Так, продумывая очередной урок с учеником на этапе разучивания пьесы (когда на прошлом уроке было задано выучить ее наизусть) учитель может наметить, что и как он скажет ученику в зависимости от степени выполнения задания ( все или не все удалось выучить наизусть) и от качества его выполнения (хорошо или плохо было выучено). При этом он может припомнить и учесть, кактот или иной уровень готовности к занятиям проявляется у данного конкретного ученика во внешнем поведении (в выражении лица, движениях, особенностях звучания голоса, характере речи).
Можно также продумать, как работать на уроке над пьесой в зависимости от степени ее выученности, о чем спрашивать ученика и что ему говорить, как завершить урок, чтобы домашние занятия были более эффективными.
Вторая стадия общения, - вступление в непосредственный контакт с учеником, в прямое общение с ним, - чрезвычайно важна для успеха урока. Чтобы в дальнейшем управлять общением в целях решения педагогических задач, учителю необходимо с самого начала проявить инициативу в общении. Эта инициатива будет тем более успешна, чем более быстро и более конкретно может учитель истолковывать проявления эмоциональных, волевых и интеллектуальных состояний ученика, а также правильно на основе этих проявлений понять намерения и предстоящие действия ученика.
Педагоги, умело владеющие партнерским стилем общения, оперативно организуют начальный контакт с учеником, быстро переходя к деловом у общению, подчеркивая совместный характер работы над пьесой, преодолевая возможные негативные установки, сложившиеся к успехам данного ученика по прошлым занятиям, активно включая в общение разнообразные неречевые средства (мимику, пантомимику, контакт глаз и др.), стараясь сразу достичь взаимопонимания.
Определенных усилий требует от педагога и дальнейшее развитие контакта на уроке. Решающее значение здесь имеет способность педагога к неослабному вниманию за действиями ученика и за его состоянием с тем, чтобы вовремя изменить свое поведение в целях сохранения взаимопонимания и вовремя поддержать ученика психологически, вселить в него уверенность.
Известно, что опытные учителя стараются увидеть в действиях учеников как можно больше хорошего, подчеркнуть эти моменты. Так, известный педагог-скрипач утверждал: «Я считаю, что учебный процесс должен быть прежде всего сориентирован на сильные стороны учеников, на развитие и укрепление тех свойств и качеств, которые составляют их наиболее привлекательнее черты» (Б.Л.Гутников. Об искусстве скрипичной игры. Л., 1988, с.42).
Неправильные же действия учеников корректируются конструктивно, без яркой отрицательно эмоциональной нагрузки, поскольку и в ошибках учеников сказывается работа педагога.
Управление общением на уроке, оценка ученика во многом (особенно при малом опыте педагога) определяются установкой преподавателя в отношении этого ученика. Так, если педагог считает ученика способным и перспективным, то он прощает ученику больше мелких погрешностей, чаще подбадривает при затруднениях.
Если же педагог не выделяет ученика, полагая, что его музыкальные способности развиты недостаточно и что его занятая на инструменте бесперспективны, то при обсуждении, например, жанровых и стилистических особенностей произведения, он невнимательно слушает ученика, подчеркивает нелепость неудачных моментов его исполнения, может даже утрированно показать эти моменты на инструменте, с сомнением относится к его верным мыслям и успешным действиям при исполнении произведения, редко подбадривает в сложных случаях и при овладении трудными исполнительскими приемами, часто напоминает о неперспективности в профессиональном освоении игры на инструменте.
Важное значение имеет в общении на уроке и четвертая стадия - выход из контакта, завершение общения с учеником на данном уроке. Эта стадия во многом определяет впечатление ученика от результатов работы на уроке и, соответственно, его настрой на будущее, в частности на домашние занятия. Поэтому общение должно завершаться сразу по двум направлениям, в двух планах: деловом и личностном.
В деловом плане завершение общения должно содержать очень точные и конкретные указания по работе над пьесой, из которых ученику должно быть ясно, что и как в нужно контролировать и что и как следует оценивать. В личностном плане завершение общения должно вызывать у ученика положительные переживания, основанные на подытоживании учителем успешных моментов в действиях ученика и одобрении его личных качеств. В целом завершение урока должно вселить ученику уверенность в своих силах и дать четкое представление о содержании работы над пьесой до следующего урока.
Пятая стадия общения - оценочная имеет прямое отношение к общению на следующем уроке. Ее содержанием является осмысление учителем своих удачных действий на всех предыдущих стадиях общения (подготовительная, вступление в контакт с учеником, развитие общения и выход из контакта) и неудачных. В ходе осмысления учитель должен вскрыть причины тех и других действий, выявляя роль собственных усилий и случайных обстоятельств. Специально выделяется то в общении, что совпало с прогнозом на подготовительной стадии и что не соответствовало ему. Здесь же намечаются основные подходы к продумыванию общения на следующем уроке,
Итак, при рассмотрении педагогического общения, - как профессионального делового общения педагога и ученика в целях решения учебно-воспитательных задач в ходе преподавания, - были отмечены и охарактеризованы два основных его стиля -авторитарный, при котором в учениках подчеркивается общее, совпадающее, и партнерский, когда, наоборот, в учениках подчеркивается индивидуальное, отличительное, несовпадающее.
Было также показано, что поурочное общение (как наиболее распространенная форма общения при обучении музыке, особенно игре на музыкальных инструментах) является циклическим процессом. Оно включает пять стадий, которые возобновляется при общении на каждом уроке: подготовительная стадия, связанная с прогнозом содержания и формы предстоящего общения в соответствии с особенностями намеченных педагогических задач; вступление в контакт, - стадия, связанная с организацией деловой стороны общения и придания ему эмоционального комфорта; развитие контакта, - стадия, связанная управлением поведения ученика, контролем и оценкой его действий; завершение общения, - стадия, связанная с формирование впечатления ученика от урока и ожиданий по отношению к будущим занятиям; анализ общения, - оценочная стадия, смысл которой состоит в подведении итогов взаимодействия на прошедшем уроке и наметке общей линии общения на следующем занятии.