Смекни!
smekni.com

Развитие креативности у детей (стр. 9 из 16)

Среди любимых произведений были названы некоторые русские эстрадные песни и популярные группы (40% детей). Лишь 10% детей привели примеры из классики: «Щелкунчик», «Золушка» (отдельные фрагменты этих произведений были предложены для прослушивания в первом классе), 3% - народные песни: «Во кузнице», «Во поле береза стояла», 1% - детскую песенку «33 коровы».

Неожиданным для нас оказался высокий процент (60%) положительных ответов на вопрос: «Сочинял ли ты музыку?», что говорит о достаточно высоком творческом потенциале детей данного класса. Это подтверждают и ответы на вопрос: «Любишь ли ты рисовать свои музыкальные впечатления?» – 60% детей ответили утвердительно, а делавших пробы в жанре сочинения музыкальных сказок оказалось 40%.

Из 24 анкетированных детей пять человек (23%) учатся игре на фортепиано (первый год), 2 ребенка (7%) – на гитаре.

Интересно, что при 30% реально обучающихся игре на музыкальных инструментах, 60% детей утверждают (данные анкеты), что «играют» на музыкальных инструментах! При более подробном опросе выяснилось, что дети выдают желаемое за действительное или же просто имеют дома музыкальный инструмент (чаще гитару) и пробуют «играть». Мы считаем, что этот факт тоже указывает на перспективность класса в развитии креативности. Убеждает нас в этом и то, что 25% детей на вопрос: «Что больше любишь: слушать, исполнять или сочинять музыку?» - ответили «Все!», 25% - исполнять и сочинять, 20% - исполнять и слушать и 30% детей предпочитают просто слушать. Уверены, что могут придумать движения под музыку – 60% детей, считают себя восприимчивыми к музыке (меняется настроение) – 80% детей. Но смогли назвать более трех средств музыкальной выразительности всего 15% детей, одно-два – 30%, и не вспомнили ни одного – 55% детей.

Итоговым вопросом анкеты мы выяснили, что отдают предпочтение пению на уроках музыки 50% детей, слушанию музыки – 6%, а остальным 44% детей нравятся разнообразные творческие виды деятельности: пение, слушание, отгадывание музыкальных загадок, кроссвордов, танцам (подразумевают различные двигательные упражнения, ритмопластические движения), театрализации песен, рисованию и так далее.

В сентябре, в результате диагностики мы выяснили также, что:

музыкальное восприятие (слушательские умения) оказались достаточно развитыми только у 25% детей.

на фоне общей достаточной активности (50% детей) уровень собственно музыкальной активности мы определили как средний (таблица 1).

лишь 33% детей смогли принять участие в работе и выполнить предложенные творческие задания.

Отдельно мы прослеживали динамику при анализе средств музыкальной выразительности (темп, динамика, тембр, штрихи, лад, регистр, ритм). (таблица 2).

Также на начальном этапе диагностирующей работы детям был предложен графический символ музыкального произведения в виде цветка (ромашки). На уроке труда дети сделали реальные составляющие этого цветка: сердцевину и большие лепестки. Образ ромашки служил для нас аналитической моделью (АМ).

Мы сравнили сердцевину цветка с тем образом, который возникает в результате исполненного или прослушанного музыкального произведения, а лепестки обозначали различные музыкально-выразительные средства (то есть, что смогли назвать дети) это: темп, тембр, динамика, регистр и лад, а также ритм и штрихи – музыкальные средства выразительности не названные детьми. С обратной стороны лепестков сделаны «кармашки-темы», в которых, в перспективе, по мере изучения, должны накапливаться более подробные характеристики названных средств выразительности, например: понятие «лад» дети на данном диагностирующем этапе характеризуют как «грустный» или «веселый». Эти два слова и помещаем в кармашек лепестка – «лада». Понятие «темп» дети различают как «быстрый» или «медленный». Такими же скудными характеристиками дети ограничиваются и в анализе других музыкальных выразительных средств.

Первое практическое применение (в сентябре) метода работы с ромашкой проводили на примере знакомой песни композитора В. Савельева «Неприятность эту мы переживем» из мультфильма «Лето кота Леопольда» (В небесах высоко ярко солнце светит …). Почти всем детям знакома эта песня, поэтому после ее исполнения дети весьма активно приступают к анализу характера песни и музыкальных средств выразительности, благодаря которым и создается определенный образ.

Для выявления уровня самостоятельных возможностей и умений анализировать музыкальные средства выразительности было предложено аналогичное задание на примере менее знакомой песни В. Шаинского «Дождь пойдет по улице» из мультфильма «Речка, которая течет на юг» (В небе тучка хмурится, скоро грянет гром. Дождь пойдет по улице с жестяным ведром). Лишь 22% детей смогли охарактеризовать музыкальные средства выразительности, создающие образ дождя в этой песне. Из них 30% определили темп как «медленный», «не быстрый» или «не очень медленный». 20% детей охарактеризовали как «не очень громкую» Штрих назван не был, но 10% детей сказали, что «музыка отрывистая, похожа на капли дождя». Лад дети также затруднились определить, но 15% детей оказались близки к истине, заметив, что «не очень веселая, но и не грустная», «спокойная» (песня исполнялась умеренно в Amoll). Регистр (после напоминания значения понятия «регистр») 20% детей определили как «не высокий и не низкий» (к понятию «средний» подошли путем рассуждений и методом исключения).

С заданием повторить хлопками ритмический рисунок первой фразы запева справились лишь 10% учащихся группы.

В результате диагностического этапа мы сделали следующий вывод: Уровень креативности у детей на данном этапе можно определить как средний, но резерв возможностей и желание творчески работать у детей высоки.

Все виды выше описанных диагностических работ по определению уровня развития креативности использовались затем на следующих этапах опытно-экспериментальной работы.

В данной части работы мы представляем описание серий творческих заданий, связанных с освоением средств музыкальной выразительности. Как известно, существует достаточно подробная классификация средств выразительности, но во втором классе мы акцентируем внимание детей на усвоение таких средств музыкальной выразительности, как темп, динамика, тембр, штрихи, лад, регистр и ритм. Свой выбор мы обосновываем тем, что в первом классе (на базе детского сада) с этими детьми проводилось элементарное ознакомление с такими средствами музыкальной выразительности как темп (быстро, медленно), динамика (громко, тихо), тембр (различные голоса и некоторые инструменты), регистр (высоко, низко) и лад (грустно, весело).

Задачей второго класса является углубление, дифференциация знакомых средств музыкальной выразительности, а также освоение новых: штрихи, ритм, лад (мажор, минор).

На втором этапе опытно-практической работы нами была выстроена и апробирована программа по изучению и анализу средств музыкальной выразительности. При этом главной целью для нас являлось развитие креативности ребенка, то есть таких его творческих навыков, которые бы привели к свободному оперированию муз. ЗУНами, а также активному, уверенному, увлеченному музицированию в самых различных формах.

Поэтому, каждая тема, связанная со средствами музыкальной выразительности (первоначально знакомство с ними произошло в первом классе) была раскрыта нами через специальную систему творческих заданий.

Далее мы даем характеристику и некоторые результаты экспериментального этапа опытно-экспериментальной работы.

Календарно-тематический план.

Тема «Музыка осени»

Подтемы – варианты:

«Осенний дождь» – 1 час (штрихи)

«Листопад» - 1 час (динамика)

«Осень в красках» - 1 час

«Осень – какая она» – 1 час (темп)

Культура и быть прошлых веков – 2 часа

«Радость и грусть» – 2 часа

«Антракт» - 1 час

II четверть. Ноябрь-Декабрь (7 часов).

Тема «Волшебные звуки зимы»

Подтемы – варианты:

«Угадай мелодию. Вспомни» – 1 час. (контраст)

«Храм. Музыка в храме» - 1 час (орган)

«Музыкальные диалоги» – 2 часа (тембр)

«Зимняя сказка» - 2 часа (балет)

«Карнавал» - 1 час

III четверть. Январь-Февраль-Март (10 часов).

Тема «Весенние краски»

Подтемы – варианты:

«Угадай мелодию. Вспомни» - 1 час. (регистр)

«Загадка» – 2 часа. (темп, ритм)

«Центральный образ в церковной музыке» - 1 час. («масленица»)

«Хрустальный башмачок» – 1 час.

«Пробуждение природы» – 1 час.

«Танцевальная музыка» - 2 часа. (гавот, полонез, вальс, мазурка)

«Антракт» – 1 час.

IV четверть. Апрель-Май (8 часов).

Тема «Давайте дружить!»

Подтемы – варианты:

«Послушай. Вспомни» – 1 час.

«Православленная вера на Руси» – 1 час.

«Путешествие с любимыми героями» – 2 часа. (ансамбль)

«Музыкальные картинки» – 2 часа. (образ)

«Какого цвета лето?» – 1 час.

«Любимая музыка. Песня» – 1 час.

2.2 Опытно-практическая работа во втором классе

Для второго класса мы определяем следующую основную задачу по развитию креативности на уроках музыки: осмысление и усвоение понятий о таких средствах музыкальной выразительности, как интонация, темп, динамика, тембр, штрихи, лад, регистр, ритм – на основе ряда творческих заданий.

При этом мы стремимся к развитию:

творческой фантазии;

умения сопереживать и отождествлять себя с действующим лицом, воспринимать и воплощать его мысли, чувства, настроения;

умения накапливать наблюдения, воплощать их в импровизациях, в ролевых играх, в музыкальных диалогах, сценах;

навыков сочинения простейших мелодий, напевок, интонаций в определенном ладу, ритме;

навыков музыкальной иллюстрации литературного, живописного произведения;

навыков вокально-хорового и инструментального музицырования;

элементарных навыков репродуктивной ориентации в понятиях;