По тому же механизму проекции жена, которая на самом деле внутренне готова изменить мужу, будет ревновать его к каждой юбке. И скорее объявит мужа бабником, чем признается самой себе в своем скрытом желании заиметь роман на стороне. Не даром же самые жуткие подозревающие всех и вся собственники именно гулящие особы.
Человек, пользующийся защитным механизмом проекция, часто убежден в чужой непорядочности, хотя сам в тайне склонен к этому. Иногда жалеет, что не обманывал людей, когда была такая возможность. Склонен к зависти, к поиску негативных причин успеха коллег, окружающих. Именно про таких людей говорят: «В чужом глазу соринку замечает, а в своем и бревна не видит».
Отрицание — это попытка не принимать за реальность нежелательные для себя события. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях неприятные пережитые события, заменяя их вымыслом. Как защитный механизм, отрицание состоит в отвлечении внимания от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для сознания.
Так, многие люди боятся серьезных заболеваний. И скорее будут отрицать наличие даже самых первых явных симптомов, чем обратятся к врачу. А по сему болезнь прогрессирует. Этот же защитный механизм срабатывает, когда кто-нибудь из семейной пары «не видит», отрицает имеющиеся проблемы в супружеской жизни. И такое поведение не редко приводит к разрыву отношений.
Человек, который прибегнул к отрицанию, просто игнорирует болезненные для него реальности и действует так, словно они не существуют. Будучи уверенным в своих достоинствах, он пытается привлечь внимание окружающих всеми способами и средствами. И при этом видит только позитивное отношение к своей персоне. Критика и неприятие просто игнорируются. Новые люди рассматриваются как потенциальные поклонники. И вообще, считает себя человеком без проблем, потому что отрицает наличие трудностей /сложностей в своей жизни. Имеет завышенную самооценку.
Идентификация — бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и не доступных, но желательных для себя. Этот механизм помогает усвоению социальных норм, в понимании человека человеком, в сопереживании людьми друг другу. Так, этот механизм срабатывает, когда подросток желает походить на выбранного им Героя. Поступки, черты характера Героя он идентифицирует со своими.
Известную роль играет идентификация в Эдиповом комплексе. Маленькие дети постепенно взрослеют. А самые наглядные примеры взрослых, с которых можно скопировать поведение, манеры и т.д. — это близкие. Так, девочка бессознательно старается походить на свою мать, а мальчик — на своего отца.
Как было замечено ранее, человек часто применяет несколько защитных стратегий для разрешения конфликта. Но существуют предпочтения тех или иных защит в зависимости от типа проблемы. Например, наиболее часто к защитному механизму по типу отрицание прибегают, когда затрагиваются личные, семейные, интимные проблемы, или возникает проблема одиночества. А вот в родительско - детских и партнерских отношениях чаще используют стратегию проекции (хотя ее же можно встретить и при наличии личных и интимных конфликтов).
Такое разделение использования защитных механизмов чаще встречается у людей возраста 20-35 лет. Это можно объяснить следующим образом. В этот период (20-35 лет) по Э. Эриксону идет становление эго-идентичности. Молодые люди переходят на стадию развития, содержание которой — поиск спутника жизни, желание тесного сотрудничества с другими, стремление к близким дружеским связям с членами своей социальной группы. Молодой человек готов к близости, он способен отдать себя сотрудничеству с другими в конкретных социальных группах и обладает достаточной этической силой, чтобы твердо придерживаться такой групповой принадлежности, даже если это требует значительных жертв компромиссов.
Опасность же этой стадии представляет одиночество, избегание контактов, требующих полной близости. Такое нарушение, по мнению Э. Эриксона, может вести к острым «проблемам характера», к психопатологии. Если психический мораторий продолжается и на этой стадии, то вместо чувства близости возникает стремление сохранить дистанцию, не пускать на свою «территорию», в свой внутренний мир. Существует опасность, что эти стремления могут превратиться в личностные качества — в чувство изоляции и одиночества. Преодолеть эти негативные стороны идентичности, как считает Э. Эриксон, помогает любовь — зрелое чувство, которое не должно пониматься только как сексуальное влечение.
Таким образом, на этой стадии развития позитивное чувство существует и противостоит негативному: близость против одиночества — любовь (интимность) против замкнутости, изоляции.
Проблемы партнерства, одиночества, близости — очень значимы в этом возрасте. Эти проблемы находятся в состоянии решения, осмысливания, понимания. Часто первая защитная реакция психики на острую неразрешенную проблему — эмоциональное отрицание проблемы. Именно поэтому тревожащую ситуацию человек предпочитает как бы «не видеть» (механизм отрицание), или принимает «оборонительную» позицию — «такая проблема у них, а не у меня» (механизм проекция).
Часть 2
Мы продолжаем разговор о защитных реакциях психики, начатый месяц назад. Вы уже знаете о таких механизмах, как вытеснение, рационализация, проекция, отрицание и идентификация. Сегодня мы расскажем еще о пяти защитных механизмах.
По мнению А. Фрейд психологические способы защиты мотивированы тремя основными типами тревоги, которой подвержено Эго — инстинктивной тревогой, объективной тревогой и тревогой сознания.
1. Тревожность Супер-Эго в неврозах взрослых.
Основу невроза у взрослых формирует защитная ситуация, которая заключается в том, что некоторые инстинктивные желания стремятся проникнуть в сознание и при помощи Эго достичь удовлетворения. "Эго не противостоит этому, но Супер-Эго протестует. Эго подчиняется высшему образованию и послушно вступает в борьбу против инстинктивного импульса со всеми последствиями, которые влечет за собой такая борьба. Характерным для этого процесса является то, что само Эго не рассматривает импульс, с которым оно борется, как опасный.
Мотив, побуждающий защиту, исходно не является его собственным. Инстинкт рассматривается как враждебный, потому что "Супер-Эго запрещает его удовлетворение, и если он достигнет своей цели, то, несомненно, вызовет затруднения в отношениях между Эго и Супер-Эго"..
Следовательно, Эго взрослого невротика боится инстинкта потому, что оно боится Супер-Эго. Его защита мотивирована тревогой Супер-Эго.
2. Объективная тревога в детском неврозе.
Исследование защиты в детском неврозе говорит нам о том, что супер-эго вовсе не является необходимым фактом в формировании невроза. Маленькие дети точно так же обходятся со своими инстинктивными импульсами, чтобы не нарушать запретов своих родителей. "Эго видит в инстинктах опасность, потому что те, кто воспитывает ребенка, запретили их удовлетворение, и вторжение инстинкта влечет за собой ограничения и наказание или угрозу наказания. Детского Эго боится инстинктов потому, что оно боится внешнего мира. Его защита от них мотивирована страхом перед внешним миром, то есть объективной тревогой".
3. Инстинктивная тревога (страх перед силой инстинктов).
"Под этим я имею в виду, что Эго дружественно по отношению к инстинктам, лишь пока оно мало отдифференцированно от Ид. Когда Эго переходит от первичных ко вторичным процессам, от принципа удовольствия к принципу реальности, оно становится, как я уже показала, враждебной для инстинктов территорией. Его недоверие к их требованиям сохраняется всегда, но в нормальных условиях оно едва заметно. Эго обращает свой взгляд на гораздо более ожесточенную борьбу, которую ведут на его территории Супер-Эго и внешний мир против импульсов Ид. Однако если Эго чувствует, что высшие защитные силы его покинули, или если требования инстинктивных импульсов становятся чрезмерными, его молчаливая враждебность по отношению к инстинктам возрастает до состояния тревоги". Роберт Вельдер описывает это как опасность того, что целостная организация Эго может быть разрушена. Защитные механизмы приводятся в действие против инстинктов со всеми уже знакомыми результатами в формировании неврозов и невротических характеристик.
Итак, продолжим описание защитных механизмов.
Регрессия — это снижение к более примитивным способам реагирования (поведенческим, эмоциональным). У человека происходит регрессия к той личности или тем психологическим структурам, которые были у него в более раннем возрасте, когда жизнь, предположительно, была более удовлетворяющей. В основном это проявляется в стрессовой ситуации. Чаще всего этот тип защиты свойственен инфантильным людям невротического типа, которые склонны к регрессии на оральную фазу психосексуального развития, т.е. на получение успокоения от еды, питья, курения, сосания чего-либо и т.д. Они стремятся вовлечь близких, окружающих людей в решение своих проблем, перекладывая ответственность за это на них как более старших.
Реактивные образования — поведение, противопоставляемое желанию. Появление реактивного образования инициируется конфликтом между желанием и запретом на его удовлетворение со стороны Супер-Эго. Цензура запрещает даже думать об этом желании, вся работа направлена на вытеснение предмета удовлетворения желания. Таким образом, появляется явная или неосознанная инверсия желания, поведение сменяется на противоположное, с обратным знаком. Примером этого является проявление "нежности" к девочкам подростками. С одной стороны такое поведение подвергается насмешкам, в то же время подростковый период — время первой любви. Именно поэтому по механизму реактивного образования любовь и нежность подростка трансформируется в поведение, внешне противоположное влюбленности, типа дергания за косички.