За последнее десятилетие наше общество дважды пережило разрушение претендовавших на всеобщность идейно-ценностных конструкций: на рубеже 80-х и 90-х годов рухнул "социализм", а через пару лет за ним последовала "радикально-либеральная модель" образца 1991 г. Россия оказалась ныне в идейном и ценностном вакууме, что усугубляет ее системный кризис и затрудняет переход к восходящей фазе развития. Консервация подобного состояния чревата невосполнимой утратой отличительной черты российской цивилизации - ее духовности, "Полис", исходя из программы своей научно-издательской деятельности, в которой предусмотрено изучение разнообразных методов и методик (политических, социальных, идейных, психологических) консолидации многосоставных обществ, предлагает вниманию читателей тезисы о возможности и практических задачах "интегративной", или объединяющей, идеологии в России и материалы их обсуждения.
Данные тезисы были подготовлены рабочей группой в составе профессоров Т.А.Алексеевой (Институт философии РАН), Б.Г.Капустина (Институт философии РАН), И.К.Пантина (Институт философии РАН, журнал "Полис") для обсуждения на политологической секции Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации РФ. Этой работе содействовал российский Институт проблем устойчивого развития.
На наш взгляд, и критически рассмотренные положения об интегративной идеологии, и выступления (приведенные, по возможности, в письменную форму) участников их обсуждения, напечатанные в этом разделе журнала, не содержат, да и не могут содержать "окончательных вариантов" решения сложнейших идеологических проблем нашего общества. Вместе с тем, мы предполагаем, что данная публикация может оказаться полезной для дальнейших дискуссий по проблеме общенациональной идеи в России и для России. Правда, мы помним также и о том, что только процветающее общество и могучая держава способны сплотить такой идеей своих граждан, предъявив ее всему остальному миру.
Перспективы интегративной идеологии (Тезисы)
Тезис 1
Идеология не является всеобъемлющей картиной действительности, объединяющей всех и каждого в силу своей истинности. Тем более идеология не притязает на выявление конкретных механизмов и потребностей общественной жизни. Но не будучи всемогущим средством разрешения общественно исторических проблем, идеология устанавливает связь между мировоззрением и нормами поведения людей, придает смысл изменениям, совершающимся в обществе, объясняет и оправдывает возникающие общественные реалии через соотнесение их с высшими и самодовлеющими ценностями. С помощью идеологии данная территориально-культурная и политическая общность возвышается до осознания себя как народа, до уяснения своего места и роли в истории региона, человечества, начинает соотносить свою деятельность с деятельностью других народов. Идеология - это специфическая форма рационализации мира и жизни, которая позволяет человеку найти "устойчивые" точки ориентации для своей деятельности. Наконец, именно идеология вырабатывает совокупность целей и ценностей, к которым могут апеллировать индивиды и, соответственно, социальные слои, обеспечивая возможность "взаимоузнавания" и общения.
Идеологический способ осознания действительности выражает потребности исторического движения, "цели" общества, нации, этноса, но выражает в присущей ему нормативно-ценностнойформе (в категориях "смысла жизни", парадигмы "подлинно человеческого деяния", требований гуманности, справедливости и т.п.). И тот, кто попытается заменить "неясный", "туманный" язык идеологии на четкий язык технологически возможного и фактически достижимого, тот неизбежно проиграет: требования идеологии, выступающие не в целевой, а в долженствовательной форме (сами цели здесь выступают в форме должных), вбирают в себя громадный исторический опыт многих поколений, несоразмерный с тем рассудочным усмотрением, которое присуще данному субъекту действия на данном этапе.
Тезис 2
Политически действенная идеология - а о таковой и должна сегодня идти речь - есть всегда выражение "чувств" тех или иных социальных общностей на языке объяснения настоящего и программы создания будущего, одухотворенной привлекательной мечтой (в терминах науки - "утопией"). Объяснение и программирование есть рационализация "народных чувств". Осуществить такую рационализацию - специфическая задача интеллектуалов-идеологов. Вызвать ее "обратное резонирование в среде "народных чувств" - дело той политической организации, которая выступает носителем данной идеологии.
Что дает такая рационализация? Прежде всего прояснение людям их собственных "чувств", "интуиций". Лишь прошедшие через идею "чувства" организуются и выстраиваются таким образом, чтобы превратиться в установки коллективного действия, которое одно только и является политическим. Идея превращает разрозненное множество миро- и жизнеощущений в объясненное и более или менее связное целое, в котором единственно и возможно целенаправленное коллективное действие. Далее рационализация обеспечивает собирание людей в интегрированный политический субъект. Люди и группы людей - даже при схожести их "чувств" в отношении одних и тех же "социальных предметов" - могут различаться "переживаниями" в отношении других так сильно, что оказываются не способными к организованному действию. Идея, иерархизируя и проясняя "чувствования", стягивает схожие элементы в единство и делает его политически действенным через формирование приверженности общему делу. Другими словами, рационализация формирует язык политической коммуникации, т.е. тот набор знаков и символов, при помощи которых носители данной идеологии распознают друг друга и образуют культурный и социальный блок.
Наконец, рационализация (идея) фокусируют "проясненные" чувства на определенную цель. Важность этого момента заключается не столько в том, чтобы указать на практически достижимую цель, сколько в том, чтобы убедить людей в возможности действий определенной рода. Разумеется, конечная цель любой идеологии никогда не осуществлялась - идет ли речь о коммунизме, о "свободе-равенстве-братстве", или о царстве "неотчуждаемых прав человека", - но действия, мотивированные такими целями, изменяли мир, и порой весьма существенно.
Современность начинается с того изменения культуры, которое ведет к утверждению права людей на радикальное сомнение и вопрошание всего и вся. Консенсус перестает быть одинаковостью и становится "соглашением относительно несогласия", т.е. согласием на существование определенных процедур взаимодействия людей, несогласных друг с другом по важным вопросам. Исторически выработка современных форм консенсуса началась в Западной Европе именно с нахождения способов сосуществования в условиях несогласия по важнейшим религиозным вопросам - о высшем смысле бытия и о спасении души. Это же было началом становления современных институтов политического представительства и конституционного правления. Современные национальные идеологии суть кодексы согласия несогласных между собой групп.
Тезис 3
В последнее десятилетие нашего века крах институтов социализма и союзного ; государства вкупе с распадом присущих им идейных и ценностных скреп привел в Россииктому, что "народ" (частьбывшего "советского народа") пересталбытьздесь в полном смысле "народом", превратившись в "население", т.е. в агрегат этнических, конфессиональных, экономических, политических, статусных и иных групп. Дело не в том, что интересы этих групп конфликтны, а в том, что они более не укладываются в общую "матрицу" бытия людей как народа, не социализируются общественной нравственностью, не опосредуются присущими ей институтами. "Средний человек" сегодня переживает духовный кризис, колеблется между ; старым и новым, он потерял веру в старое, но еще не решился на новое. Проблема усугубляется вследствие беспрецедентного эксперимента по созданию рынка в условиях распада общественной нравственности и развала социальных институтов. В этой ситуации интересы выживания России, преодоления затянувшегося кризиса и перехода к восходящей фазе развития со всей остротой ставят на повестку дня проблему новой интегративной (объединительной) идеологии. Можно очертить два возможных метода, два подхода к решению этой проблемы. Первый предполагает поиск идеи, способной объединить людей вопреки тому, что составляет их своеобразие, в головах самих идеологов или в глубинах народного сознания, где она, как предполагается, содержится в готовом виде.
Второй подход отталкивается от того, что общенациональная, а точнее, "интегративная идея" прорастает из гражданского общества по мере его собственного вызревания. Своеобразие и даже конфликт интересов составляющих "народ " групп при этом не снимается.
Интегративная идеология призвана помочь этим группам сложиться в целостность. Она должны дать общий для них язык символов, ценностей, смыслов, на котором пойдет общероссийский диалог, нацеленный на то, чтобы определить общеприемлемое устройство общества и общезначимые цели его развития.
Тезис 4
Процесс выработки интегративной идеологии принципиально отличен от внесения "сверху" некоего комплекса идей. Независимо от содержания самих этих идей попытки такого внесения не могут не обернуться навязыванием общеобязательной идеологии, что противоречит статье 13 Российской Конституции, запрещающей статус идеологии в качестве государственной, и технически возможно только при утверждении фактической монополии именно этого комплекса во всех институтах социализации.
Сложность современной ситуации в России заключается, на наш взгляд, в том, что страна, наряду с глубочайшим экономическим и социальным кризисом, переживает и кризис идентичности. Оставшаяся в наследство от СССР федеративная структура неадекватна ни современному геополитическому положению страны, ни демографическим ареалам, ни задачам национально-государственного строительства. Однако, вполне понятно, что проблема реформирования федеративной структуры - вопрос отнюдь не ближайшего будущего. Вместе с тем, в ряде регионов страны очевидны тенденции к сепаратизму и местничеству. Нация, понимаемая в либеральном европейском смысле, в России еще не сложилась. Русские как основная несущая конструкция государства продолжают сохранять черты скорее имперского народа с сильным наднациональным пафосом, нежели черты сформировавшейся нации. Картина усугубляется наличием множества мелких национализмов чисто этнического свойства. В такой ситуации "национальная идея" очень легко может превратиться в идею националистическую с самыми разрушительными последствиями для единства страны.