Смекни!
smekni.com

Жизнь, смерть, бессмертие?. (стр. 3 из 3)

Несмотря на всю фантастичность подобные идеи, многие серьезные философы, по статусу не ниже Платона, находили аргументы в пользу реинкарнации, при чем не на религиозной почве. Конечно, многие из тех, кто верил в реинкарнацию, основывались на религиозных доводах, это видно уже на примере пифагорейцев, для которых вера в реинкарнацию (то есть в переселение душ) была простой верой, воспринимаемой как религиозная вера.

В конце концов, даже если чья-либо личность и может так или иначе выжить после его биологической смерти, из этого еще не следует, что эта личность перевоплотится. В настоящее время споры о природе человеческой личности значительно осложнились. Мы допускаем, что вера в выживание личности человека после его смерти, по меньшей мере, не абсурд и не невозможное явление. И еще, является ли реинкарнация универсальным свойством людей, или ей подвержены только отдельные люди? Если допустить, что реинкарнации подвержены все люди, какова цена в ее веру? Иначе говоря, помимо того, что вера в реинкарнацию делает неактуальным традиционный вопрос о соотношении сознания и тела и помимо ориентации философских спекуляций в область этики, будет ли она иметь какую-либо ценность и значение для самого человека?

Возможно ли, что человеческое сознание в неких экстремальных обстоятельствах может переступить границы времени и пространства и предвидеть грядущие события? Другими словами, существует ли различие между астральным странствием и ясновидением? Это жизненно важный вопрос для исследователей, заинтересованный изучением жизни после смерти. Ясновидение может быть способностью человеческого разума, исчезающей со смертью человека. А доказательством астрального странствия будет означать, что любое физическое тело обладает эфирным двойником, представляющим собой квинтэссенцию самой жизни, который может жить после физической смерти тела.

Вера в загробную жизнь составляет часть нашей религиозной традиции, но для человека религия почти полностью утратила присущие ей изначально жизненность и значение. В не – западных культурах остались в прежней силе положения космологий, религиозных и философских систем, в соответствии с которыми смерть не является абсолютным и безвозвратным концом существования, а сознательная жизнь в тех или иных формах продолжается после биологической смерти.

Эти концепции загробного существования охватывают широкий круг представлений, начиная от совершенно абстрактных состояний сознания и кончая образом загробного мира, сходного с земным существованием. Но во всех этих верованиях смерть рассматривается как переход, или трансформация, а не как полное уничтожение индивидуума.

Отрицание западной наукой концепции сознательной жизни после смерти как построения, основанного на суеверии и страхе смерти, не было, тем не менее, результатом тщательного изучения вопроса, характерным для научного подхода. Как раз, наоборот, до недавнего времени медицина, и психиатрия старательно избегали этой проблемы. Возможность существования сознания после смерти отвергалась не потому, что ей противоречили данные клинических наблюдений, а априори, потому что, сама концепция была несовместима с существующими научными теориями.

Фрейд был уверен, что в основе личности лежат две противоположные силы, сознательное "Я" и подсознательное "ОНО", и что неврозы возникают в результате конфликта между ними. Его система психоанализа в действительности была обучением биологической обратной связи, так как он пытался примирить противоположные интересы, открывая подсознание сознанию, нередко через скрытые в сновидениях символы.

В настоящее время существуют яркие клинические свидетельства в пользу положений религии и мифологии о том, что биологическая смерть – это начало существования сознания в новой форме. Многие описывают последовательности ощущений, переживаемых на уровне клеточного сознания и, очевидно, являющихся отражением существования индивидуума в виде сперматозоида или яйцеклетки в момент "слияния".

Иногда регрессия идет еще дальше, и человек "вспоминает" эпизоды из жизни своих предков и даже видит образы из области расового или коллективного бессознательного. В некоторых случаях человек идентифицирует себя с разными животными в эволюционном ряду или имеет отчетливое ощущение "воспоминаний" о предыдущих воплощениях.

Передача подобных сведений по наследству ("генетическая память") исключается. Даже если признать реинкарнацию, придется подчеркнуть ее редкость и загадочность.

В статье американского ученого Кеннета Ринга сказано: "Основная часть исследований предметных состояний свидетельствует о том, что большинство людей ничего не помнит из пережитого в результате предсмертного шока, однако довольно высок процент тех, кто утверждает, что может сознательно описать переживания…" А вывод его таков: "Мы должны подчеркнуть, что десятилетнее изучение предсмертных состояний так и не привело ни к какому общепринятому объяснению даже среди тех, кто годами тщательно их исследовал.…В настоящее время вопрос о том, как можно объяснить подобные переживания – точнее, могут ли они вообще иметь место,- остается окутанным неясностью и спорностью".

Окончательных ответов не и не будет, судя по всему, до самой смерти. Научная мысль – не всесильная волшебница. У нее свои законы и ограничения. Там, где нет объективных фактов, она бессильна. А ведь наша жизнь и наша смерть субъективны, и никому на свете не дано пережить наш индивидуальный неповторимый опыт, нашу бессмертную душу.

- Но ведь она оборвется!

- Воссоединится с жизнью и разумом окружающей нас природы.

- Но и земная природа не вечна!

- Она воссоединится с иными жизнями и Разумом Вселенной.

- А какая гарантия, что все именно так?

- Никакой. Каждому придется обдумывать и выбирать.

- Но ведь это полнейший произвол!

- Таково одно из проявлений свободы человека.

- Какой же окончательный вывод?

- Никакого. Будет наш личный опыт. Подождем. Каждому дарована

та жизнь и то бессмертие, которых он достоин.

- Так все-таки во что верить?

- В ЖИЗНЬ. В СМЕРТЬ. В БЕССМЕРТИЕ.

Список используемой литературы:

1. Издательство "Знание" – 1992г. Баландин Р.К.

2. Сборник "Жизнь после смерти" – 1990г. Гуревич П.С.