В начале 90-х годов началось возрождение литургической жизни нашего народа, о чем свидетельствует повсеместное открытие православных храмов и учебных заведений, возвращение святынь, образование общин, миссионерских организаций и многое другое.
Немаловажную роль в своей духовно-просветительской миссии наша Церковь отводит православному церковному пению и обучению ему, поскольку наше богослужение напрямую связано с пением, являющимся тем средством, с помощью которого проповедуется БОЖИЕ СЛОВО, вместе с приличными для храма напевами образующее особый церковно-богослужебный язык.
Поскольку состояние богослужебного пения напрямую связано с нашим духовным состоянием, а от характера воспитания подрастающего поколения зависит и будущее духовной жизни нашей страны, очевидна немаловажная роль обучения детей церковному пению как в их нравственном воспитании, так и в практической стороне будущего нашего православного богослужения и церковно-певческого искусства. Важно отметить в этом деле обучение церковному пению детей, причем можно выделить и разные задачи и стороны этого обучения, как-то: религиозно-просветительские, нравственно-воспитательные, историко-культурные, дидактические и др.
Сейчас при многих храмах действуют воскресные школы, а также певческие школы и кружки, где детей, помимо главного предмета, Закона Божия, знакомят с церковным пением; во многих возрожденных православных средних учебных заведениях (типа гимназия, колледж и др.) есть предмет “Церковное пение”. Из учеников названных выше православных организаций составляются детские хоры, принимающие постоянно или эпизодически участие в богослужениях посредством исполнения на клиросе всего положенного богослужебно-певческого материала или отдельных его частей.
По каким направлениям развивается в настоящее время на практике обучение детей церковному пению? Здесь можно выделить два главных подхода – это профессиональное обучение и непрофессиональное.
К непрофессиональному обучению относится метод общего или более глубокого ознакомления детей без специального музыкального отбора с церковным пением в существующих формах и традициях – т.е. на первом этапе с основными молитвами, распеваемыми простейшими употребительными напевами (например, “Отче наш” так называемым “обычным напевом”, “Царю Небесный” во глас 6-й киевского распева, “Богородице Дево” во глас 4-й киевского распева, “Достойно есть” во глас 8-й киевского распева и др.)
При обучении детей пению в данном направлении, в современных условиях обычно возникают следующие методические вопросы. Как учить детей пению – в сопровождении инструмента или без? Нужна ли при изучении простых напевов европейская музыкальная грамота и сольфеджио? Нужно ли обращать внимание на чисто вокальную сторону пения – т.е. заниматься с детьми дыханием, дикцией, “постановкой голоса” и существует ли “церковный вокал” ? Как петь детям – голосом или фальцетом? Как учить детей петь – двухголосно или одноголосно? Если одноголосно, то как – по основному голосу, ведущему напев или по “вторе” – т.е. надстроенной при двух- и многоголосном пении вверх к напеву терции? (Этот вопрос, кстати, вызывает всегда ряд проблем – ведь в наших храмах при “общенародном пении” почти всегда поют по “вторе”, которая является своеобразным искажением напева; объясняется это тем, что поскольку “втора” звучит выше, к ней легче подстроиться голосом.) Если учить детей двухголосию, то на какой голос ориентироваться – на верхний (т.е. “втору”) и к нему пристраивать нижний – поскольку так музыкально легче, или на нижний, с пристройкой к нему “вторы” – потому что так грамотнее? Необходимо ли на занятиях работать над “чистотой музыкальной интонации” и как объяснить ребенку без музыкальных данных, что он “фальшиво” поет, а в случае, если занятия проходят без инструмента, нужно ли учить детей петь в темперированном строе и каким образом? На что больше нужно уделять внимание на занятиях – на осмысление текста, на мелодию или на умение “распеть” текст? Наконец, как объяснить детям, почему в настоящее время за богослужением употребляется как “простое” пение – т.е. “обиход”, так и “нотное” – т.е. авторские сочинения в концертном стиле, и как последнее гармонирует с духом богослужения?
Вот основной и далеко не полный круг вопросов, возникающих при обучении детей церковному пению без специального музыкального отбора, причем на практике этот круг вопросов становится еще более широким.
Профессиональное же обучение детей развивается в настоящее время, главным образом, по двум направлениям: во-первых, это обучение на основе специального музыкального отбора детей, большей частью с чисто концертно-хоровым уклоном; во-вторых, это профессиональное обучение в собственном смысле этого слова – т.е. подготовка кадров для пения на клиросе на основе специального музыкального отбора или без него.
Какая главная проблема возникает при том или другом направлении профессионального обучении детей церковному пению? Это проблема непосредственно отражает вообще состояние православного церковного пения в России в настоящее время. Заключается она в “репертуарном” подходе к пению в храме, т.е. когда богослужение рассматривается с певческой точки зрения не как целостная система, в которой СЛОВО выходит на первый план и принимает мелодическую форму при помощи принципа распева, но становится набором музыкальных “номеров”, в большинстве случаев не связанных между собою ни идейно, ни музыкально, а назначаемых по произволению регентов, священнослужителей или других лиц.
Репертуар при этом выбирается на основе сложившихся музыкально-хоровых традиций по принципу “уместности” того или иного авторского сочинения или песнопения из какого-либо церковно-певческого “обихода” на конкретном богослужении.
Например, в Великий Четверток считается уместным спеть сочинение Львова “Вечери Твоея Тайныя”; в неделю Всех Святых в земле российской просиявших, для пения после причастного стиха – для “запричастного концерта” – берутся стихиры стиховны “Земле Русская”, распетые на подобен 2-го гласа “Доме Евфрафов” по напеву Киево-Печерской Лавры. Или, например, великим постом в настоящее время иногда используют одноголосные песнопения столпового, греческого и других распевов, исполненных по “итальянской ноте” или по “топорикам” – т.е. по “квадратным нотам”, а некоторыми профессиональными церковно-певческими коллективами в дни рождения или смерти композиторов, писавших духовно-музыкальные циклы, принято петь за богослужением их так называемые “Литургии” или “Всенощные Бдения”.
Что касается “осмогласного” пения, то оно, давно потеряв свое уставное и распевное значение, приняло форму восьми типовых мелодий построчной структуры с различными категориями напевов, предназначенных для пения, например, стихир, тропарей, ирмосов и т.д., и страдает той же “репертуарностью”, выражающейся в смешении различных распевов, их местных певческих вариантов и авторских аранжировок.
Так, в нынешнем 1-м гласе для пения стихир обычно используется киевский распев, для тропарей – греческий; эти распевы могут быть исполнены в простой гармонизации, с местными сложившимися вариантами, а также по какому-либо монастырскому или авторскому “обиходу” – например, по “обиходу” Киево-Печерской Лавры, по “обиходу” Бахметьева и др.
Так называемое “пение на подобен” также потеряло свой быстрый и “будничный” характер пения и в настоящее время, наоборот, считается признаком “праздничного пения” – обычно на службах используют вариант подобнов по напеву Оптиной пустыни, сложившийся в устной форме на основе столпового распева, положенный некогда на ноты для четырехголосного мужского состава, и в настоящее время отдельные песнопения или их группа, предназначенные для пения на один из имеющихся “подобнов”, по изложенному в нотах образцу разучивается хором как музыкальное сочинение с голоса или расписывается по нотам; при этом считается “высшим пилотажем”, если хор сможет “с листа” без нот грамотно разложить и пропеть текст “на подобен” – и это действительно так, ибо для того чтобы пропеть “с листа” такую стихиру, в условиях заранее регламентированных правил гармонизации основной мелодии остальными сопровождающими голосами, требуется высокое гармоническое мышление и большая постоянная практика при условии стабильности певческого состава, чего не бывает почти ни в одном церковном хоре.
Мы не будем подробно останавливаться на всех этих вопросах, тем более, что многим труждающимся на ниве церковного пения они известны из личной практики и достаточно широко освещены апологетами уставного пения.
Каким же образом рассмотренный “репертуарный” подход к богослужению влияет на профессиональное обучение детей церковному пению? Влияет он так, что это обучение в настоящее время протекает по принципу музыкального воспитания, где церковное пение рассматривается как определенная часть мировой музыкальной культуры; при этом главным отличием от чисто светского искусства являются богослужебные тексты и отчасти характер пения, но и его чаще всего определяют не смысл и содержание текста и его место в богослужении, а сложившаяся или произвольная музыкальная трактовка и различные исполнительские традиции, выражающиеся, в конечном итоге, в определенной манере пения церковного хора.
Отсюда проистекает следующее: “репертуарный” подход к богослужению вызывает необходимость профессионального обучения детей церковному пению на основе западно-европейской музыкальной системы, развивающей у детей эмоционально-чувственное начало с точки зрения музыкального восприятия и инструментальный принцип воспроизведения пения – с точки зрения воспитания слуха и голоса; в свою очередь, такого рода музыкальное воспитание будет формировать у детей именно “репертуарный” подход к богослужению.