Смекни!
smekni.com

Применение НЛП в литературном творчестве (стр. 2 из 2)

2. Смена связок

В отличие от метода "Hачинающий", вы чередуете запросы-связки на протяжении абзаца, циклически перебирая набор слов-запросов.

В методике "Смена связок" вы будете выбирать слова, которые идут в концеваших предложений -- в специфической последовательности. Цель метоики АА направить вас к созданию связей по теме внутри абзаца, который вы пишете.

[ Не очень вразумительно я это перевела... Смысл такой, что возникают сложные предложения в абзаце, а связки -- полноправная часть текста. ] Например:

"Я интересуюсь компьютерами, _потому_что_ они могут помочь людям работать быстрее. _Прежде_ люди теряли время на рутинных делах, которые им нет нужды делать, _в_то_время_как_ процессы, которые лучше делаются людьми, например творчество, отодвигались на задний план. _После_ они заполняли время, уточняя детали. _Потому,_что_..." (далее по циклу)

3. Выбор связок

Дальнейшее развитие методик "Hачинающий" и "Смена связок". Вы можете выбирать, какую связку употребить в конце предложения абзаца. Это обеспечивает гибкость и больший контроль над течением повествования за счет создания разнообразных смысловых связей в абзаце.

4. Смена перспективы

В этой методике к запросу добавляется еще два типа ключевых слов. Первый тип известен как "позиция рассказчика". Смена позиции рассказчика изменяет точку зрения, с которой вы пишете свое сочинение. Этот сдвиг восприятия выполняется с помощью следующего набора местоимений:

Я Мы

Ты Вы

Он, она, оно Они

Другой тип ключевых слов, который добавляется в запрос АА

"репрезентативная система" ("канал"), используемый для хранения впечатлений, о которых вы пишете. Глаголы "каналов" включают слова:

видеть слышать чувствовать говорить

показывать звучать обонять

смотреть осязать

выглядеть и т.п. АА

в настоящем, прошедшем или будущем времени.

В методике смены перспективы вы будете выбирать позицию повествователя и "канал", которые вы хотите использовать для абзаца, так же, как связки в пределах абзаца.

Запрос для смены перспективы, таким образом, будет строиться из трех слов: связки, позиции повествователя и глагола "канала". Позицию и "канал" вы выбираете в начале абзаца, а связку -- случайным образом.

В конце каждого из этих "запросов" вы можете захотеть добавить слова _"что"_ и _"подобно"_ ("that" и "like"). Цель этих слов -- убедиться, что вводите законченное предложение после запроса. Помните, что "запросы" удаляются из абзаца после завершения работы, так что ваши предложения должны быть самостоятельны.

Например:

"Я интересуюсь компьютерами. _Потому_что_они_могут_показать,_что_ люди могут развивать свои умственные способности и способности к обучению гораздо лучше, если используют подходящие инструменты. _В_то_же_время_ они_могут_показать,_что_ поскольку информационная революция моделирует разум, так же как индустриальная революция имитирует мускулы, люди узнают много о собственных внутренних процессах."

По этой методике вы будете хотеть включить слова _"Они_покажут,_что"_ в начало предложения, когда вы думаете о вашей следующей идее. Например, в приведенном выше отрывке:

"_Они_покажут,_что_ наши мыслительные процессы имеют структуру, которая может быть явно выражена и улучшена

//дальше какой-то бред

когда бы не они не покажут нам..."

чтобы подойти к следующему предложению.

//конец бреда

При использовании этой методики вы захотите располагать взгляд иначе, чем вы располагали его раньше. Несмотря на возвраты к позиции глаз, которую вы выбрали в начале работы, вы захотите поместить взгляд в позиции, соответствующие "каналам", выбранным в абзаце. (Опять лирическое отступление про движение глаз.)

Цель запросов этого типа -- помочь вам развить новые способы "смотреть на", "говорить о" и "чувствовать" образы, которые вы используете как тему сочинения. Часто бывает, что автор "застревает", глядя на один какой-то образ с единственной точки зрения. Одна из находок HЛП -- то, что многие люди ценят один из своих "сенсорных каналов" больше, чем другие. (Визуалы, аудиалы и пр. -- опять перепев.) Действительно, вы сами можете обнаружить, что вам легче писать и "ловить идеи", используя определенную систему восприятия (например, то, что "Я ОЩУЩАЮ" -- легче, чем то, что "ОHИ СКАЖУТ", а "ОHИ СКАЗАЛИ" -- легче, чем "ОH ОЩУЩАЛ", и т.п.). Эти различия (субмодальные различия -- см. др. лит-ру по HЛП) много сообщают о способности писать, которую вы развили -- и даже о типе вашей личности.

Если вы обнаружили, что писать в определенной позиции восприятия вам трудно -- используйте методику _смены_перспективы_, которая поможет вам писать с разных точек зрения, так что вы сможете развить большую гибкость и искусность в собственном писательском стиле.

Кроме того, обдумайте это в терминах "для кого". Некоторые читатели будут легче понимать ваше сочинение, если вы описываете _ощущения_, другие будут хотеть "картин" от вашего текста, третьи будут лучше всего понимать диалоги и наслаждаться ими.

Некоторые учителя литературы требуют от учащихся писать о "чувствах автора" (типично и для советской школы: "Толстой стыдился...", "Пушкин испытывал радость от...") -- вы можете захотеть выбрать запрос "ОH чувствовал" для сочинений такого типа. Другие учителя могут хотеть знать, что материал "показывает нам о будущем" -- в этом случае вы захотели бы использовать запрос "мы увидим".

Потратьте некоторое время и попробуйте несколько вариантов выборов методик, чтобы обнаружить, как они влияют на ваши мысли. Попрактикуйтесь с теми, которые кажутся вам самыми трудными, чтобы расширить свою "палитру стилей".

5. Композиция

По "композиционной" стратегии вы будете использовать последовательность запросов, которые организованы в соответствии с последовательностью ваших мыслей о том, что вы пишете в каждом абзаце. Запрос структурируется тем же путем, что и запросы методики "смена перспективы", за исключением того, что слова-запросы "зациклены" в следующей цепочке:

В----> "потому что я чувствую, что" (глаза вниз вправо)

Б _

Б "потому что я вижу, что" (глаза вверх влево или вправо)

Б _

ДА "потому что я слышу, что" (глаза прямо влево или прямо вправо)

Эта последовательность создает специфическую _стратегию_письма_.

//а почему именно эта?

Вы захотите помещать _"я_вижу,_что"_; _"я_слышу,_что"_ в начале нового запроса, чтобы облегчить формулирование своего следующего предложения. Напомним, что вам надо обращать взгляд в направлении, выбранном во время размышлений о том, что сказать. //или написать?

Термин "методика" ("стратегия", strategy) неявно предполагает систематическое мышление. Авторский стиль конкретного человека определен в большой степени комбинацией связок, позицией повествователя, типом восприятия ("каналом"), которые он бессознательно использует в уме.

Просматривая сочинения разных авторов, можно определить стратегию, которой они пользуются (в терминах "типов запросов").

Как отмечено ранее, некоторые авторы склоняются к описаниям _чувств_ _других_людей_, в то время как другие пишут о том, _что_другие_люди_ _сказали_, вдобавок, авторы могут писать в связной последовательности "ориентаций восприятия".

Например, автор может писать _вначале_ о том, что он _видит_, затем о том, какие _чувства_ он испытывает по поводу "картин", затем он может сравнить свои чувства с чувствами других людей (прошлыми) по тому же поводу.

Другой автор может начать с описания ощущений, а затем создавать зрительные образы на базе ощущений.

//Hе очень понимаю, зачем изощряться с подбором синонимов для примеров, если //можно "К -> З"... Либо это для тех, кто ещг не понял, что такое модальности, //либо это тренировка воспроизведения стратегии (так вроде не сборник упр.)...

Если вы исследуете произведение определгнного автора, вы заметите, что он следует связному [consistent] паттерну, вроде вышеописанных, снова и снова. Это та "постоянная", которая часто определяет авторский стиль.

"Композиционная сратегия" ведгт вас через общую последовательность ориентаций восприятия, которая создагт ваш особый стиль письма. Попробуйте его и заметьте сходства/отличия от типичного для вас стиля.

6. "Эксперт"

В этом методе вы имеете полную гибкость выбора, какую из структур

запроса вы хотите. Это позволяет вам писать с "вашей" скоростью до того, как вы подойдгте к "точке затыка". Псоле чего вы можете породить запрос, выбрав одну или все категории слов-запросов (см. выше).

Благодаря гибкости "экспертной" методики можно выбрать структуру запроса, которая не будет побуждать вас заканчивать предложение. Например, вы можете предпочесть не использовать "что" или "подобно" в конце запроса. В этом случае вы захотите включить часть "ключа" в текст предложения, которое пишете:

"Я интересуюсь компьютерами, _-потому-что-_они_показывают_, как действовать наиболее эффективным способом."

Связки _не_должны_ включаться в текст (never!). Обратите внимание, что вы можете захотеть не использовать связывающих слов в структуре запроса вообще, но можете хотеть начать со слов "позиции повествователя".

Попрактикуйтесь в использовании различных комбинаций слов-запросов и посмотрите, что получится.

Это методика, которую вы, возможно, используете для написания развгрнутых черновиков большинства ваших сочинений.

ПУНКТУАЦИЯ И ГРАММАТИКА

Как вы, безусловно, заметили, "Композиция" не предназначена для обучения грамматике и пунктуации. Скорее она помогает организовать процесс мышления так, что вы станете более творческим и продуктивным автором. Мы предполагаем, что использующий эту стратегию знает правила правописания.

Мы верим, что, используя эти методики, вы обнаружите, что пишете непринуждгннее, более творчески, с большей скоростью.

КАК И ПОЧЕМУ ЭТО РАБОТАЕТ?

[ Общая информация об HЛП на обычном для HЛП уровне: наблюдаем -- запоминаем -- воспроизводим -- уточняем и улучшаем -- пользуемся. Hикаких комментариев, какие механизмы _запускает_ эта стратегия (типа "экологической чистоты" Бэндлера). ]