Смекни!
smekni.com

Каковы идеологические условия общественного согласия в России? (стр. 2 из 3)

Из всего сказанного мы делаем вывод, что в России на данном этапе условия для постановки задачи создания "национальной идеологии" еще не созрели, ее формирование потребует относительно длительного исторического периода. Сегодня, по нашему убеждению, целесообразнее ставить вопрос об интегративной идеологии, способной объединить разные политические силы, слои населения и регионы на основе символического "общественного договора" относительно фундаментально значимых для всех них ценностей.

Дело не в том, что мы отрицаем необходимость формирования "национальной идеологии". Мы просто ставим эту необходимость в реальные исторически-конкретные рамки, соответствующие данному этапу общественного и культурного развития России.

Тезис 5

На чем может быть сегодня построена новая "общегражданская идея" демократической России, соответствующая интегративной идеологии?

В перспективе "национальная идея" невозможна без существования "общероссийской нации", в которой "политическое согражданство" и культурная общность должны доминировать над всеми иными формами индивидуальной и корпоративной идентификации (этнической, религиозной, региональной, партийно-политической и т.п.). Но это - в будущем. На пути к достижению данной перспективной цели следует решить ряд проблем по преодолению главным образом двух типов разломов, образованных нашей недавней историей.

Во-первых, это разрыв связи времен. Народ никогда не есть только совокупность живущих "сегодня лиц. Он связует все жившие в данном Отечестве поколения. Отечество есть народ, взятый в его истории. Непрерывность истории - не только ее апология, но также и непрерывность критического осмысления прошлого. Но это - критика деяний отцов (сколь бы не были велики их заблуждения и грехи), а не чужаков и захватчиков. Идея "Общей Судьбы" (как бы ни была она временами горька) - первое условие существования народа в настоящем и будущем.

Во-вторых, это разломы среди живущих сегодня. Сколь бы ни были остры сейчас экономические, социальные противоречия, порождаемые ими конфликты сами по себе, думается, не могут подорвать способность россиян быть народом. Значение, которое им придается, само есть следствие их осмысления с позиций тех или иных ценностных ориентаций. Именно конфликт между ними и - как его следствие - восприятие нынешней действительности в качестве "бессистемной", "бесперспективной", лишенной "Правды" и "Порядка" - вот что составляет главный вызов будущему России. Опыт Запада показал, что социальные конфликты, если они отделены от конфликтов ценностей, в конце концов поддаются регулированию - в рамках цивилизованного диалога и эволюционирующей системы ценностей.

Отсюда вытекает новое (более развитое и конкретное) определение народа: это культурно-политическое сообщество, воплощающее определенные нормы общежития. На достижение такого сообщества и должна быть направлена интегративная идеология. Общественной силой, выступающей носителем новой интегративной идеологии, могут стать все группы, признающие право других на инаковость при признании того же равного права за ними.

Тезис 6

Нынешний образ мыслей россиян сжато и конспективно содержит в себе всю прошлую историю нашей страны и ее земель со всеми изломами, противоречиями, зигзагами. Продуктом этого развития явилась сложная и пестрая укладная структура, включая громадные перепады в характере общественных отношений, экономической жизни и менталитета различных регионов страны.

Разные регионы, по-видимому, по-разному будут выбираться из экономического кризиса - одной единственной формулы здесь быть не может. Но существуют несколько обязательных предпосылок экономического и социального подъема, главные среди которых - общее политико-правовое пространство страны и культурно-нравственное единение ее населения, возрождение чувства гражданственности у россиян. Содействовать формированию этих предпосылок и призвана интегративная идеология. Она должна стать духовным обеспечением федерализма, противостоящего и гнетущей унитарности, и губительному сепаратизму.

Тезис 7

В полиэтнической и многоконфессиональной России интегративная идеология не может возникнуть вне диалога носителей этнических и религиозных ценностей.

В современной России происходит бурный процесс укрепления и прояснения самосознания населяющих ее этносов. Он не тождественен этноцентризму и сепаратизму, хотя и не свободен от опасностей такого рода. Основной вектор этих процессов еще не определился окончательно. В рамках интегративной идеологии национальное самосознание каждого этноса утверждает себя в качестве "сотворца" и одновременно особой, специфической формы российского самосознания, чтобы единство России воспроизводилось - в новом смысле - как Общего Дома всех народов, ее населяющих. К сожалению, эту работу государство фактически перестало вести.

Базовые (но не единственные) конфессии в России - православие и ислам. Они сумели удержать своих верующих в рамках общих потребностей исторического развития, создать своеобразные формы рациональности мира и жизни, повлиять на общие нормы практической деятельности. Участие православия и ислама и наряду с ними всех остальных органичных для России конфессий в движении к интегративной идеологии - обязательное условие результативности этого процесса.

Тезис 8

Ось нынешнего конфликта в России (часто скрытая от наблюдения) - это не "социализм против капитализма", не "патриотизм против космополитизма", не "русские против инородцев" и т.п., а терпимость и нравственность, с одной стороны, против нетерпимости и безнравственности - с другой. "Терпимость плюс нравственность" и оказывается, по сути, искомой формулой и общественной стабильности, и национальной безопасности, и будущего величия России.

Каким образом могут быть найдены эти новые нормы, правила и процедуры, стимулировать поиск и ценностно обосновать которые призвана интегративная идеология? Они не придумываются экспертами, не заимствуются из чужого опыта и даже не в полной мере фиксируются писаным правом. Они - продукты опыта народа, обозначаемые такими словами, как "нравы" и "обычаи", - главные формы саморегуляции народной жизни. Поэтому вопрос, встающий перед ответственными руководящими группами страны, заключается не в том, как подменить саморегуляцию народной жизни, а в том, как создать облегчающие ее условия.

Первое. Важнейшее правило здесь - не мешать этому процессу нагнетанием манихейского конфликта "реформаторов и коммунистов", замалчиванием и оттеснением на обочину сил другой ориентации, навязыванием (с помощью "промывки мозгов") определенной идеологии (будь то "космополитический либерализм" или новейшие модификации "русской идеи"). Второе. Государство должно укреплять и повышать значение тех институтов, которые являются "площадками" максимально равноправного взаимодействия различных общественных сил, где происходит публичное выражение их взглядов и возможное согласование их устремлений. (Среди таких институтов очевидна роль структур всех уровней судебной системы, представительных органов - от местных до Госдумы и Совета Федерации, ассоциаций и инициатив гражданского общества, СМИ.) Третье. Государство способно своим культурным и пропагандистским воздействием (не нарушая при этом Статью 13 Конституции) акцентировать те ценности, вокруг которых может происходить кристаллизация толерантных идеологий и которые станут своего рода матрицей для взаимопонимания этих "частных" (групповых) идеологий.

Тезис 9

Такими ключевыми ценностями, на наш взгляд, являются: общее отечество, социальная справедливость, достоинство человека и страны. Эти ценности в первом приближении и образуют ядро интегративной идеологии, специфика которой (в отличие от "частных идеологий") заключается в том, что она не претендует отвечать навопросы, чтоестьцелинациональногоразвития ("ВеликаяРоссия", "общественные идеалы" и т.п.), но говорит о том, как подходить к осмыслению всего этого, сколь бы ни различались содержательно у разных сил итоги такого осмысления. Ибо целью интегративной идеологии является не утверждение того или иного политического и экономического строя, не гегемония той или иной культуры, а создание ненасильственных форм коммуникации между теми "частными" идеологиями, специфическими верованиями, которые дают ответы на вопрос "что?". Этими формами коммуникации и являются процедуры и правила, благодаря которым демократически достигаются согласованные решения.

В настоящих тезисах нет возможности характеризовать каждую из названных ценностей по отдельности. Подчеркнем лить то, что характеризует их специфический "набор". Естественно, интегративная идея неограничивается указанными ценностями; по мере развития диалога "созвездие" ценностей, вовлекаемых в диалог, будет, по-видимому, расширяться. Диалог и взаимодействие региональных и этнических самосознаний, разных конфессий, очевидно.еще более раздвинет рамки взаимодействия различных ценностей и идей, придаст ему дополнительные измерения.