Смекни!
smekni.com

Пушкин как психолог (стр. 2 из 3)

Зимой: "Прямым Онегин Чайльд-Гарольдом ... с утра садится в ванну со льдом"! (глава 4 строфа 44)

и это - о подражании и подражательности - все!

...одиночество в нем каждого, кто так или иначе возвышается над средним уровнем.

Чем важнее результат, тем меньше людей на земле понимает его значение. Значение самых важных результатов понимает только один человек - сам автор. Это - неизбежное одиночество самых лучших людей эпохи, ибо они уже проживают в эпохе следующей. Это одиночество самого Пушкина, хотя рядом лучшие люди этой эпохи - Жуковский, Вяземский. Но они не понимают Пушкина, он уже проживает в другой эпохе! Проблема кооперации умных - объективно сложная проблема. А в случае очень умных - это очень сложная проблема и конкретно исторический контекст здесь ни при чем.

Переходя от критики второго порядка (от анализа критических текстов) к критике первого порядка (к анализу исходного, в данном случае, пушкинского текста), подведем предварительные итоги.

Бонди считает, что смысл текста - социально-политический (скверное общество) и абстрактно-логический (непонимание жизни).

Антокольский считает, что смысл текста - культурно-исторический (такая страна, такое время) и социально-педагогический (плохое образование-воспитание)

Я считаю, что смысл текста - психологический (такие психологические типы в таком сочетании).

Кстати, этот последний вариант сулит тексту жизнь вечную, ибо психологические типы вечны, обстоятельства внешние - преходящи.

Напомню, что, по нашему мнению, человек работающий с информацией, всегда представляет ее в трех формах (образы, сценарии, смыслы).

В художественном тексте явно представлены только сценарии (драма) и отчасти образы (роман).

Смыслы не представлены вовсе (инче это не художественный, а философский текст).

Отсутствие в тексте смыслов оставляет простор для читателя, который должен, по замыслу автора, эти смыслы восстановить самостоятельно как творческий человек.

Однако, в хорошем произведении восстановление смыслов - задача не простая и помощь критика читателю бывает не лишней.

Осталось выяснить: как должны выглядеть искомые смыслы?

По нашему мнению,

они должны относиться к тексту, как система аксиом относится к теории -

быть компактным множеством элементарных логических утверждений,

необходимым и достаточным для того, чтобы определить существенные свойства происходящих в тексте событий.

Как конкретно должны выглядеть подобные смыслы? По нашему мнению, они должны выглядеть как профили героев в терминах ТУАИ. В разбираемых нами текстах приведенный нами набор таких профилей необходим и достаточен.

Итак,

во-первых, приведем психологические профили героев романа,

во-вторых, покажем по тексту, почему эти профили таковы и,

в-третьих, покажем, как из этих профилей вытекают события, описанные в тексте

Онегин 7-6-2
Татьяна 5-6-8
Ленский 6-4-3
Ольга 4-3-2
Зарецкий 2-4-5
Пушкин 8-5-3
муж Татьяны 5-4-3

Онегин (7-6-2)

6 - отдельный внутренний мир

"Мечтам невольная преданность" ,

7 - парадоксальный ум

"неподражательная странность" (странничество - 7? 8?)

"и резкий, оглажденный ум" (7 не 8, не теплый-мягкий).(глава 1, строфа 45)

2 - любовь к близкой природе, склонность к циклической жизни, боязнь выпасть из круга, коллекционирование, наполнение пространства

"Прогулки, чтенье, сон глубокий, Лесная тень, журчанье струй"(глава 4, строфа 38) - любовь к близкой природе, склонность к циклической жизни,

"Но шепот, хохотня глупцов" - и вот общественное мненье! (глава 6 строфа 11) - боязнь выпасть из круга,

"Янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе" (глава 1 строфа 24) - коллекционирование, наполнение пространства

Татьяна (5-6-8)

5 - ее письмо - свободный поступок. Также - тяга к рискованным ситуациям - страшным рассказам, гаданиям.

"страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей" (глава 2 строфа 27)

"Что ж? Тайну прелесть находила и в самом ужасе она" (глава 5 строфа 7).

6 - отдельный внутренний мир.

"Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой" (У остальных - внутреннего мира нет, все они не выше уровня 4).(глава 2 строфа 25).

"Она ласкаться не умела к отцу, ни к матери своей, дитя сама, в толпе детей играть и прыгать не хотела и часто целый день одна сидела молча у окна. Задумчивость, ее подруга от самых колыбельных дней, теченье сельского досуга мечтами украшала ей."(глава 2 строфа 25-26).

"Ей рано нравились романы, они ей заменяли все, она влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо".(глава 2 строфа 29)

не 2 - не склонность к циклической деятельность

"Ее изнеженные пальцы не знали игл. Склонясь на пяльцы, узором шелковым она не оживляла полотна.".(глава 2 строфа 26).

"Когда же няня собирала для Ольги на широкий луг всех маленьких ее подруг, она в горелки не играла, ей скучен был и звонкий смех и шум их ветренных утех" (глава 2 строфа 27).

не 3 - не желание властвовать, быть выше других

не 4 - не желание рассказывать, поучать, проповедовать, сплетничать, исполнять роль

"Охоты властвовать примета, с послушной куклою дитя приготовляется шутя к приличию - закону света, и важно повторяет ей уроки маменьки своей.

Но куклы даже в эти годы Татяна в руки не брала; про вести города, про моды беседы с ними не вела" (глава 2 строфа 26-27)

"и тайну сердца своего, заветный клад и слез и счастья, хранит безмолвно между тем и им не делится ни с кем" (глава 7 строфа 47).

8 - любовь к далекой природе (к близкой - было бы 2, как у Онегина)

"Она любила на балконе предупреждать зари восход, когда на бледном небосклоне звезд исчезает хоровод, и тихо край земли светлеет, и, вестник утра, ветер веет, и всходит постепенно день. Зимой, когда ночная тень полмиром доле обладает, и доле в праздной тишине, при отуманенной луне, восток ленивый почивает, в привычный час пробуждена вставала при свечах она." (глава 2 строфа 28).

Ленский (6-4-3)

6 - поэт, мечтатель, исследователь, автор, имеющий свой особый внутренний мир.

3 - автор, стремящийся к совершенству, к славе.

"Он с лирой странствовал на свете; под небом Шилера и Гете, их поэтическим огнем душа воспламенилась в нем" (глава 2 строфа 9)

"Он забавлял мечтою сладкой сомненья сердца своего. Цель нашей жизни для него была заманчивой загадкой" (глава 2 строфа 7).

"Он верил, что душа родная соединиться с ним должна, чт безотрадно изнывая его вседневно ждет она; он верил, что друзья готовы за честь его принять оковы и что не дрогнет их рука разбить сосуд клеветника; что есть избранные судьбами, людей священные друзья; что их бессмертными лучами когда-нибудь нас озарит и мир блаженством подарит" (глава 2 строфа 8).

"негодованье, сожаленье, ко благу чистая любовь и славы сладкое мученье в нем рано волновали кровь"(глава 2 строфа 9).

4 - рассказы, нравоучения, ролевое поведение, внушение

"Сердца исповедь любя, поэт высказывал себя. Свою доверчивую совесть он простодушно обнажал" (глава 2 строфа 19).

"Он из Германии туманной привез учености плоды: вольнолюбивые мечты, дух пылкий и довольно странный, всегда восторженную речь и кудри черныедо плеч" (глава 2 строфа 6).

"Он иногда читает Оле нравоучительный роман" (глава 4 строфа 26).

Зарецкий (2-4-5)

2 - пьяница, склонен к циклическому поведению

"С коня калмыцкого свалясь как зюзя пьяный" (глава 6 строфа 5).

"Чтоб каждым утром у Вери в долг осушать бутылки три(глава 6 строфа 5)."

"разводит уток и гусей" (глава 6 строфа 7).

4 - сплетник, проповедник, ролевое поведение

"И учит азбуке детей"(глава 6 строфа 7).

"И после тайно обесславить веселой шуткою, враньем" (глава 6 строфа 7).

"он сплетник, он речист" (глава 6строфа 11).

5 - авантюрист, лидер.

"Некогда буян, картежной шайки атаман, глава повес, трибун трактирный" (глава 6 строфа 4).

"Бывало, льстивый голос света в нем злую храбрость выхвалял" (глава 6 строфа 5).

Про мужа Татьяны и про Ольгу мы знаем мало. Достоверно известно, что это люди гармоничные (то есть их профиль непрерывный)

У мужа - боевого генерала - , для его успешности верхний уровень должен быть 5 (свободная воля), а он действительно боевой генерал и он действительно успешен:

"что муж в сраженьях изувечен, что нас за то ласкает двор" (глава 8 строфа 44).

Поэтому можно предположиь, что его профиль - 543

У Ольги высшей формой прявления духа является правильное ролевое поведение (4)

"Всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро весела, как жизнь поэта, постодушна, как пооцелуй любви, мила" (глава 2 строфа 23).

Пэтому, есть основания предполагать, что профиль Ольги - 432

В романе два основных конфликта.

Первый: Онегин - Татьяна. (два варианта)

Второй: Онегин - Ленский. (два ваианта)

Согласно ТУАИ всякий конфикт есть игра (двух или более лиц)

Каждый игрок маневрирует в пределах своего профияля.

Профиль - это три уровня.

Кроме того уровни 7 и 8 можно расщепить на уровни 1-3-5 и 2-4-6 соответственно.

Игроки ходят по очереди (если их двое) или в произвольном порядке (если их больше).

Каждым своим ходом игрок соотносится с последним сделанным в игре ходом,

стараясь получить наиболее выгодную для себя пару (свой ход, предыдущий сделанный ход)

Самый выгодный вариант

(N,N-1) называется "кооперация, пристройка сверху" .

Следующий по выгодности вариант

(N,N+1) называется "кооперация, пристройка снизу".

Далее идут

(N,N) "конкуренция",

(N,N+x), x>1, "агрессия",

(N,N-x), x>1, подставка под агрессию.

Подставленный под агрессию, если не может выйти из игры, погибает.

Игра заканчивается повторением ходов или гибелью одной из сторон

Действуя, персонаж выбирает уровень, на котором он действует.