Смекни!
smekni.com

Пушкин как психолог (стр. 3 из 3)

Выбранный уровень - это и есть ход.

Вот как выглядят с этой точки зрения кофликты, описанные в романе.

Татьяна - Онегин, глава 3 - 4

Татьяна Онегин событие толкование результат
5 пишет письмо свободный поступок
6 исследует ситуацию теоретическое исследование кооперация сверху

Онегин - Татьяна, глава 8

Онегин Татьяна событие толкование результат
3 влюбился, ищет взаимности стремится к цели
4 холодна, в рамках приличия ролевое поведение кооперация сверху
5 пишет письмо, приходит для разговора свободный поступок кооперация сверху
6 исследует ситуацию теоретическое исследование кооперация сверху

Онегин - Ленский, глава 2

Онегин Ленский событие толкование
6 исследует все на свете теоретическое исследование
7 критикует, посмеивается парадоксальное разрушение

Онегин - Ольга - Ленский - Зарецкий, глава 5 - 6.

Онегин Ольга Ленский Зарецкий событие толкование результат
3 поклялся Ленского взбесить стремится к цели
4 соглашается танцевать ролевое поведение кооперация сверху
3 приглашает танцевать стремится быть с Ольгой, цель кооперация снизу
4,2 хранит обещание, отказывает держит роль,отделяется как от чужого кооперация сверху и снизу
3 поклялся уничтожить Онегина стремится к цели кооперация сверху
2 передает вызов на дуэль соблюдает норму сообщества кооперация снизу
1 стреляет подчиняется норме кооперация снизу
3 умирает стремится убить подставка под агрессию

Если бы не вмешательство Ольги и Зарецкого, игра вышла бы совсем иной.

Вывод: без посредников умные могут договориться (предпоследняя таблица). С глупыми (Ольга использует 4 и 2, Зарецкий использует 2) посредниками - все гораздо сложнее и часто - трагичнее. (последняя таблица)

Татьяна и Онегин в обоих случаях "кооперируются"(в смысле ТУАИ), хотя их кооперация и не принимает форму брака.

Но брак - это прежде всего ролевое поведение (уровень 4).

Ролевого поведения в профиле Онегина нет совсем,

а в профиле Татьяны оно получается только расщеплением уровня 8 на 2-4-6.

Брак не-ролевой в принципе возможен (смотри роман Чернышевского "Что делать"),

но наши персонажи ничего об этом не знают (У них нет такого сценария).

Между прочим, открытый нами "закон драматической композиции" работает и здесь.

Напрасно говорят, что роман не закончен.

Драматическое действие романа начинается поступком Татьяны и заканчивается поступком Татьяны.

В первом поступке она проявляет себя как 5-6-8, низший уровень впереди, "злодей в смысле ТУАИ".

В последнем поступке она проявляет себя как 6-5-8, "добродеятель ТУАИ", низший уровень уходит на второй план, драматическая энергия сюжета иссякла.

Даже трагическая гибель Ленского (при внимательном прочтении текста,) оказывается (!), спровоцирована Татьяной - ее драматической энергией.

("Траги-нервических явлений, девичьих обмороков, слез давно терпеть не мог Евгений, довольно он их перенес. ... девы томной заметя трепетный порыв, с досады взоры опустив, надулся он и, негодуя, поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить" - глава 5 строфа 31)

Ю.М. Лотман в книге "В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Тютчев", М. Просвещение, 1988, на стр. 92 пишет:

"В многочисленных русских романах 19 века просматривается в различных трансформациях, онегинская структура, которую можно было бы определить как пересечение смыслового "поля Онегина" и "поля Татьяны".

В "поле Онегина" оказываются персонажи, интеллектуально возвышающиеся над другими, с доминирующими требованиями счастья, свободы, трактуемой как "свобода для себя".

Конфликт этих героев с окружающей действительностью основан на том, что эта действительность причиняет им лично страдания, и препятствует их личному счастью.

В "поле Татьяны" господствует поэзия Верности и Долга, свобода понимается как сознательная жертва собой для счастья других, а конфликт с окружающим миром вызван зрелищем чужих страданий и желанием послужить страдающим."

Все это верно с одним только замечанием.

"Поле Онегина" это "эгоистические, нечетные уровни" и - особо - "острый интеллект, уровень 7".

"Поле Татьяны" - это "альтруистические, четные уровни" и - особо - "чуткость души, уровень 8".

Но - роман богаче Лотмановской формулы.

У самой Татьяны уровень 8 не единственный и даже не первый.

У самого Онегина уровень 7 впереди, но два других уровня четные.

Да и у Татьяны в начале впереди уровень нечетный (5), боле того - низший. (в этом и проблема)

Так о чем роман?

О том, что автору больно за своих героев - и вообще за весь этот мир.

Потому что автор - 8-5-3. (чуткость души - свобода поступка - стремление к совершенству)

7 - боль за себя,

8 - боль за других.

Ниже - совсем не больно.

Примечания

"Просвещение" рассматривает жизнь как конечное множество проблем, которые надо решить (6) и всем это решение рассказать (4).

Кто услышит, поймет, станет применять это знание, тот будет удачен и счастлив.

По мнению Бонди, Ленскому просто не повезло - он не нашел решения сам и никто другой не сообщил ему - именно поэтому Ленский был убит.

Не повезло и остальным героям романа. У них тоже не было верных решений.

(Им надо бы было записаться к Бонди на прием - и все про себя узнать!)