Смекни!
smekni.com

Новый кубик Рубика или ручной монстр, который нас погубит? (стр. 2 из 3)

Рассмотрим содержательную сторону Тамаготти. Прежде всего, следует определиться, с каким из существ Вы хотите иметь дело. Диапазон выбора довольно широк: от цыпленка и собачки до динозаврика и инопланетянина. Хозяину достаточно взять в руки брелок и, как чеку из гранаты, выдернуть специальный пластмассовый предохранитель, отключающий питание. После произведенного выбора следует определить стратегию своих действий, так как перед игроком ставится задача выращивания и воспитания своего "питомца". И начинается игра с зарождения одного из выбранных существ, и когда это чудо появляется на свет, то Вам, как его прародителю, предстоит не только вырастить и воспитать питомца, но и как можно дольше обеспечить его существование. Максимальное число дней поддержания жизни такого "питомца" составляет приблизительно три месяца. Принципиальным нововведением является то, что в эту игрушку можно (получается, что даже необходимо) играть не час, не день, а несколько месяцев! За это время Вы будете обходиться с Вашим подопечным как со своим собственным ребенком: доведётся и укладывать спать, и развлекать, и кормить, и даже тренировать. Словом, основная задача - обеспечение комфорта избранному существу. Таким образом, Ваш "питомец" пройдет полный жизненный путь от рождения до смерти. Следует упомянуть и о том, что один реальный день для Тамаготти будет равняться соответственно одному году своей мультяшной жизни.

Это только основные достоинства игры, которые, как правило, бросаются в глаза с первого взгляда. Однако давайте попробуем посмотреть на игрушку с другой точки зрения.

Вся идея заключается в том, что данная игрушка особенно полезна одиноким людям. Имея под рукой Тамаготти, можно вырастить и воспитать своего "ребенка", что, возможно, и полезно, хотя и не всем рекомендуется. В любом случае сознание игрока будет находиться в поле действия игры, хотя на подсознательном уровне будет присутствовать идея развития своего собственного детища, а, следовательно, в игру будут устремляться индивидуальные стремления самого играющего; но к великому сожалению игра будет идти уже по заранее запрограммированному сценарию, что, собственно, и будет отличать игрушку от реального мира. Конечно же, подобного рода замечание можно отнести ко всем играм, но следует обратить внимание и на тот факт, что реальная жизнь довольно часто претерпевает определенные метаморфозы, полиморфизм которых и находит отражение в сюжете тех или иных игр.

Хотя Тамаготти и можно отнести к симуляторам жизненной стратегии, но особое внимание следует все же уделить детям, чтобы последствия их увлечения игрой не отразились на реальных и более верных подопечных.

Не может не обратить на себя внимания и оконцовка игры. Как упоминалось выше, игра заканчивается смертью того или иного героя, задачу по воспитанию которого возложил на себя сам играющий. Для взрослого человека - это вполне логично и приемлемо, но только не для ребенка. Как отреагирует ребенок на то, что кто-либо умер? Скорее всего, он расстроится. А если это близкий человек или "электронный питомец", которому было уделено немало времени и на которого было возложено столько надежд? Тут уже речь пойдет, скорее, не о простой эмоциональной реакции, а о стрессе или даже серьезном психическом расстройстве.

Разве нормально, что когда зверек умирает, ребята хоронят его на специальном кладбище во дворе школы? Искренне оплакивают. А потом с учеником работает школьный психолог: произошла трагедия, и нужно снять стресс у ребенка, потерявшего любимое существо: “Многие из школ Гонконга уже запретили ученикам приносить в учебные заведения даже и вполне невинных цыплят японского производства, поскольку школьники проявляют на уроках признаки возбуждения и беспокойства,а когда их питомцы неизбежно умирают - впадают в депрессию. Ведомство, контролирующее образовательные учреждения, рекомендовало школам нанимать психологов,которые будут оказывать первую помощь травмированным любителям виртуальной живности.”[3][3]

Или представим себе такую ситуацию. Ребенок уходит в школу или на тренировку в спортивную секцию и просит маму или папу, равно как свободных от работы дедушку или бабушку присмотреть за своим Тамаготти, ибо он растет и требует все большего внимания. Где же в школе успеть одновременно справиться и с собственной учебой и с воспитанием "питомца"? Вот где просто необходима помощь старших... Хорошо, если взрослые позаботятся и уделят часок-другой Тамаготти. А если нет, ведь и других дел хватает?! Не позавидуешь ребенку и его родителям, когда малыш, вернувшись домой, обнаружит, что над его цыпленком, щенком или инопланетянчиком кружат ангелочки. А потом возникают вопросы: почему дети такие жестокие, такие агрессивные... Довольно часто реальные питомцы: кошки, собаки, рыбки, птички и т.д. остаются живы лишь благодаря родителем, неужели теперь к их заботам добавится уход за электронным брелком?

Но и здесь нашлись предприимчивые головы, создавшие что-то на подобии приютов для Тамаготти! В них, естественно за определенную плату, можно оставить своего питомца на срок от нескольких часов, до нескольких дней. Но понятно, что это не решение проблемы.

И если игра Тамаготти задумана как симулятор жизненной стратегии, если она ориентирована на детей как школьного, так и дошкольного возраста, то следовало бы соответственно продумать сюжетную линию игры, дабы не вызвать у детей негативной эмоционально-психологической реакции на концовку игры.

Поражает и тот факт, что возрастное разрешение на игру Тамаготти производители отметили довольно ранними рамками, а именно с трех-четырех лет! Да и это ограничение скорее всего обусловлено лишь конструктивным исполнением, но никак не содержанием этой игрушки. Чтобы водить машину, ловить рыбу, жениться, наконец, необходимо разрешение, здесь же отсутствуют всякие ограничения. Но не следует при этом забывать и о том, что психика ребенка еще не сложилась таким образом, чтобы сразу же из колыбели быть способным решать такие довольно сложные интеллектуальные задачи как воспитание и жизненное обеспечение уже своего, но пока еще электронного ребенка. Наш век и без того грешен тем, что иным людям не хватает времени для воспитания своих собственных детей. Необходимо дать ребенку понять, что все, что так привлекает его в этом неодушевленном предмете, будет у него в будущем, а виртуальное животное, сколько бы любви оно не доставляло, лишь отдаляет от него это реальное счастье.

Словом, игра вышла - радостный факт для многих, но только вот особенности психо-физического развития ребенка почему-то кое-где были упущены. Конечно же, игра имеет право на существование со всеми своими достоинствами и недостатками, но коль она ориентирована как на взрослых так и на детей, то и о психических и возрастных особенностях последних тоже забывать не следует.

Для того, чтобы во всей полноте представить себе ситуацию, начнем с выявления истинной сути игрушки. При детальном рассмотрении выясняется что под видом домашнего животного нам подсунули в лучшем случае одноклеточную инфузорию без каких-либо зачатков разума. Реклама обещает, что Тамоготти станет вашим другом - не верьте! Как может стать другом нечто, имеющее в качестве органов чувств набор кнопок и принципиально не способное чему-либо обучаться? Ответ на вопрос, какие методы имитации разумных существ были использованы при разработке Тамаготти, прост: никакие. Нет распознавания образов, нет нечеткой логики, нет обучения и самообучения. Все, что умеет Тамоготти - это изображать нечто как реакцию на загрузку в него одного из упомянутых выше видов пайки и вести внутри себя учет ее количества. Если заложенные примитивы утверждают, что условия - благоприятные, работает программа роста, иначе - программа болезни. Можно с уверенностью сказать, что даже амеба разумнее (и уж, конечно, живее) Тамаготти.

Узнав техническую сторону этой игрушки, трудно поверить, что она может так привязывать к себе людей. Ведь весь процесс игры заключается в отслеживании и соответствующем изменении четырех переменных:

- вес (5-99)

- счастье (0-4)

- голод (0-4)

- дисциплина

Дети, порой эгоистичные и жестокие к близким, требуют кого-то маленького, о ком они якобы будут заботиться. Инстинкт этот закрепился в древние, еще дочеловеческие, времена, поскольку он способствовал выживанию многодетной семьи и рода в целом. Теперь, когда порой и первый ребенок - это уж слишком много, для удовлетворения инстинкта требуется четвероногий, пернатый или, по-современному, электронный питомец, как заменитель любви к ближнему. Тамаготти был нужен, и он появился по законам рынка.

Когда родители покупают ребенку Тамаготти, они, как правило, пытаются заменить этим суррогатом его потребность в общении с живым существом. В принципе, это удается - ребенок очень скоро начинает воспринимать его так же, как хомячка или, скажем, кошку. Подобно всем живым существам, при неверном уходе тамаготти погибает, вызывая у ребенка не самые лучшие эмоции.

Проблема заключается в том, что Тамаготти с его интеллектом бухгалтерского микрокалькулятора - не живой. И получается, что малыш бьется в истерике по поводу гибели неодушевленного предмета. Это не может способствовать укреплению психики и вряд ли помогает привить бережное отношение к жизни биологической. Гибель любимой кошки в связи с отсутствием ухода может кое-чему научить. Но вряд ли это хорошо, если ребенок уходу за кошкой (с которой, по крайней мере, можно реально поиграть) предпочитает уход за пластиковой коробкой.