Смекни!
smekni.com

О выработке российской идеологии воспитания молодежи (стр. 2 из 3)

Длительный и сложный процесс формирования личности обусловлен социальными, природными, стихийными и специально создаваемыми факторами. Здесь недопустимо искусственное расчленение или обеднение процесса за счет свертывания, а тем более исключения его составляющих.

Практика показывает, что социализация без гуманизации содержит внутреннее противоречие, не обеспечивает позитивного результата. Человек должен не только соответствовать требованиям общества, но и уметь противостоять негативным воздействиям, неблагоприятным и сложным жизненным ситуациям. Между тем значительная часть общества состоит из «... людей полностью социализированных, фактически растворившихся в социуме, не готовых и не свободных к той активности, которая нужна для противостояния среде, для позитивною воздействия на нее, а значит, и для собственного личного участия в дальнейшем развитии общества» («Концепция воспитания учащейся молодежи». 1993 г.).

Это-результат чрезмерной социализации воспитания, в котором необходимость адаптации к ценностям и интересам общества, нормам и требованиям микросреды доминирует и сводит к минимуму возможности личности к самоироявлению и самореализации. Гуманистическая же социализация создает условия для целенаправленного формирования и саморазвития личности как субъекта деятельности и как индивидуальности. Гуманизация социализации личности и общества является, таким образом, важнейшим условием оптимизации воспитания, в том числе его патриотического направления.

Достижение оптимального соотношения между социализацией и гуманизацией в воспитании усложняется из-за чрезмерною превалирования одного из них, отсутствия соответствующих мировоззренческо-идеологических основ в современном российском обществе. Прежняя коммунистическая база разрушена, а новая лишь формируется, причем процесс этот сложен и противоречив. Положение усугубляется и тем, что многие представители гуманитарных наук отказывают в нраве на существование мировоззренческому и идеологическому компонентам общественного сознания, деятельности социальных и государственных институтов воспитания. Поэтому теория и практика воспитания не имеют до сих нор значимых ориентиров и долговременной научно обоснованной стратегии.

Между тем решение проблемы разработки мировоззренческо-идеологических основ воспитания становится все более насущным и необходимым. Мировоззрение является теоретико-формирующей составляющей воспитания, поскольку вооружаем ею «... методологией, совокупностью исходных (философских принципов и методов познания действительности, обогащает человека системой духовно-ценностных ориентаций» (Лихачев Б. Т., 1992 г.). Обладая развивающей функцией, мировоззрение способствует активной направленной деятельности мышления (осмысление важнейших проблем реальной действительности, непосредственной жизни, конструктивно-творческое их решение и др.). Воспитательная функция мировоззрения реализуется в результате того, что сформированные ценности, позиции, взгляды и ориентации предполагают развитие у личности определенных социально значимых качеств и активно-деятельного отношения к действительности.

Мировоззрение определяет идеологию общества, в том числе и идеологию воспитания новых поколений,

Только выражающая важнейшие интересы общества, государства, направленная на решение его насущных проблем идеология может избавить наше сознание от тревожных сомнений, от внутренних противоречий, социальною и политического противостояния между людьми. Государственная идеология должна представлять собой совокупность официально признанных доктрин во всех ключевых сферах жизнедеятельности общества, основанных на его интересах и ценностях, традициях и перспективах, достижениях, трудностях и проблемах.

Анализ ситуации в России за последнее время показывает, что в начале 90-х годов в массовом сознании преобладала либерально-демократическая идеология, обещавшая «... полное процветание и благополучие в случае перехода на «западную» модель общественного устройства и энергично добивавшаяся разрушения системы традиционных ценностей, ориентиров, замены их другими - «общечеловеческими», «цивилизованными», а по сути - проамериканскими. Нетествено, что они не смогли прижиться на российской почве. И все же отечественная педагогика испытала сильные потрясения. В одночасье были размыты ее теоретические основы, объявлены псевдонаучными казавшиеся незыблемыми концепции, приведены в расстройство воспитательные функции важнейших социальных и государственных институтов. Обладая откровенно ашитради-нионалистской, антироссийской направленностью, либерально-демократическая идеология «... 110 сути своей представляет собой нечто иное, как идеологическое оружие для разрушения нашего национального и религиозного самосознания» (Душенов К., 1994 г.). Данная идеология характеризуется:

а) пораженчеством, антипатриотизмом и государственным нигилизмом, выступающими в качестве ложной «прогрессивной» альтернативы русской державности, которая якобы несовместима с «цивилизованными» нормами современных международных отношений:

б) космополитизмом и национальным нигилизмом, направленными против русской соборной общности, ее национальной самобытности, «мешанщей» России реализовать «передовой» опыт развитых западных страну

в) религиозным неприятием, способствующим духовной агрессии против православия, «реакционность» которого якобы представляет собой угрозу возврата к «средневековому мракобесию» и «конфессиональной нетерпимости».

Таким образом, совокупность ценностей либерально-демократической идеологии, проповедуемой у нас сейчас, представляет собой типичный образец подавления, вытеснения идеологии поверженного противника с целью создания условий для интеграции «постсоветского пространства» в международные структуры «нового мировою порядка». На фоне очевидного провала «радикальных реформ», «... невиданного национального унижения могучей прежде державы и мощного всплеска радикально-цационалистических настроений в массах...» (Зорькин В., 1994 г.) выявилась несостоятельность этой антиросеийской, по существу, идеологии. Неудивительно, что она не стала и не могла стать основой для разработки хоть сколько-нибудь приемлемой и жизнеспособной концепции воспитания в условиях реформируемого общества.

Либерально-демократическая идеология потерпела поражение уже к концу 1993 года. С этого времени борьба различных политических сил России (в том числе и либерально-демократических) ведется за то, чтобы олицетворять собой наиболее полное и точное выражение «русской идеи». Произошел быстрый и некой тролируемый подъем в обществе русского державного патриотизма, что особенно наглядно проявилось в ходе и результатах декабрьских выборов 1995 года в Государственную Думу. Убедительную победу на них одержали партии, наиболее последовательно и решительно придерживающиеся патриотической ориентации. В этой связи правомерно обратиться к набирающей силу идеологии государственного патриотизма, взятой на вооружение целым рядом влиятельных политических партий и общественных движений, пользующихся широкой поддержкой граждан России.

По мнению теоретиков идеологии государственного патриотизма, «общенациональная доктрина должна основываться на национальной идее, которая, в свою очередь, является важнейшим условием всех преобразований» («Современная Русская Идея и государство», 1995 г.). При том возрождение Русской Идеи, формирование научно обоснованной идеологической основы сплочения российского народа связано прежде всего с решением наиболее важной жизненной политической проблемы предотврашения ослабления и развала Российского Государства.

Формирующаяся в качестве альтернативы либерально-демократическому направлению государственно-патриотическая идеология включает традиционные и исторические элементы российской культуры, образа жизни, национальных обычаев и представляет собой, по мысли ее теоретиков, «... синтез русской идеи, современных реалий и исторического, в том числе социалистического опыта» («Современная Русская Идея и государство», 1995 г.). Основные составляющие элементы этой идеологии: державные начала,

- приверженность социальной справедливости, присущей российским традициям. православие духовные ценности,

- соборность, общинность и коллективизм, « приверженность «сверхидее» как катали за-гору самосознания и патриотизма;

- лидерство, жертвенность и т. д. По мнению сторонников государственно-патриотической идеологии, борьба за российскую государственность сегодня неизбежно ставит каждого политика и каждого гражданина перед выбором: либо он, разделяя ее, выступает за общенациональные интересы и укрепление государственных институтов, либо он воспринимает чуждую России либеральную модель развития «в никуда» и содействует процессам ослабления и разрушения государства.