В своих оценках богатства опрошенные нами и другими исследователями представители творческой элиты (мужчины) расслоились на три группы:
- лица, признающие богатство как значимую для себя ценность;
- лидеры, которые не отмечают существенного влияния богатства на себя и считают богатство ценным, но для обеспечения своей свободы, внутреннего комфорта, независимости;
- лица, которые "демонстративно" стремятся не замечать богатства и не используют его возможности для собственного блага, сохраняя привычки, нормы потребления, стиль жизни практически неизменными. Исключение составляют члены семьи: жены, дети, другие родственники. Именно они оказываются теми субъектами, которые в большей степени ощущают изменение уровня жизни, порой за счет потери "частоты контакта" с людьми бизнеса.
Человек больше богатства... Уважение какое-то важно. Что касается меня лично, то я не ощущаю никакого отношения к богатству. То, что я не умею делать - тратить деньги. Есть люди, которые умеют. Я не умею. Это должно быть с детства. Настоящее восприятие богатства приходит в третьем поколении... Надо иметь желания, соответствующие деньгам, а они не возникают. Пятизвездочному отелю предпочитаю спокойную атмосферу домашнего пансиона. Я хочу жить так, как привык..."
Это утверждение президента одной из крупнейших творческих команд указывает на важный социальный феномен: богатство как ценность есть не только материальная составляющая жизни человека, иногда оно должно пройти долгий "ценностный путь" внутри личности, чтобы сформировать особый уклад жизни, где произойдет "плавная" смена одних ценностных установок на другие.
Если одни лидеры отмечают свое безразличное отношение к богатству, то другие подчеркивают его позитивное влияние на собственную личность. "Богатство, - отмечает Аркадий Злочевский, президент Российского художественного молодежного союза, - очень ценная вещь. Я когда-то был убежден, что богатство меняет человеческие качества в худшую сторону. Низкий уровень достатка делает человека более черствым, более злым. Мы это знали из литературы, из того, что нам внушали и говорили о богатстве, и мы привыкли к этому. На практике я убедился, что это полный абсурд. Все как раз наоборот. Я могу сказать это о себе и о других. Когда имеешь возможность, почему бы не сделать хорошо другим... Здесь очень важно, на мой взгляд, как сочетаются в человеке три качества - богатство, зависть и обида. Если последние два не выражены, богатство делает тебя лучше. Я никогда никому не завидовал и ни на кого не обижался".
Итак, видимо, многие российские лидеры, став богатыми за относительно короткий период времени, оказались ценностно весьма неподготовленными к новому ощущению жизни и пока не сформировали "внутреннюю картину богатства", без которой богатство остается только материальным фактором.
"Богатство, - отмечает В.С. Маканин, руководитель творческого семинара в Лит. институте, - это очень трудно, и я не знаю как к нему относиться".
Мы могли присоединиться к высказанному суждению и надеяться, что эта проблема не будет забыта при дальнейшем изучении "новых русских". Главное - отказаться от стереотипов в собственных подходах и блокировать стереотипы тех, кто переживает это "новое состояние". Ведь в ближайшем будущем открываются две противоположные возможности. Люди, еще не определившиеся в том, какое влияние окажет на них богатство, могут рассматривать его либо как нечто, сопутствующее их предпринимательской деятельности и не являющееся самоцелью, либо как главное, что отличает их от других, единственное, что придает им значимость. Люди могут использовать свое богатство на пользу общества, либо во вред ему и т.д. Разумеется, разные люди пойдут разными путями. Но важно, какое направление будет преобладать. Что бизнес-элита будет воспринимать как норму, что будет работать на престиж и влияние лидеров. Это не всегда зависит от самой бизнес-элиты. Здесь весьма существенное значение имеет общественная атмосфера в целом, то, как будут складываться морально-этические ценности общества. Будут ли развиваться отношения человечности, каким будет общественное мнение и насколько будет сильно его влияние. Разумеется, позиция творческой элиты окажет ощутимое влияние на эти аспекты складывающейся в обществе ситуации. Можно полагать, что она во многом будет определяться нравами более широких слоев предпринимательской массы, а эти нравы сегодня не могут не вызывать определенной озабоченности.
1. Микульский К.И., Бабаева Л.В., Таришс Е.Я., Резниченко Л.А., Чирикова А.Е. Российская элита: опыт социологического анализа. Часть 1. Концептуальные и методические подходы. М.: Наука. 1995. С. 1 1.
2. Лидеры России. 40 историй успехов. М.: Луч, 1994.
3. Каталог Элита Российского бизнеса. М.: Дарин Асмо-Пресс, 1995.
4. Бабаева Л.В. Чирпкова Л.Е. Российская элита: опыт социологического анализа. Часть 2. Лидеры бизнеса о себе и об обществе. М.: Наука. 1996. С. 7.
5. Чирикова А.Е. Лидеры женского предпринимательства: материалы, интервью. // Социологический журнал. 1996. № 3-4.
6. Предприниматель и благотворительность//Деньги и благотворительность. 1996.№ 1. С. 18.
7. Агеева Марина Андреевна. Психологические проблемы лидера творческой команды.