Образ преподавателя и оформление учебников
Отношение к человеку определяет отношение к его разъяснениям. Это связано с тем, что человеческие разъяснения не являются только словесно-интеллектуальными конструкциями, они ещё и проекция того, кто их предлагает. Отсюда следует, что на отношение к обучению будет очень сильно влиять отношение к преподавателю.
Если образ преподавателя связан с положительными эмоциями, то, как правило, с этими же эмоциями связываются и передаваемые им знания. Если образ преподавателя связан с неприятными эмоциями, то это почти стопроцентная гарантия того, что передаваемые им знания тоже будут связаны с неприятными эмоциями. В результате они или забудутся, или будут лежать мёртвым грузом, пригодным лишь для шаблонного применения. В связи с этим крайне желательно продумать такую систему обучения, при которой лучшие ученики могли бы выбирать у кого и где учиться, а лучшие преподаватели могли бы выбирать кого и как учить.
И ещё, маленькая зарплата и низкий престиж учительской профессии зачастую приводят к тому, что в педагогические учебные заведения поступают и впоследствии становятся учителями далеко не самые лучшие представители человеческого рода. А ведь это одна из самых важных профессий! Учитель оказывает огромное влияние на формирование личности, на выбор человеком жизненного пути и т.д. И если учителем будет далеко не самый лучший представитель человеческого рода, то каково будет его влияние на ещё не окрепшие души учеников? Каков будет их уровень знаний, творческий потенциал и моральный облик? Не слишком ли дорого обходится государству экономия на оплате труда учителей и воспитателей детских садов? В царской России рядовой учитель гимназии к концу своей учительской карьеры становился действительным статским советником, что в сравнении с военными званиями соответствовало полковнику. Таким же было и его материальное положение.
Основные жизненные предпочтения формируются у человека в возрасте до 12 лет, а посему от того, каково будет качество и моральный облик учителей младших и средних классов, а также воспитателей детских садов, сегодня во многом зависят качество, моральный и человеческий облик наших завтрашних граждан. Более того, в руках у учителей младших и средних классов фактически находятся ключи от завтрашнего творческого потенциала нации и государства в целом. Это слишком важное звено для того, чтобы его игнорировать и недооценивать.
Что касается учителей старших классов и преподавателей Вузов, то на их долю, в абсолютном большинстве случаев, остаётся шлифовка и доводка до ума уже двигающихся в определённом жизненном направлении фактически сформировавшихся «заготовок». Благодаря им они постепенно обрастают необходимыми для уже выбранного ими жизненного направления знаниями, навыками и умениями.
Многочисленные научные исследования свидетельствуют о том, что дети и подростки нерадивы в учёбе вследствие того, что изучаемый материал преподносится им в сухой и неинтересной форме. Если же устранить прямое принуждение и суметь преподнести материал в живой, вызывающей интерес форме, то они обнаруживают необыкновенную активность и инициативу.
«Слог профессора должен быть увлекательный, огненный. Он должен в высочайшей степени овладевать вниманием слушателей. Если хоть один из них может предаться во время лекции посторонним мыслям, то вся вина падает на профессора: он не умел быть так занимателен, чтобы покорить своей воле даже мысли слушателей. Нельзя вообразить, не испытавши, какое вредное влияние происходит от того, если слог профессора вял, сух и не имеет той живости, которая не даёт мыслям ни на минуту рассыпаться. Тогда не спасёт самая учёность – его не будут слушать; тогда никакие истины не произведут на слушателей влияния, потому что их возраст есть возраст энтузиазма и сильных потрясений; тогда происходит то, что самые ложные мысли, слышимые ими стороною, но выраженные блестящим и привлекательным языком, мгновенно увлекут их и дадут им совершенно ложное направление…
Рассказ профессора должен делаться по временам возвышен, должен сыпать и возбуждать высокие мысли, но вместе с тем должен быть прост и приятен для всякого. Он не должен довольствоваться тем, что его понимают некоторые; его должны понимать все. Чтобы быть доступнее, он не должен быть скуп на сравнения. Как часто понятное ещё более поясняется сравнением! И поэтому эти сравнения он должен брать из предметов хорошо знакомых слушателям. Тогда и идеальное и отвлечённое становится понятным» (Н. В Гоголь).
Что же ещё нужно сделать, чтобы обучение стало более доступным для восприятия?
1. Людям многое можно объяснить, лишь бы только объясняющий сам ясно понимал тему, о которой взялся говорить. Ясное понимание - это самое важное условие для хорошего преподавания.
Для меня было потрясением узнать, что знакомый мне преподаватель теоритических основ электротехники, читающий по этому предмету лекции, до сих пор его до конца не понимает.
2. Интерес и антипатия заразительны. Если учитель живо интересуется преподаваемой темой, то он почти наверняка заразит этим интересом значительную часть своих учеников. Если же он не любит преподавать и/или же испытывает антипатию к изучаемой дисциплине, то помимо чистого знания он передаст ученикам своё отношение к выполняемым профессиональным обязанностям (формирование нерадивого работника) и/или же свою антипатию к преподаваемому предмету, навсегда угробив вызревающие выдающиеся творческие дарования (вероятность этого во всяком случае отлична от нуля).
3. Если в тексте учебника или речи преподавателя меньше 37% юмора, иронии, фантазии или чепухи, якобы не относящейся к делу, то обучение или скучно, или требует дополнительных умственных усилий. И у него очень мало шансов передать своё серьёзное содержание наисерьёзнейшему адресату, что и является основной причиной всех видов левой весёлости во время обучения. 37% так или иначе берут своё. Это должны учитывать авторы учебников, преподаватели в школе и институте, читающие лекции и ведущие уроки и семинары. «Улыбайтесь, Господа! Запомните: самые большие глупости делаются с серьёзным выражением лица!» (барон Мюнхгаузен в одной из киноверсий).
4. Ритмически организованная речь (устная и/или письменная) обеспечивает наилучший уровень восприятия адресатом информации. Изложение учебного материала в стихотворной форме (или хотя бы в формате белого стиха), на мой взгляд, вполне способно значительно повысить творческий потенциал большинства обучающихся.
5. Многие люди воспринимают уроки только тех, кто чувствует к ним симпатию. Попробуйте воспринять уроки тех, кто Вас не любит или ненавидит, кто осуждает, упрекает или унижает Вас. Это или невозможно, или требует значительных волевых усилий.
6. Существуют специфические категории учеников. Например те, кто воспринимает информацию только из авторитетных источников. Для таких людей преподаватель должен быть непререкаемым авторитетом и т.д.
Короче говоря, от преподавателя прежде всего требуется идущее от сердца хорошее отношение к обучающимся у него детям или студентам плюс умение приноравливаться к особенностям восприятия у своих учеников, и чем у него их /учеников/ будет меньше, тем легче ему это сделать. Желательно также, чтобы группы обучающихся состояли из лиц с приблизительно одинаковыми интеллектом, темпераментом и способностями к изучаемой дисциплине.
7. Школьники и студенты хорошо учатся прежде всего у тех преподавателей, которых они любят и уважают. А посему от преподавателя требуются не только идущее от сердца хорошее отношение к своим ученикам, но также и обаяние, позволяющие формировать хорошее отношение к себе, а следовательно и к преподаваемому предмету.
8. Знание можно изложить в виде детской сказки, захватывающего приключенческого детектива, фантастической повести, весёлого комикса и т.д. 9. Иллюстрации, схемы, рисунки, графики достаточно эффективно влияют на подсознание обучающихся. И чем их будет больше, чем они будут ярче, нагляднее, чем выше будет степень их прорисованности, тем лучше. Тем лучше будет качество в усвоении учебных материалов. Тем надёжнее будут усвоенные знания и тем выше будет вероятность их последующего творческого применения.
10. Психологам очень хорошо известно влияние цвета на психологическое состояние человека и на его способность к восприятию новой информации. Так например, установлено, что четырехцветная реклама привлекает в полтора раза больше покупателей чем чёрно-белая. Та же ситуация и с текстами в учебниках. Четырёхцветное оформление предлагаемого для освоения учебного материала привлечёт в полтора раза больше внимания со стороны учеников и тем самым обеспечит в полтора раза лучшее его усвоение по сравнению со стандартно применяемой чёрно-белой подачей учебного текста. Для облегчения запоминания правил, определений, формулировок теорем и т.д. имеет смысл поэкспериментировать с использованием применяемых в рекламе наиболее броских цветовых сочетаний (чёрный шрифт на жёлтом фоне, зелёный на красном, красный на белом, зелёный на белом, синий на белом – перечислены в порядке убывающего воздействия на восприятие).
И в заключение, хочется завершить наш разговор цитатой из Бальтазара Грасиана: «Мастерством делится надо мастерски».
Творческая индивидуальность
Каждый человек индивидуален. У каждого человека свои индивидуальные особенности мозга и тела, а также свой индивидуальный жизненный опыт и жизненный путь. Всё это приводит к совершенно индивидуальному творческому мышлению. Не может быть второго Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Баха, Эйнштейна, Циолковского и т.д. Но может быть очень много других не менее ценных неповторимых творческих индивидуальностей.