Организмы и общества действуют в иерархиях окружающей среды – от локального окружения каждого холона до "всеобщего поля", которое может включать в себя воображаемое окружение, полученное экстраполяцией пространства и времени.
7. КАНАЛЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Высшие звенья иерархии в норме не сообщаются с низшими напрямую, и наоборот; сигналы передаются по "каналам регулирования" пошагово вверх или вниз.
Псевдообъяснения вербального поведения и других человеческих умений манипуляциями словами или последовательностями оперантов оставляют пустоту между вершиной иерархии и конечными ветвями, между мышлением и произнесением.
Пропуск промежуточных уровней и прямое направление сознательного внимания на процессы, которые обычно функционируют автоматически, приводит к различным нарушениям от неловкости до психосоматических расстройств.
8. МЕХАНИЗАЦИЯ И СВОБОДА
Холоны на более высоких уровнях иерархии проявляют более сложные, более гибкие и менее предсказуемые паттерны деятельности, в то время как на низших уровнях мы находим более механистичные, стереотипные и предсказуемые паттерны.
Все навыки, врожденные или приобретенные, с увеличением практики склонны превращаться в автоматизированные программы. Этот процесс можно описать как трансформацию "ментальной" деятельности в "механическую".
При прочих равных условиях однообразное окружение способствует механизации.
Наоборот, новые или неожиданные обстоятельства требуют принятия решений на более высоких уровнях иерархии, передачи контроля от "механической" к "осмысленной" деятельности.
Каждый сдвиг вверх отражен в более живом и точном сознании текущей деятельности и, поскольку с увеличением сложности на высших уровнях возрастает разнообразие альтернативных выборов, каждый сдвиг вверх сопровождается субъективным переживанием свободы решения.
Иерархический подход заменяет дуалистические теории серией гипотез, в которых "ментальное" и "механическое" рассматриваются как относительные атрибуты единого процесса, а доминирование того или другого зависит от перемены уровня контроля текущих операций.
Сознание рассматривается как качество, филогенетически и онтогенетически развивающееся от примитивных состояний к более сложным и четким. Это – высочайшее проявление интегративной тенденции (4.3) извлекать порядок из хаоса и информацию из шума.
Я никогда не может быть полностью представлено в своем собственном осознании, а его действия не могут быть полностью предсказаны каким-либо мыслимым устройством для переработки информации. Обе попытки ведут к бесконечному регрессу.
9. РАВНОВЕСИЕ И РАССТРОЙСТВО
Говорят, что механизм или общество находится в динамическом равновесии, если СА и ИНТ тенденции его холонов уравновешивают друг друга.
Термин "равновесие" в иерархической системе относится не к отношению между частями на одном уровне, а к отношению между частью и целым (целое представлено фактором, который контролирует часть со следующего более высокого уровня).
Организмы живут, взаимодействуя с окружением. При нормальных условиях [внешнее] давление в холонах, вовлеченных во взаимодействие, имеет преходящую природу, и равновесие восстанавливается по его окончании.
Если вызов организму превышает критический уровень, равновесие может быть нарушено, сверхвозбужденный холон может выйти из-под контроля и "самоутверждаться" в ущерб целому или монополизировать его функции – будь это орган, когнитивная структура (idee fixe), индивид или социальная группа. То же самое может случиться, если координирующие силы в целом так ослаблены, что не способны контролировать части (Чайлд).
Противоположный тип расстройства возникает, когда власть целого над частями подрывает их автономию и индивидуальность. Это может привести к регрессии ИНТ тенденций от зрелых форм социальной интеграции к примитивным формам отождествления и к квазигипнотическим феноменам массовой психологии.
Процесс отождествления может возбудить замещающие эмоции агрессивного типа.
Правила поведения социального холона не сводятся к правилам поведения его членов.
Эгоизм социального холона зиждется на альтруизме его членов.
10. РЕГЕНЕРАЦИЯ
Критический вызов организму или обществу может иметь творческий или регенеративный эффект.
Регенеративный потенциал организмов и обществ проявляется во флуктуациях между высочайшими уровнями интеграции, ранними, более примитивными уровнями и возникающими в результате новыми, модифицированными паттернами. Подобные процессы, кажется, играют главную роль в биологической и ментальной эволюции и символически представлены в мировой мифологии мотивами смерти и возрождения.
N.B. Концепции холона и открытой иерархической системы пытаются примирить атомизм и холизм. Некоторые из вышеперечисленных положений могут показаться тривиальными, некоторые основаны на неполных данных, другие нуждаются в коррекции и уточнении. Их назначение – обеспечить основу для обсуждения среди родственных душ в обеих культурах и поиска альтернативы роботоподобным представлениям о человеке.
Список литературы
Кёстлер Артур . Общие свойства открытых иерархических систем