствие своего образа авторскому видению, то есть подтвердить свои представления о персонаже, его характере музыкальными средствами выразительности, использованными композитором для усиления образа.

Дети, дополняя рассказы друг друга, отмечают мощный рост динамики, перечисляют понятия p, , f и ff (учитель к месту сообщает, что ff (очень громко) – на языке музыки означает фортиссимо, ff), включение в исполнение симфонического оркестра и хора. Также дети отмечают и высокое звучание инструментов (регистр), изменение темпа. Но не все дети уловили ускорение темпа. Во время второго прослушивания предлагаем легонько постукивать пальчиком о ладошку. Дети «на себе» ощущают ускорение темпа. Наряду с этими хлопками в ладоши воспроизводим ритм пьесы. Подводя детей к более осознанному пониманию ритма, просим детей подвигаться по эту музыку. Начинаем с вкрадчивых шагов и заканчиваем стремительным бегом на месте.