Парадоксальным является тот факт, что исследования, проведённые в научной школе Выготского М.И. Лисиной и её сотрудниками показывают, что на первоначальной фазе развития ребёнка первичными оказываются отношения ”человек - человек”[См.: Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М. – 1986. - С. 21-22.].
Подчеркнём, что Л.С. Выготский одним из первых в советской психологии пытался использовать метод ”Капитала” для изучения психики. Он часто говорил о том, что ”...сознание развивается как целое”[Выготский Л.С. Указ. Соч. - Т.2. - С.215.] и выделял ”единицу” психического целого, по аналогии с выделением простейшего отношения [т.е. товара - Н.С.] в ”Капитале”. ”Под единицей”,- пишет Выготский: ”мы подразумеваем такой продукт анализа, который в отличие от элементов обладает всеми остальными свойствами, присущими целому, и которые является далее неразложимыми живыми частями этого единства”[Там же, С.15.]. Если сравнить данное определение с современными отечественными исследованиями простейшего отношения в методе восхождения от абстрактного к конкретному, например, в работах Э.В. Ильенкова, В.А. Вазюлина и др., то сходство налицо. Эта единица - ”действие”. Для мышления такая единица, по Выготскому, ”... может быть найдена во внутренней стороне слова - в его значении”[Там же, С.16.].
Итак, само идеальное, взятое в историко-философском и проблемном аспекте Л.С. Выготский не рассматривает. Однако почти все решающие шаги к определению идеального через деятельность им были сделаны. Его ученики и последователи - А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин и многие другие содержательно развили идеи деятельностного подхода к идеальному. Мы уже говорили, что именно А.Н. Леонтьев одним из первых в школе Выготского даёт философское обоснование идеального как ”объективной мыслительной формы”. Работая в 1940-50-х гг. над докторской диссертацией он повторяет марксистскую мысль о том, что ”...субъект не противостоит миру как фихтеанское ”Я”, но они изначально практически связаны друг с другом, жизнь, жизнедеятельность субъекта реально связывает его с объектом, осуществляя их взаимопереходы, которые первоначально выражаются в простом обмене веществ” [Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М. – 1981. - С.347]. Леонтьев, используя богатый естественнонаучный материал, доказательно демонстрирует изменение ”вектора” данного ”обмена веществ” и в соответствии с ним изменение форм отражения от простейших организмов до человека. У человека, по мнению Леонтьева, в связи с орудийной деятельностью и последующим развитием производства происходит ”перенос” отражения вовне, на предмет. Предмет в таком случае обретает значение и отражение становится смысловым. ”Значение и есть то”, - пишет выдающийся психолог:”что открывается в предмете или явлении объективно - в системе объективных связей, отношений, взаимодействий” [Леонтьев А.Н. Избр. соч. в 2-х тт. – М. – 1983. - Т.1. - С.241.]. Затем это значение отражается, фиксируется в языке и приобретает устойчивость. В форме языкового значения, оно составляет содержание общественного сознания. Входя в содержание общественного сознания оно, то есть значение, становится также и ”реальным сознанием индивидов” [термин А.Н. Леонтьева – Н.С.] объективируя в себе субъективный смысл для них отражаемого. Данное ”реальное сознание” А.Н. Леонтьев и называет ”идеальным”. ”то сознание понимается им также как ”...идеальная, духовная форма кристаллизации общественного опыта, общественной практики человечества” [Там же, С.241].
А.Н. Леонтьев не уточняет понятия жизнедеятельности, однако из дальнейшего изложения следует, что жизнедеятельность понимается в нескольких смыслах. Во-первых, это процесс развития и функционирования субъекта. На известной ступени развития биологической формы движения материи возникает психическая форма отражения. Леонтьев предлагает рассматривать психическое отражение в двух системах. Первая - система связей и отношений материи самого субстрата. В данной системе психическое отражение есть лишь особое состояние этой материи, функция мозга. Вторая - система связей и отношений субъекта с окружающим его миром. В данной системе психическое отражение есть образ этого мира. И далее Леонтьев говорит о том, что материальный процесс жизни субъекта выражается в процессах его деятельности, связывающих его с объективным миром.
Таким образом, понятие жизнедеятельности переходит в понятие деятельность ( курсив мой – Н.С.). Понятие ''деятельность'' или тождественно, или уже понятия ''жизнедеятельность''. В последующем А.Н. Леонтьевым при определении идеального используется понятие ”деятельность”. Идеальное понимается как форма этой деятельности.
На известном, относительно позднем этапе развития жизни, деятельность может интериоризоваться, то есть приобретать форму ”...внутренней идеальной деятельности” [Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М. – 1981. - С.339]. Так появляется знаменитая гипотеза Леонтьева об интериоризации внешней деятельности. Он ещё не ставит знак тождества между внешней и внутренней деятельностью и не говорит о том, что это одна и та же форма, форма деятельности. Для понимания такого тождества необходимо было детальное философское обоснование. Однако, решающий шаг в направлении тождества внешней и внутренней деятельности им сделан. Например, А.Н. Леонтьев неоднократно отмечает преимущество такого взгляда на психику: ”Он [данный взгляд - Н.С.] позволяет преодолеть представление о психике, как о сущности, имеющей особое существование” [Там же, С.339.].
Вот оказывается ”где собака зарыта”. Преодолеть представление о психике как о сущности, имеющей особое существование можно только тогда, когда внешняя и внутренняя деятельности будут тождественны. Если не так - внутренняя деятельность может иметь свою самостоятельную сущность. Следовательно, тождество внутренней и внешней деятельности есть тот принцип, который позволит эту самостоятельность снять.
Сам А.Н. Леонтьев ещё не делает такого революционного вывода. Он различает внешнюю и внутреннюю деятельность. Призыв ”не бояться тождества!” при определении идеального через деятельность прозвучит позднее из уст философов. Именно философы будут выдавать желаемое за действительное и писать о тождестве объективного и субъективного идеального. А пока [ в 1940-50 – гг.] Леонтьев и его сподвижники всё более решительно утверждают объективный характер идеального. Ещё раз вспомним, что относит великий психолог к объективным идеальным явлениям. Это - формы языка, идеи, понятия, музыкальные произведения и творения пластических искусств. С первого взгляда ясно, что при таком понимании очень трудно провести границу между идеальным как субъективной и как объективной реальностью. А.Н. Леонтьев справедливо противопоставляет свою концепцию идеального позитивистским, религиозным и т.п. трактовкам сознания. Однако, исходная платоновско - гегелевская установка на признание объективного характера идеального налицо. Дальнейшая полемика по проблеме идеального в отечественной философии развернётся именно по этому пункту.
Данные выводы Леонтьева, безусловно, помогают психологам по-новому взглянуть на некоторые труднообъяснимые свойства человеческой психики. Например, А.Р. Лурия, последовательно осуществлявший методологические принципы Выготского - Леонтьева в нейропсихологии, коснулся такого сложнейшего вопроса как свободное действие. Он писал:”Для того, чтобы найти источники свободного, активного действия, нужно выйти за пределы организма, но не в интимные сферы духа, а в объективные формы общественной жизни. Источники сознания и свободы человека надо искать в общественной жизни человека. Чтобы обрести душу, надо потерять её” [ Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М. – 1970. - С.51. ]. Думается, что психологи-экзистенциалисты не всегда согласятся с подобным выводом. Для экзистенциализма именно в социуме господствует тотальная несвобода. В последующем этот тезис Лурии станет одним из принципов нового педагогического мышления, предлагаемого А.В. Асмоловым и др.
Другой ученик Выготского - А.В. Запорожец - пишет об идеальном как о внутренней, идеальной модели - о перцептивном образе воспринимаемого предмета. Этот образ получается следующим путём:”Предметное моделирование, которое первоначально строится как внешнее, материальное, действие, затем, при определённых условиях, может превратиться путём последовательных изменений и сокращений в действие внутреннее, направленное уже на создание не внешней материальной, а внутренней идеальной модели” [ Запорожец А.В. Избр. соч. в 2-х тт. – М. – 1986. - Т.1. - С. 97-98]. Здесь различие субъективного и объективного идеального представлено более просто и понятно психологу - практику.
Итак, суммируем те моменты теоретической деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, их учеников и последователей. Идеальное они рассматривают как внутренний субъективный образ, как идеальную модель, как внешнюю реальную объективную мыслительную форму, как форму общественной жизнедеятельности или просто деятельности. Обобщающего определения идеального они в это время не дают. Такое определение появится в знаменитой статье Э.В. Ильенкова, написанной для философской энциклопедии в 1962 году. Однако, его анализ – тема другой работы.
Список литературы
Найдёнкин С.М. кандидат философских наук, доцент. Проблема идеального в отечественной психологии