Смекни!
smekni.com

Жанр виртуальной конференции (стр. 4 из 4)

В то же время в конференции существует потенциальное отличие от повседневной жизни. Оно заключается в том, что ее относительно легко выстроить в соответствии с законами искусства. Участники конференции в этом случае являются одновременно и героями художественного произведения. Поэтому возможно, что метаморфозы, происходящие с персонажем конференции, изменят в чем-то и самого человека – изменят в большей степени, чем чтение им художественной литературы.

В истории существуют примеры построения жизни человека на основании сказаний и мифов, попытки «художественного» воплощения идеи о совершенном, утопическом, сакральном мире в повседневной действительности. В качестве подтверждения можно привести мистерии Древней Греции (основу Элевсинских мистерий составляло воссоздание мифа о Деметре и Коре). Не будем останавливаться на этом подробно, отметим лишь, что действие мистерии развивалось по законам искусства — от мрака к надежде и свету, позволяя участникам достичь катарсиса — очищения и пробуждения. К этой же категории следует отнести римские сатурналии, «которые мыслились как реальный и полный... возврат на землю сатурного золотого века».

Европейский карнавал — непосредственный наследник сатурналий, также являл собой разыгрываемое на городской площади театральное представление с одним отличием от современного театра: «карнавал — это зрелище без рампы и без разделения на исполнителей и зрителей. В карнавале все активные участники, все причащаются карнавальному действу». Во время карнавала все сословия охватывала праздничная атмосфера игры. В игровой форме преодолевались страх и боль, восстанавливалась утраченная гармония. Со временем карнавальная традиция постепенно редуцировалась, становилась все более замкнутой, принимая форму дворцовых маскарадов. Вслед за Бахтиным, мы считаем, что эти формы народно-смехового искусства оказали значительное влияние на развитие европейской литературы, которая донесла традицию всенародного карнавального смеха до наших дней. Эти образы можно найти у Пушкина, Гоголя, Достоевского и многих других авторов. В этом отношении Интернет с его поистине всенародной, площадной атмосферой предоставляет великолепную возможность для возвращения сакральной карнавальной традиции из области идеального мира художественного произведения в повседневность нашей жизни. Из сказанного не следует, что конференция должна быть стилизацией древних жанров. Она лишь дает возможность воплотиться тем идеям, которые раньше реализовывались только в литературной форме.

В заключение хотелось бы сформулировать название жанра рассмотренной выше интернет-конференции как виртуальная мистерия.

Слово «виртуальная» указывает на ту среду, в которой мистерия может быть реализована. Под «мистерией» понимается действо, выстроенное по законам искусства, воссоздающее некий духовный идеал и являющееся при этом частью нашей жизни. Действо, в котором мы, в отличие от искусства, являемся активными участниками, а не пассивными наблюдателями.

Список литературы

1. Бахтин М.М Проблемы поэтики Достоевского. М.: Художественная литература, 1972.

2. Бахтин М.М. Проблемы содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. М.: Художественная литература, 1975.

3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990.

4. Лауэнштайн Дитер. Элевсинские мистерии. М: Энигма, 1996.

5. Розин В.М. Технологии виртуальной реальности. // Традиционная и современная технология (философско-методологический анализ) / РАН институт философии. М., 1999, С. 159-181.

6. Тираспольский Л. М. Золотой век. М.: Прогресс, 1995.

7. Эко У. От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст из публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998.

8. Computerization and Controversy: Value Conflicts and social Choices/ by Rob Kling 2nd edition, Academic Press, 1996, p.278-309.

9. Бердяев Н. Кризис искусства. // Философия творчества, культуры и искусства. Т.2. М.: Искусство, 1994.

10. Бычков В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica.Т.2. М.-СПб.: Университетская книга, 1999.

11. Тираспольский Л. М., Новиков В.В. Жанр виртуальной конференции.