Вильям Оучи, например, утверждает, что организационная культура состоит из церемоний, собрания символов и мифов, через которые члены организации получают информацию о ценностях и убеждениях, которые имеют место в данной организации.
Представления о ценностях помогают понять, что является важным для организации, а убеждения - ответить на вопрос, как она должна функционировать. Организации управляются страхами, табу и частично с помощью иррациональных механизмов, которые едва ли осознаются сотрудниками (никому в голову не придет делать это не так, как он это делает). Пожалуй, стоит отметить, что сегодня, когда мы слышим словосочетание "разрушение культуры", мы имеем в виду именно это понимание. Исчезают старые, возникают новые страхи, запреты, мифы и т.д.
Итак, организационная культура достаточно однозначно характеризует поведение ее членов, способ решения ими возникающих перед организацией проблем и конфликтных ситуаций, отношение к внешним воздействиям, скорость и способ реагирования на изменяющиеся обстоятельства. Осознание руководителем представлений о культуре своей организации позволяет ему определить стратегию поведения в тех или иных обстоятельствах.
Следует иметь в виду, что организационную культуру имеет любое производственное объединение, учреждение независимо от сферы функционирования и размеров. При этом членам организации их культура кажется абсолютно естественной и, часто, единственно возможной. Например, в школе может быть принято следующее.
· Появляться на работе в строгой одежде.
· Держать дистанцию при общении с детьми.
· Не критиковать на общих собраниях руководство школы, а делать это только в кабинете руководителя.
· Здороваться с коллегой обязательно за руку.
· Ни в коем случае не задерживать начало урока.
· Не отменять занятий ради каких бы то ни было мероприятий.
· Не принимать никаких серьезных решений без широкого предварительного обсуждения.
· Считать, что местная власть не понимает всей глубины и остроты проблем, стоящих перед школой.
· Отмечать дни рождения сотрудников и праздники в учительском коллективе, причем пренебрегать этим недопустимо.
· Считать, что подготовка детей в школе по физике и математике требует особого пристального внимания.
· Обращаться с детьми на "вы".
· Учителям не уходить немедленно домой после окончания уроков.
· Руководству школы осуществлять строгий контроль за ее деятельностью.
· Считать, что родители некомпетентны в вопросах обучения и воспитания.
· Считать, что дифференциация детей по классам с различным уровнем интеллектуальных способностей аморальна, и прочее, прочее, прочее.
Эти или другие правила, нормы, запреты, ожидания, ценности являются основой школьной культуры. Причем осознание этих элементов культуры, как мы уже говорили, чрезвычайно затруднительно для самих сотрудников организации. Им кажется, что этот или другой набор представлений должен разделяться всеми другими организациями.
Что определяет организационную культуру школы?
Во-первых, это факторы внеорганизационные, такие, как: национальные особенности, традиции (мы говорили об этом ранее), экономические реалии, господствующая культура в окружающей среде.
Во-вторых, внутриорганизационные: личность руководителя, миссия, цели и задачи организации, квалификация, образование, общий уровень педагогов.
Для руководителя очень важно понимать, что культура организации обладает малой динамикой, то есть меняется медленно. Ее нельзя изменить отдельным, пусть ярким и убедительным выступлением.
Фундаментальным для управленческой деятельности фактом является то, что руководитель, имея наибольшие власть и свободу (с точки зрения своих сотрудников), обладает максимальными возможностями воздействия на культуру возглавляемой им организации. Однако он же подвержен максимальным профессиональным аберрациям, т.е. анализируя организационное состояние, он чаще анализирует желаемое, а не действительное состояние дел.
Устойчивость культуры (малая динамичность) может поставить перед руководителем ряд проблем, особенно если он только начинает работу в этой организации. Проблемы и конфликты, которые в этих случаях имеют место, очень часто диагностируются руководителем как личностные проблемы и конфликты с отдельными людьми, чье поведение и реакции не соответствуют его ожиданиям.
Однако на самом деле он сталкивается в этом случае не с особенностями личностного поведения отдельных членов организации, а с феноменом группового поведения, с культурой организации. Например, придя в школу в качестве нового директора, руководитель рассчитывает на высокий уровень самостоятельности людей, их способность видеть проблемы, решать и брать на себя ответственность за результаты. Директор не дает точного рецепта, как действовать, ставя задачу в общих чертах, но результата не получает. Тогда можно попробовать радикальные меры (если есть кадровые резервы), такие, как смена заместителей, даже увольнение наиболее нерадивых и неспособных. Однако такого рода действия достаточно редко приводят к успеху.
Значительно продуктивнее может оказаться личное исследование руководителя по поводу того, не является ли поведение сотрудников проявлением ролевой культуры (описание дано ниже), в рамках которой люди привыкли точно и профессионально выполнять четкие и ясные инструкции, подвергаться пошаговому контролю, видеть источник власти (в смысле права принятия решения и ответственности) в определенных людях, принадлежащих к тому или иному уровню школьной иерархии и пр. Если это так, то практика говорит о том, что руководитель должен быть чрезвычайно осторожен. Попытка резкого изменения организационной культуры приводит у членов организации к потере ощущения структуры, исчезновению традиционных центров власти. У сотрудников может создаться впечатление, что руководитель разрушает организацию, которая до этого, с их точки зрения, весьма успешно функционировала.
Что дает педагогам понимание особенностей организационной культуры своей школы?
· Возможность понять, чем реально отличается одна школа от другой, на чем реально базируется уникальность организации.
Ведь из практики хорошо известно, что несмотря на то, что формальная структура организации, правовые основания деятельности двух соседних школ могут быть одинаковыми или весьма похожими, тем не менее они все равно сильно отличаются одна от другой (совсем не обязательно в худшую или лучшую сторону, они просто разные).
· Определить, что можно, а что нельзя делать в рамках той или иной культуры.
Слова "можно", "нельзя" в данном случае имеют условный смысл. "Можно" означает, что вам не придется преодолевать в организации серьезного сопротивления (что требует огромных затрат нервов и времени), что изменение, которое вы предпринимаете (неважно, большое или маленькое), не будет затухать, как только вы отвернетесь. Иначе говоря, ваше действие "разрешено" организационной культурой, соответствует привычным нормам поведения педагогов и руководства, соответствует ожиданиям педагогов, не ломает стереотипов их поведения. "Нельзя" означает, что вы встретите серьезное осознанное или неосознанное сопротивление, повышенную конфликтность, что изменение будет иметь тенденцию к затуханию, потребует от вас постоянного мониторинга и поддержки. Вы, конечно, можете добиться своего, однако это потребует больших усилий, так как, очевидно, предприняли шаг, который противоречит организационной культуре. Ваше действие ломает некоторые стереотипы, не соответствует ожиданиям, противоречит традиционным, устоявшимся в организации нормам.
· Предугадать реакцию педагогов, уровень их сопротивления, выяснить истинную причину многих конфликтных ситуаций.
Если ваши действия противоречат организационной культуре, вы натолкнетесь на осознанное или неосознанное сопротивление потому, что организационная культура обладает малой динамикой, т.е. не может быть изменена быстро.
· Получить критерий применимости чужого опыта (в том числе и управленческого).
Вы можете рассчитывать на легкое внедрение управленческого (или иного) нововведения, если организация, опыт который вы копируете, имеет близкую организационную культуру.
Типология
Для того, чтобы успешнее анализировать ситуацию в школьной организации, необходимо рассмотреть вопрос о том, какие бывают типы культур. Остановимся на одной из принятых сегодня в мировой практике типологии организационных культур К. Ханди. Хотел бы обратить ваше внимание, что эта типология достаточно условна, одна из многих возможных и важна скорее как пример.
Ролевая культура
Это, пожалуй, наиболее распространенная и традиционная организационная культура в России. Ее основная особенность заключается в наличии точной роли, ролевой позиции для каждого члена организации, элементы которой могут быть частью должностной инструкции.
Понятие роли включает в себя и уровень властных полномочий, определение места в организационной иерархии и типа поведения, соответствующего данной роли, требования к ней, оценку ее выполнения, социальные последствия. Этот тип культуры ориентирован на выполнение процедур и правил. Столь привычный для нас, он долгое время являлся эталоном организационных построений и, может быть, единственной легальной культурой. Во всяком случае, отклонения от нее рассматривались как организационные недостатки не только руководителями, но и рядовыми сотрудниками.
В рамках описываемого типа культуры работник ценится в организации за способность квалифицированно следовать описанной роли. Этим определяется его профессионализм. Причем очень важно отметить, что в этих рассуждениях не содержится оценки культуры. Она ни хорошая, ни плохая. Она такая, какой она сформировалась в этой организации. Ролевая культура в каких-то обстоятельствах может быть чрезвычайно эффективной, в каких-то менее. Далее мы остановимся на этом подробнее.