"Когда мы делаем шаг через экран в виртуальное сообщество, мы реконструируем наши идентичности с той стороны зеркального стекла. Эта реконструкция - наша развивающаяся культурная работа"
(Turkle, 1995, p. 178).
Контекст наших размышлений: мы живем в находящемся под влиянием компьютера обществе-театре или в находящемся под влиянием компьютера обществе коммуникаций?
Индивидуальное присутствие в виртуальном пространстве - это фон опосредованного компьютером общения. Самопрезентация, таким образом, становится наиболее важной предпосылкой для того, чтобы начать опосредованное компьютером общение с другими людьми - и для того, чтобы контролировать процесс общения, опосредованного компьютером.
Существует, по меньшей мере, семь возможностей, которые пользователи CMC могут использовать для их собственной самопрезентации и для того, чтобы идентифицировать других пользователей (см. также Doring, 1997).
1. Адреса электронной почты: во многих опосредованных компьютером взаимодействиях ими можно снабдить послание; иногда они даже прикрепляются автоматически.
2. Имя пользователя или реальное имя: обычно пользователи электронной почты, списков рассылки или телеконференций используют свое реальное имя.
3. Псевдонимы: в IRC или в MUDs псевдонимы часто применяются для того, чтобы идентифицировать каждого пользователя.
4. Подписи: послания по электронной почте часто оканчиваются электронной визитной карточкой, которая включает членство в определенной организации, профессию, ученую степень, личный адрес и т. п.
5. Личные домашние странички: "если мы считаем домашнюю страничку неподвижной метафорой Я, то ее оформление явно постмодернистское" (Sh. Turkle, 1995, p. 259).
6. Самооописания: в MUD существует возможность описания своего сетевого персонажа с помощью символов, характеристик и т. д.
7. Избранные самопрезентации: в текст-основанной CMC пользователи в особенности имеют возможность проявить собственный индивидуальный стиль с помощью слов и символов (шуток, смайликов и т. п.).
Существует множество различных философских, социальных и психологических рассуждений о мотивах, целях и последствиях подобных созданий и презентаций сетевой идентичности и о так называемых "играх с идентичностью" в CMC. Однако, эмпирические подтверждения этих рассуждений являются одновременно эпизодическими и противоречивыми. Вот несколько примеров: Craig Brod (1984) описывает "антисоциальную компенсацию социальных отношений", Jean Baudrillard (1987) критикует "промискуитет в Сети"; Josef Wehner (1996) утверждает, что "принятие роли" в CMC невозможно, а презентация идентичности в Сети представляется ему очень искусственной; для Haya-Bechar-Israeli "игры с идентичностью" - результат "высокой степени осознания ограничений самовыражения в этой особой среде" (Bechar-Israeli, 1995); Elizabeth Reid (1995) также рассматривает позитивные аспекты игр с идентичностью как часть виртуальной культуры; Sherry Turkle пишет: "Интернет становится важной социальной лабораторией для экспериментов с созданием и реконструкцией Я, что характеризует жизнь в постмодернистском обществе". Howard Rheingold (1994) описывает суть повседневной коммуникации в Сети следующим образом: в виртуальных сообществах люди делают все то же самое, что делают люди в реальной жизни. Но при этом их тела находятся вне взаимодействия. В виртуальном пространстве физически нет того, кого можно поцеловать, и нет того, кто бьет вас кулаком в нос (Rheingold, 1994, p. 14).
Другими словами и в более философских терминах: живем ли мы в находящемся под влиянием компьютеров обществе-театре (Jean Baudrillard говорит об обществе симуляции (Baudrillard, 1990) или в находящемся под влиянием компьютеров обществе-коммуникации (в понимании Munch, 1990)?
Мы не склонны давать ответ на этот вопрос. Он является только контекстом для наших рассуждений.
Самопрезентация в Сети и поиск проблем исследования.
Для того, чтобы найти эмпирическую основу оценки этих утверждений, мы начали наше исследование с анализа 45 личных домашних страничек, размещенных на сервере университета в Джене, Германия. Личные домашние странички представляются нам превосходным примером самопрезентации в Интернете.
Домашние странички различаются по сложности структур гипертекста. Возникает вопрос: каковы мотивы столь различной самопрезентации на домашних страничках?
С помощью неструктрированных интервью с дизайнерами домашних страничек мы установили, что на самопрезентацию в Сети влияют 4 фактора:
1. Опыт взаимодействия с компьютером и опосредованного компьютером общения.
2. Аудитория, которой адресована данная домашняя страничка.
3. Степень самосознания владельца странички. Самосознание может зависеть от собственных мыслей, планов, чувств (личное самосознание), в противоположность публичному поведению (публичному самосознанию).
4. Идентификация с определенной социальной группой/ категорией пользователей компьютера (социальная идентичность).
Эти 4 фактора также отражены в эмпирических исследованиях опосредованного компьютером общения. Однако, у нас недостаточно времени для их обсуждения в данный момент. (Martin & Nagao, 1989; Lautenschlager & Flaherty, 1990; Booth-Kewley, Edwards & Rosenfeld, 1992; Kiesler & Sproull, 1992; Walther, 1992, 1995; Matheson & Zanna, 1989; Spears & Lea, 1992; Reicher, Speqrs & Postmes, 1995).
Мы начинаем наше исследование с трех вопросов:
1. Изменяется ли самосознание пользователей CMC в зависимости от степени присутствия других пользователей CMC и опыта СМС?
2. Изменяется ли социальная идентичность пользователей CMC в зависимости от степени присутствия других пользователей СМС и опыта СMC?
3. Являются ли самосознание и социальная идентичность пользователей CMC факторами, определяющими их самопрезентацию?
Процедура исследования.
Нас интересовало создание общей модели самопрезентации в СМС. Поэтому мы проводили наш эксперимент вне специфических сетевых структур (таких, как MUD, телеконференции или IRC). Мы организовали эксперимент, который позволил исследовать самопрезентацию более или менее опытных пользователей в более или менее "публичных" ситуациях.
Испытуемыми были 93 студента и аспиранта университета Джены. Их средний возраст составил 23.0 года, в диапазоне от 17 до 35 лет; 43 из них были мужчинами, 50 - женщинами.
Независимые переменные.
Мы построили экспериментальный план 3х3. Следующий рисунок демонстрирует несбалансированный план:
Фактор 1: Степень испытываемой СМС - публичности Фактор 2: опыт СМС
несбалансированный и (несбалансированный) план
(между субъектами)
Ситуация 1: заполнение методик на бумаге (нет присутствия других пользователей CMC) 27 (10) 44 (10) 22 (10)
Ситуация 2: заполнение методик в одиночестве на компьютере (косвенное присутствие других пользователей СМС) 27 (10) 37 (10) 20 (10)
Ситуация 3: заполнение методик на компьютере в группе (прямое присутствие других пользователей СМС) 10 (10) 24 (10) 10 (10)
Переменная, заданная первым фактором - участие в трех ситуациях. Мы назвали этот фактор "Степень испытываемой СМС - публичности".
В ситуации 1 (заполнение на бумаге) пользователи СМС (93 человека) отвечали по почте на опросник "бумага-карандаш", тестирующий зависимые переменные.
В ситуации 2 (заполнение методик на компьютере в одиночестве) (через 3 недели после заполнения опросника на бумаге) те же пользователи СМС (84 человека) заполняли компьютеризованный опросник (в формате HTML) в процессе индивидуального компьютерного тестирования на факультете психологии университета.
В ситуации 3 (через 3 недели после заполнения опросника в ходе индивидуального компьютерного тестирования) пользователи СМС снова заполняли компьютеризованный опросник в процессе группового компьютерного тестирования лицом к лицу с другими пользователями.
Второй фактор был назван "Опыт СМС". Для того, чтобы операционализировать эту переменную, мы опрашивали испытуемых, читают ли они WWW- страницы, пишут на HTML или программируют в WWW. На основании их ответов мы выделили 3 группы испытуемых: с большим опытом; со средним опытом; с небольшим опытом.
Зависимые переменные.
Мы операционализировали три зависимых переменных.
1. Переменная "Самосознание" с двумя субпеременными (личное самосознание и публичное самосознание) измерялась с помощью модифицированной немецкой версии "Шкалы самосознания", разработанной Feningshtein, Scheier & Buss (1975).
2. Переменная "коллективное самоуважение" измерялась с помощью шкалы коллективного самоуважения (Luhtanen & Crocker, 1992). Шкала коллективного самоуважения (СSES) - это операционализация социальной идентичности (идентификации с релевантной социальной категорией или группой).
3. Переменная "эффективность самопрезентации". Эффективность самопрезентации отражает мнение человека о влиянии, которое его самопрезентация оказывает на впечатление, формируемое о нем другими людьми. Эта переменная измерялась при помощи немецкого опросника, разработанного Mielke (1990).
В каждой экспериментальной ситуации (заполнения на бумаге, в одиночестве, в группе) участники заполняли одну из коротких форм каждого из этих опросников.
Некоторые результаты и их краткое обсуждение.
При первичном анализе результатов мы установили, что в особенности те пользователи СМС, которые были отнесены к очень опытным пользователям, снижают свое личное самосознание (а также самоконтроль и самонаблюдение) по мере повышения публичности СМС.
Особенно в ситуации контакта лицом к лицу с другими пользователями опытные пользователи понижали свою сосредоточенность на внутренних состояниях. Мы объясняем этот результат чистым влиянием средств коммуникации. Чем больше человек знаком со средствами, тем в меньшей степени он вынужден контролировать себя.
Другой интересный результат показывает, что испытуемые с наибольшим опытом СМС в большей степени идентифицируют себя с группой пользователей СМС, вне зависимости от того, присутствуют они или нет.
Очевидно, для этих испытуемых ингруппа была "выпуклой" во всех трех экспериментальных ситуациях. Мы можем называть это проявлением "выпуклости" группы.