Смекни!
smekni.com

Творческое мышление: причины возникновения и способы достижения (стр. 8 из 9)

«Абсолютных бездарей единицы, и в их число ещё нужно попасть. Так что напрягитесь и вспомните, какие таланты вы зарыли в землю и памятник им не поставили» (Игорь Вагин).

Природные особенности

О таланте и способностях принято говорить в том и только в том случае, если у человека, в силу природных особенностей его мозга и тела, легче, чем у других, устанавливается условно-рефлекторная связь между обучением и приятными эмоциями. А об одарённости – когда эта связь устанавливается особенно легко. Лёгкость обучения без сопровождающих её приятных эмоций говорит о хорошей памяти и хорошей восприимчивости (это тоже одни из свойств мозга), но никак не о таланте. Такой человек будет легко учиться, легко сдавать экзамены и зачёты, но он будет вряд ли способен к творческому применению полученных знаний. Его стихией станет только их шаблонное воспроизведение и применение. Из него может получиться идеальный исполнитель или идеальный ретранслятор, но никак не творец.

Если у человека нет естественной склонности к созданию положительного эмоционального фона во время обучения, то он может сделать это искусственно. Сознательно созданный положительный эмоциональный фон даёт ему теоретическую возможность догнать и перегнать талантливого и даже очень одарённого человека. «Самый медлительный человек, если он только не теряет из виду цели, идёт быстрее, чем тот, кто блуждает бездумно» (Лессинг).

Безусловно, если в силу каких-либо причин, мозг имеет внутренние нарушения, то его способность к восприятию и обработке поступающей извне информации может быть существенно нарушена и искажена. Само собой разумеется, что все внутренние искажения мозга будут отражаться и на его способности к творческому мышлению. Это приводит к тому, что творческое мышление психически и душевно больного человека может существенным образом отличаться от творческого мышления нормальных людей. И в тоже время следует отметить, что далеко не во всех случаях искажения в мышлении являются существенным препятствием для получения выдающихся творческих достижений.

Гениальность

Что же такое гений? Вряд ли это сверхталант. Талантливых и чрезвычайно талантливых людей достаточно много. Гениев же единицы. Так что же такое гений? Гений (с моей точки зрения) - это, скорее всего, сочетание таланта с особой структурой личности.

В чем особенности этой структуры? Точно ответить на этот вопрос очень сложно, но две наиболее характерные её особенности просматриваются достаточно четко, это:

1. Творческое мышление, в основе которого лежит условно-рефлекторная связь между обучением и приятными эмоциями.

2. Стремление к совершенству или потребность в постоянном улучшении результатов своего творческого мышления.

Допустим, например, что художник написал картину. Картина является результатом его творческого мышления. Всё, в принципе, хорошо, но у художника возникает ощущение того, что картину можно немного улучшить. Тогда он вновь берется за кисть и что-то переделывает в картине. В результате картина стала несколько лучше, но художник чувствует, что её можно ещё немного усовершенствовать. Процесс шлифовки может продолжаться неопределенно долго. То же самое можно сказать и о поэте, писателе, модельере, инженере, мастере восточных боевых искусств и т.д.

Для того, чтобы упорная шлифовка результатов своего творческого мышления доводила до шедевра, необходима условно-рефлекторная связь шлифовки и положительных эмоций а также умение вовремя остановится. В противном случае шлифовка очень быстро рискует выродиться в элементарное графоманство.

Муки творчества

Вы можете мне вполне резонно возразить и указать на муки творчества на пути к шедевру. Возможно я не прав, но мне кажется, что любые муки творчества для мозга есть не что иное как ломка для наркомана.

Вообще любая задача, которую ты сам себе поставил, действует на нас как наркотик. Никто не заставляет тебя её решать, но ты бьешься как идиот, страдаешь. Возникает состояние очень похожее на ломку у наркомана. Решив задачу мозг получит кайф, и мозг очень хочет его получить, но он не может этого сделать до тех пор, пока не решит задачу. Вот он и страдает оттого, что хочет, но не может получить кайф.

Итак мы видим, что в любых муках творчества практически всегда присутствует элемент предвкушения удовольствия. Как сказал один из великих (кажется это Достоевский): счастье есть предвкушение счастья. А по сему всегда есть люди, главная радость для которых – это радость преодоления трудностей, в том числе и трудностей связанных с решением какой-либо задачи.

То же самое и при страданиях на пути к шедевру. Создав шедевр, мозг получит кайф, но пока он его не создал, он вынужден мучиться и страдать.

Что нам мешает

Ну а теперь мне хочется немного поговорить о тех препятствиях, которые мешают установлению состояния гениальности. Ведь талантливых и чрезвычайно талантливых людей не так уж и мало. Приблизительно каждый пятый в чем-нибудь да талантлив. Каждый десятый талантлив сразу в нескольких областях. У каждого двадцатого наблюдается сверхталант в какой-либо одной области. Такой человек при желании вполне способен весьма многого добиться. Приблизительно каждый сотый сверхталантлив сразу в нескольких областях. И по меньшей мере каждый десятитысячный сверхталантлив почти во всём. Ну а каждый стотысячный вполне способен сыпать выдающимися творческими достижениями как из рога изобилия за какое бы дело не взялся. Согласитесь это не так уж и мало. Так что же нам мешает?

1. Иногда мешает очень сильное желание. Мы не можем уснуть, потому что хотим заставить себя уснуть; потому что сон для нас стал самоцелью, а не естественным состоянием.

2. В абсолютном большинстве случаев нам мешает бедность непроизвольных ассоциаций, являющейся следствием отсутствия связи между обучением и приятными эмоциями. Я не могу писать стихи, потому что в моей голове не возникают определённых ассоциаций между словами – стихотворных рифм. В результате у моей фантазии нет исходного материала для строительства стихотворений.

Людям страдающим от бедности непроизвольных ассоциаций я порекомендовал бы новое повторение раннее изученного материала. Самостоятельное повторение основательно забытого старого проще и приятнее, чем освоение раннее неизвестного нового. Это позволяет осуществить частичную перезапись своих знаний с отрицательных эмоций на положительные (или хотя бы на менее отрицательные или нейтральные, что согласитесь тоже не так уж мало). Лично мне этот способ помогает наиболее сильно. Недаром говорят: «Повторение - мать учения».

3. Я не могу стать художником, в связи с тем, что у меня нет достаточно хороших практических навыков владения кистью и карандашами, но здесь ситуация немного получше, чем со стихами: я могу рисовать мысленные картины и рисунки. Короче говоря, у моей художественной фантазии богатый исходный материал. Всё хорошо, и в тоже время, здесь есть ещё один нюанс. Даже если я научусь профессионально владеть кистью и карандашами, мне всё равно придётся потратить очень много сил и времени на то, чтобы слить свои руки со своим художественным воображением.

«Прекрасней всех поёт бездушный соловей,

А сколько нужно мук, чтоб руки с сердцем слить» (А. Дольский)

Очень многие люди в уме пишут красивые картины, прекрасные романы, повести, рассказы и т.д. Но их воображение не слито с руками и результаты их творческого мышления не могут перенестись на бумагу или холст.

Видимо в некоторых случаях гениальность включает в себя такие компоненты как интуиция (умение вовремя остановиться), профессионализм, единство мозга и тела (единство духа и тела как говорят древние) и т.д.

Единство мозга и тела необходимо не только для художников и писателей, но и для музыкальных исполнителей, ораторов, мастеров рукопашного боя, спортсменов и т. д. В тоже время оно не обязательно для учёных и философов.

Профессионализм незаменим в научных дисциплинах, большом спорте, художественном творчестве, но не обязателен философии (имеется в виду узко философский профессионализм).

В ряде творческих профессий в состав гениальности входит интуиция, и очень много творческих людей, принадлежащих к данным профессиям, во время шлифовки зачастую проскакивают оптимальный вариант и портят ими же созданный шедевр. А после не могут его воссоздать. (Это касается прежде всего художников.) В этом отношении очень крупно повезло поэтам и писателям. Они всегда могут вернуться к более ранним вариантам своих черновых записей.

4. Очень большое число творческих людей не могут стать гениями потому, что им лень шлифовать результаты своего творческого мышления.

5. Есть особая категория людей. Эти люди способны к плодотворному творческому мышлению, и в тоже время они крайне недовольны его результатами. И вместо того, чтобы шлифовать свои результаты, они разочаровываются в себе и отказываются от дальнейших творческих порывов. Среди этой категории людей почти всегда есть не реализовавшиеся гении. (Как крупицы золотого песка среди моря пустой породы.) Разочарование угнетает способность к творческому мышлению, что ещё более усугубляет их положение. Особенно опасен вывод: «всяк сверчок знай свой шесток». Он блокирует любые возможности для дальнейшего творческого роста.

6. Очень многие люди жёстко связаны жизненными и социальными реалиями (работа, семья, дача, машина и т.д.) и испытывают дефицит свободного времени. А это в свою очередь приводит к тому, что в их образе жизни нет места для самообразования и реализации каких-либо творческих замыслов.

7. Ещё больше людей, которые мешают себе сами. Их способности спят, а интересы далеки от творчества (секс, выпивка, наркотики, телевизор, различные разновидности пустого времяпрепровождения и т.д.).