Участники с небольшим опытом СМС, напротив, демонстрировали высокое коллективное самоуважение только в тех ситуациях, когда другие пользователи СМС физически присутствовали. Если другие пользователи присутствовали лицом к лицу, они воспринимались как члены потенциально референтной группы. Или, другими словами, когда пользователи СМС присутствуют (в экспериментальном контексте использования компьютера), каждый отдельный пользователь хочет быть частью их группы.
Третья часть наших результатов относится к самопрезентации в СМС в трех экспериментально изменяемых ситуациях. То, что самопрезентация в ситуации "карандаш-бумага" положительно коррелирует с личным самосознанием и отрицательно - с публичным самосознанием, может быть связано с личным характером этой экспериментальной ситуации. Распечатанный опросник в данной экспериментальной ситуации повышает самоконтроль и тенденцию анализировать себя. С другой стороны, самоконтроль действует как фильтр того, что сообщать экспериментатору о своих собственных потребностях, мыслях и аттитюдах. Когда испытуемые находятся в ситуации анонимного одиночного компьютеризованного заполнения опросника, они скорее изменяют свою самопрезентацию в отношении к тому, как их открытое поведение может быть воспринято в анонимном сеансе пользования компьютером.
Самопрезентация в условиях группы кажется более прототипичной для тех испытуемых, которые не идентифицируют себя с ингруппой пользователей компьютера (что показывает их низкое коллективное самоуважение). Для этих испытуемых социальная категория может быть доступной, но не пригодной для самоопределения. Представляется правдоподобным, что они пытаются создавать позитивную самопрезентацию, особенно в групповой ситуации. Когда другие пользователи СМС не только виртуально, но и физически присутствуют, и идентификация с их социальной категорией низка или невозможна, пользователь стремится к расширенной самопрезентации, возможно, с целью защиты самоотношения.
Наконец, эти испытуемые склонны определять себя не в терминах ингруппы/аутгруппы, но на более межличностном уровне. Возможно, эти испытуемые - это те пользователи СМС, которые описаны в литературе как "любители одиночества" (loners). "Любители одиночества" - это те, кто общается через СМС только эпизодически или интересуются СМС по чисто техническим причинам. Межличностная коммуникация со сверстниками, активное участие и идентификация с различными сетевыми культурами играет для них второстепенную роль. Weitzstein и Dahm (1996) назвали таких пользователей "пользователями-прагматиками" по контрасту с "любителями" и "СМС-фриками"(freaks). В отличие от любителей и прагматиков, фрики в особенности склонны воспринимать пользователей СМС как социальную категорию и идентифицироваться с ними. "Для фрика глобальная деревня - уже реальность. Ему нравится общаться с другими пользователями через СМС, он часто начинает обсуждения, старается действовать собственным, индивидуальным образом и помогает другим пользователям" (p. 41). То, что использование СМС стало повседневностью, может объяснять, почему те пользователи СМС, которые в высокой степени идентифицируются со своей ингруппой (и, таким образом, могут быть сочтены фриками), не нуждаются в расширенной самопрезентации в ситуациях виртуальной публичности или публичности лицом к лицу.
Действительно ли или нет те испытуемые, кто демонстрирует низкое коллективное самоуважение - прагматики, не вполне очевидно, хотя есть несколько косвенных свидетельств, позволяющих судить об этом. Испытуемые с низким публичным самоуважением и высокой самопрезентацией в групповых ситуациях подчеркивают технически - прагматические качества компьютеров и СМС в наших интервью; полезное, несколько безличное, облегчение работы, практичное и экономящее время; пользователь нуждается в практической деятельности и должен вкладывать время; технические неудачи обычны. Напротив, пользователи СМС с высоким публичным самоуважением и низкой самопрезентацией в групповой ситуации подчеркивают коммуникативные качества медиума: важность для коммуникации и научной работы; компьютеры фантастичны, человек имеет массу возможностей получать информацию и общаться; в целом связанные с компьютером профессии превосходны; СМС ориентированы в будущее, удобны, интересны и более быстры, чем написание писем; Интернет изумителен; СМС необходимы, развлекательны, экономят время; изумительный отдельный мир.
В целом, мы можем предположить следующие характеристики пользователей СМС: те пользователи СМС, которые используют Интернет в прагматически-технических целях, но не идентифицируются с социальной категорией пользователей СМС, стремятся к более экстенсивным формам самопрезентации, если они находятся лицом к лицу с этой категорией и если нет других доступных критериев социального сравнения.
Выводы
С несколько спекулятивной интерпретацией результатов, предложенной здесь, мы можем определить модель дальнейших исследований в следующих пунктах:
Пересмотренная модель создания Я в СМС.
1. Психологические последствия участия в опосредованном компьютером общении (СМС) опосредуются (А) на долговременной основе опытом участия в СМС и (B) на кратковременной основе степенью испытываемой СМС - публичности в настоящий момент во взаимодействии или общении.
2. Чем больше опыт СМС, тем в большей степени пользователи СМС идентифицируются с социальной категорией пользователей (С).
3. Чем больше (предвосхищаемая или реальная) СМС - публичность, тем ниже личное самосознание пользователей СМС(D), особенно пользователей с большим опытом СМС(E).
4. Пользователи СМС с маленьким опытом СМС идентифицируются с социальной категорией пользователей СМС, если эта категория не только виртуальная, но также физически присутствует (F).
5. Если СМС - публичность анонимна или присутствует только символически, то на произведение впечатления (эффективность самопрезентации) будет влиять личное и публичное самосознание(G).
6. Если СМС - публичность физически присутствует (групповая ситуация), тогда в особенности те пользователи, которые не идентифицируются или слабо идентифицируются с социальной категорией пользователей СМС, демонстрируют произведение большего впечатления, чем другие(H).
Однако эти предположения и спекулятивные интерпретации нуждаются в дальнейших исследованиях.
Можем ли мы спросить: является ли самопрезентация целью пользователей компьютера произвести впечатление на других или же она - инструмент организации общения с другими людьми? Поскольку "степень, в которой люди используют СМС в качестве средства изобретения новых идентичностей, для восстановления собственной идентичности, или для того и другого, и способы, которыми они это делают - это центральные проблемы создания опосредованного компьютером социального мира" (Nancy K. Baum, 1995, p. 156).
Список литературы
В. Фриндте, Т. Келер. Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении