Смекни!
smekni.com

Православное образование в России: традиция и развитие, уроки и перспективы (стр. 2 из 3)

Однако развить в человеке личностное начало невозможно без живого, непосредственного общения с многосторонне развитой творческой личностью другого человека. Без такого общения нельзя познать самого себя. Увидеть в себе образ Божий можно только через зеркало иной души. И только таким образом мы можем приблизиться к познанию Абсолюта. Но именно это становится невозможно, когда зазеркалье компьютера подменяет собою живое общение с живыми людьми. Нам трудно даже сейчас представить, каким будет подрастающее "компьютерное" поколение.

Современные технологии привели человека к качественно иному отношению с информационным морем. Для того, чтобы плыть по нему и не утонуть в его волнах, не разбиться о его скалы и подводные рифы, нужен опытный кормчий. Роль человеческого начала в изменяющихся обстоятельствах чрезвычайно возрастает.

От личности теперь, гораздо в более значительной степени, нежели прежде, требуется осмыслить, упорядочить, иерархически выстроить информационный поток, чтобы одолеть хаос и бессмыслицу, не попасть в новое вавилонское смешение языков. Здесь не обойтись без мудрой и направляющей руки учителя, функции которого все более и более будут восходить от сухой передачи информации к наставничеству и настоящему, истинному, происходящему от слова "образ", образованию. Как сказал Святейший Патриарх Алексий II на общем собрании Российской академии образования (16 марта 1993 года):

"Образовать человека - означает не просто передать ему некую сумму знаний, но и выявить в нем определенный образ. Христианский взгляд на человека видит в нем образ Божий. Во многих он затуманен и затемнен грехами, но до конца неуничтожим, поэтому задача духовного преображения человека, которой служит Церковь, сродни задаче реставраторов икон: темный лик надо очистить от наслоении и явить миру изначальную красоту и сияние красок и линий, гармонию лика".

По существу, речь идет сейчас о возвращении к такому образованию, к таким отношениям между учителем и учениками, которые характерны были для раннехристианской эпохи и прообразом которых явились отношения между Христом и святыми апостолами. Личностное общение и передача личностного духовного опыта учителем ученикам - вот, что может быть основой будущей школы. "Православие, - говорил отец Павел Флоренский, а мы могли бы добавить - Высшая Истина - не доказуется, а показуется".

Вместе с тем, внимательно вглядываясь в евангельский образ Спасителя, мы видим не только, как Он говорил, но и как Он молчал. Не только слова Господа, но и Его священное безмолвие бесконечно значительны. Вот где истоки подлинного исихазма и апофатического богословия. И настоящий учитель должен знать также цену целомудренного молчания и умолчания, которую интуитивно выразил гениальный русский поэт (я имею в виду Ф.И. Тютчева) в своем бессмертном стихотворении "Silentium".

Хотелось бы подчеркнуть, что идея школы, основанной на таком подходе, - не благое пожелание, а необходимость и, более того, исторический императив, для всех школ, светских и религиозных, причем, всех конфессий, всех религий. Альтернативной ему может быть только распад школы или такая жуткая подмена, которая по своим последствиям будет еще более губительна.

Еще преподобный Макарий Великий (Египетский) предостерегал против лжеучителей, предстающих в образе прелестника, обманщика, лжеапостола или лжехриста:

"Ибо многие, по-видимому праведные, почитаются христианами, но дело искусных и опытных людей изведывать, действительно ли таковые имеют на себе печать и образ Царя, потому что обманщики носят на себе образ монахов или христиан" (Преп. Макарий Египетский. Беседа 38,1).

Ему вторил преподобный Иоанн Лествичник в слове "О блаженном и приснопамятном послушании": "Когда мы в намерении и разуме смиренномудрия желаем покорить себя ради Господа и без сомнения вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми..." (Слово 4,6; цит. по: "Лествица", СПб., 1996, с.34).

Сколько лжеучителей, прикрываясь благообразной личиной христианства, сегодня приходят в наши школы искушать неокрепшие души. Руководители светских образовательных структур зачастую проявляют удивительную недальновидность и простодушие, допуская к детям таких людей.

Проблема школы и образования теснейшим образом связана с проблемой культуры, которую невозможно рассматривать вне контекста истории христианства. С момента возникновения христианской Церкви перед нею встал вопрос об отношении к внешней мудрости и внешней языческой культуре и в условиях острого идеологического и религиозного противостояния для молодой Церкви, казалось бы, проще всего было бы отвергнуть их, и такие голоса раздавались внутри церковной ограды. Но Церковь не пошла по этому пути, она пошла в мир, она органически усвоила лучшие достижения общечеловеческой культуры и создала новую уникальную христианскую культуру, плодами которой мы с вами пользуемся поныне. Поскольку личность, личность Бога и человека, находится в центре внимания христианского мировоззрения, культура и школа в России исторически всегда имели глубоко личностный характер. Главной задачей образования у нас а было формирование всесторонне развитой личности. Такая ориентация позволяла нам при любых поворотах истории и даже в условиях жесткого антиличностного тоталитарного режима сохранять высокий уровень образования. Думаю, что продолжение подобной ориентации необходимо для сохранения школы в условиях ее неизбежной ломки под воздействием информационной революции. Было бы чрезвычайно ошибочным, руководствуясь соображениями экономии средств или в стремлении слепо перенести на нашу почву американскую модель образования, отказываться от того, что является величайшим достижением российской школы и непременной гарантией ее возрождения. Узкая профессиональная ориентация и сухой прагматизм был бы для нашей школы и наших национальных задач губительным. Я уже не говорю о том, что в наше время эпохальные открытия происходят главным образом на стыке наук, для этого необходима широта кругозора и взглядов, то есть как раз то, что традиционно воспитывает русская школа.

Следуя принципу развития всесторонней личности, важно расширить программы художественно-эстетического воспитания в школе. Оптинские старцы, уместно заметить, считали, что музыкальное воспитание, которому мы, к сожалению, не уделяем должного внимания, очищает душу и подготавливает ее к принятию впечатлений из духовного мира.

Если уж у нас зашла речь о национальных особенностях русской школы, хотелось бы несколько подробнее остановиться на этом вопросе. Каждая нация, так же и каждая личность, имеет свой неповторимый и уникальный харизматический дар от Бога. Вполне естественно, что она должна развивать этот дар, внося в сокровищницу мировой культуры то, что не в состоянии с такой же глубиной и в таком же совершенстве дать другая нация. В этой связи вспоминается одно любопытное наблюдение В. Розанова. "Не удивительно ли, - пишет он, - что в огромном уже теперь множестве всюду разбросанных аптек мы не встречаем даже как исключение русских природных мальчиков, не встречаем их вовсе - необходимость педантической чистоты и крайней аккуратности при измерениях и взвешиваниях исключило из этого прекрасного ремесла русскую кровь. Все нужно здесь "по капле", а русский может лишь "плеснуть". Не менее замечательно, что и в часовом ремесле, где также требуется мелкое и тщательное разглядывание - не попадается русских. Удивлялись, отчего в Петербурге речное пароходство в руках финляндцев, и замечали - "верно вода - не русская стихия". Но вот на Волге и Ладоге - это русская стихия. Но на Неве - суета, и опять "подробности", то есть так много мелькающих и мелких судов, что, конечно, русский лоцман на пароходике - лодке или сломается, или сломает. И чувство ответственности, страх "сломать" или "сломаться", а главное - отвращение к суете и неспособность быть каждую минуту начеку, гонит его от лоцманства, из аптеки и от часовщика. Напротив, кровельщик или маляр, висящий на головокружительной высоте, - всегда русский и никогда еврей или немец: это риск, но и уединение, спокойствие, где работающий может "затянуть песню", русский - немножко "созерцатель" и он только в той работе хорош, где может задуматься, точнее затуманиться легким покровом мысли, о чем-то вовсе не связанном с работой: так поет и полудумает он за сапогом, который шьет, около бревна, которое обтесывает и, наконец, в корзиночке около 4-го или 5-го этажа". И еще одно наблюдение: "Способ работы учебный у нас принятый - быстрое чередование уроков с требованием внимания к каждой минуте, - истощает, энервирует и, наконец, просто не исполняется всеми даровитыми русскими людьми, - именно теми, которые при разговоре, за чтением, на письме, т.е. во всех формах неинтенсивного выражения своих способностей, брызжут умом, сообразительностью, наблюдательством, и, напротив, эти формы работы - ясно ненациональные - охотно и легко у нас переносятся, но только мало способными людьми".