Смекни!
smekni.com

К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете (стр. 3 из 5)

Автор не располагает данными прямых опросов о распространенности этого явления, однако косвенные источники высвечивают весьма любопытную картину. На многих чатах имеется возможность обсуждения различных тем в режиме конференций. Тема «виртуальных романов» является одной из самых распространенных. Контент-анализ сообщений в такой дискуссии дает следующие результаты - порядка 60% респондентов прямо признаются, что переживали виртуальные романы, порядка 35%, декларируя свое отношение к этому явлению, умалчивают о своем личном опыте (не забывайте, что обсуждение происходит публично) и только порядка 5% утверждают, что понятие виртуального романа им незнакомо.

Причины эмоциональной насыщенности «доверительного» общения

Каковы же причины столь нестандартного воздействия виртуальной коммуникации на человеческие эмоции? На наш взгляд, можно выделить общекультурную доминанту, обуславливающую этот процесс и несколько специфических характеристик, присущих только виртуальности, которые играют роль своеобразного катализатора эмоционального всплеска

Общекультурная доминанта поведения.

Под общекультурной доминантой мы понимаем социокультурную ситуацию, сложившуюся к концу 20 века в результате социальной революции, связанной с колоссальными изменениями форм, способов и образцов жизни человека.

Все эти изменения стали возможным благодаря начавшемуся еще в прошлом столетии процессу трансформации опыта сознания, фундаментальных сдвигов в формах человеческого мышления. Двадцатый век прошел под знаком окончательной секуляризации сознания - вспомним ницшеанское «Бог умер!». Вера в бога сменилась верой в технический прогресс, однако возрастающая значимость рационального начала в жизни человека имела своим следствием обеднение начала эмоционального.

В абсолютном большинстве случаев именно наука стала основой мировоззрения - наука, а не религия, а это значит, что в интересующем нас аспекте была разорвана одна из нитей, связывавшая человека со сферой смысла, которая задавала спектр эмоционального напряжения человека. За последней чертой ничего нет, на человека повеяло холодом и экзистенциальным одиночеством. То, что впервые было осознано и поставлено как тема кальвинизмом - одиночество человека перед богом и невозможность коллективного спасения, на новых основаниях было постулировано и в 20 веке. Человек проходит свой путь один и каждый ответственен за него, только теперь не стало той высшей инстанции, которая спасает и наблюдает.

Наряду с этим процессом шел и распад традиционного общества, в результате которого трансформировались эмоциональные компоненты социальных связей. В результате чего человек превратился в подобие винтика, вписанного в социальную жизнь, организованную по образу гигантской мегамашины (Л.Мэмфорд). Эмоциональная сфера доиндустриального общества была разрушена, а новой, общей для всех, матрицы так и не появилось. При отсутствии прежней жесткой детерминированности ее приходится создавать индивидуально, методом проб и ошибок. Проблемы «эмоциональной нищеты» вследствие изменений, произошедших в сфере культуры, рассмотрены в работах Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Э. Фромма и других исследователей.

Наряду с этим в 20 столетии мы наблюдаем рост урбанизации, распад традиционных форм семьи, частую смену работы и места жительства, ставших нормой. Все это привело к изменению ритма жизни и увеличению числа социальных контактов. Однако количественный рост сказался на качестве - при увеличении числа социальных контактов, снизилась их глубина, эмоциональная окрашенность. Подавляющая часть наших социальных контактов утилитарна, их возникновение и содержание функционально, а на эмоциональные привязанности зачастую просто не остается времени. Человек все чаще и чаще сталкивается со стрессовой ситуацией, порожденной одиночеством и обеднением эмоциональной жизни. Как следствие - особую актуальность, особенно в больших городах, приобрела тема одиночества - причем не только для пожилых людей, но и людей в возрасте максимальной социальной коммуникативности.

В силу всех вышеперечисленных факторов жизнь современного человека эмоционально обеднена. Механизмы компенсации этого явления могут быть самыми различными. К примеру, некоторыми исследователями, расцвет массовой культуры в современном обществе связывается именно со слабой насыщенностью эмоциональной жизни, а боевики, фильмы ужасов, эротика и т.п. являются не чем иным, как суррогатной компенсацией, основное назначение которой чисто утилитарно - повысить уровень адреналина в крови. На наш взгляд, общение в виртуальном социуме часто выполняет ту же функцию (хотя это и не является единственной функцией такого общения), однако, на наш взгляд, в отличие от приведенного примера с массовой культурой, чувства, переживаемые в Сети, отнюдь не являются суррогатом.

Преимущества виртуальности

Между тем, пожалуй, самым распространенным аргументом противников «виртуальных знакомств» является именно суррогатность, неполноценность такого рода контактов. Дескать, настоящие чувства и эмоции переживаются исключительно в реальной жизни, а все, что не реально, неполноценно по определению. И в этом мнении есть определенный резон, действительно, возможна ли полноценная эмоциональная связь или тем более любовь межу людьми, если при их общении задействовано только одно из пяти человеческих чувств - зрение, да и то не по прямому назначению, а опосредовано выполняя функцию слуха?

Вопрос, конечно же, риторический, на мой взгляд, истинность виртуальных чувств не подлежит сомнению, однако показательно отмеченная в нем специфичность виртуального общения.

Между тем вопрос, поставленный мною выше - как объяснить эмоциональную насыщенность «доверительной» формы виртуального общения пока остается без ответа. В самом деле, общекультурная «эмоциональная бедность» действительно имеет место быть, однако что мешает ликвидировать ее в реальной жизни? Почему эмоциональная близость часто возникает именно в виртуале, причем не только у одиноких и несчастливых в реальной жизни людей?

На мой взгляд, дело именно в отмеченной выше специфичности виртуального общения. Можно выделить несколько факторов, способствующих, а иногда и прямо провоцирующих возникновение эмоциональной близости и привязанности.

Исследования социальных психологов установили, что существуют две детерминанты, обуславливающие возникновение первоначального влечения к человеку.

Первая - это «близость функциональной дистанции». То есть приязнь возникает между людьми, которые живут, учатся или работают неподалеку и часто сталкиваются в повседневной жизни. Как это не тривиально, но социологами установлено, что романтические поиски любви на краю света имеют очень мало общего с реальностью.

На первый взгляд, это скорее аргумент «против» виртуальных контактов, ведь не секрет, что виртуальные социумы состоят из людей, разбросанных по всему земному шару. Однако на самом деле обычно «виртуалы» встречаются со своими виртуальными друзьями много чаще, чем с друзьями реальными. Очень часто (особенно в начальный период) эти встречи происходят едва ли не каждый день и чаще, чем с «виртуальными знакомыми» общаются только с самыми близкими людьми.

Здесь надо сделать очень важную пометку - если виртуальный социум и напоминает коммунальную квартиру, обитатели которой сталкиваются между собой ежедневно, то это очень многонаселенная квартира. Фактически у человека, влившегося в виртуальный социум, количество социальных контактов увеличивается на порядок. Его коммуникативные возможности расширяются почти беспредельно, каждый день приносит несколько новых знакомств. В реальной же жизни круг возможных знакомств весьма и весьма ограничен, особенно при устоявшемся стиле жизни.

Второе обязательное условие возникновения расположения и взаимной приязни - это физическая привлекательность. Как показали исследования Элайн Хатфельд, для возникновения влечения между незнакомыми ранее людьми только одна вещь действительно имела значение на начальном этапе - физическая привлекательность. Чем привлекательнее человек, том больше он вам нравится и тем более вы склонны продолжить знакомство, причем этот принцип характерен как для мужчин, так и для женщин. По сути, физическая привлекательность служит критерием первичного отбора, на подсознательном уровне выбраковывая неинтересные для нас экземпляры еще до знакомства, и впоследствии мы идем на контакт и тем более закрепляем его только с теми, кто прошел через это «первичное сито».

Понятно, что в виртуальности первичный отбор по этому критерию просто не существует. Вследствие изначальной невидимости собеседников внешность человека в период знакомства не имеет никакого значения. Но так как свято место пусто не бывает, в виртуальности визуальный принцип отбора заменен принципом, который в реальной жизни детерминирует не начальное, а дальнейшее развитие отношений и определяет, станет ли знакомство дружбой. Имеется в виду сходство установок, убеждений и ценностей. Если они подобны нашим, то велика вероятность возникновения не только взаимного расположения, но и эмоциональной близости. Часто «прилюдное» общение в виртуальном социуме служит возможностью выделить из общей массы интересных вам (только не внешне, а внутренне) людей и перейти к более близкому знакомству.