Таким образом, дети обладают значительно большими возможностями усвоения и связанного с ним психического развития, чем принято думать.
Концепция Л.С.Выготского о психическом развитии человека
Л.С.Выготский сделал только первые, самые трудные шаги в новом направлении, оставив будущим учёным интереснейшие гипотезы и историзм и системность в исследовании проблем в психологии, по принципу которые построены почти все его теоретические и экспериментальные работы.
Он был творцом экспериментально-генетического метода: эти методам вызываются к жизни или экспериментально создаются новообразования – такие психические процессы, которых еще нет. Тем самым создается экспериментальная модель их возникновений и их развития, вскрываются закономерности этого процесса.
Общие теоретические исследования Выготского послужили той основой, на которой развивались его специальные исследования в области собственно детской (возрастной) психологии.
Через консультации Выготского прошли сотни детей с различными отклонениями в психическом развитии.
«Исторический смысл психологического кризиса (1982 г), «Дефект и сверхкомпенсация», «Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства» (1983) – работы Выготского. Вопрос о движущих силах и условиях психического развития в детском возрасте, развитии сознания и личности ребёнка у Выготского слилось в единое целое сего общеметодологическими исследованиями. Взаимодействие ребёнка с действительностью, главным образом социальной, со взрослым является не фактором развития, не тем, что действует извне на уже имеющееся, а источником развития.
Вопросами развития занимался Гезел. Для него основным показателем выступали скорость развития за определённые промежутки времени, а закон, основанный на этом, заключается в постепенном замедлении скорости. Она максимальна на начальных этапах и минимальна на конечных. Он снимает проблему среды и наследственности и заменяет её проблемой скорости или темпа. Выготский, критикуя Гезела, считает: личность ребёнка с самого начала социальна, но сама социальность заключается не в чем ином, как в биологическом взаимодействии организмов. Социальность не выводит нас из пределов биологии: она ещё глубже вводит нас в сердцевину «жизненного цикла».
В занятии Выготским проблемами собственно детской (возрастной) психологии, можно выделить два периода: первый (1926 – 1934), когда шла интенсивная разработка проблемы опосредования психических процессов, которые представляли для Выготского центральное звено в развитии высших психических процессов; второй (1931-1934), когда экспериментальная разработка проблемы развития высших психических процессов была закончена и Выготский разрабатывал проблемы смыслового строения сознания и общую теорию детского развития.
В «педологии школьного возраста» (1928) содержатся некоторые наметки исторического развития и происхождения периодов детства. Человечество завоевало себе длинное детство: оно вытянуло линию развития далеко за период полового созревания: оно отделилось от зрелого состояния эпохой окончательного формирования личности.
Следовательно, три точки созревания личности: половое, общеорганическое, социально-культурное не совпадают.
Историческая точка зрения на процессы психического развития ребёнка была взята на вооружение в советской детской психологии, хотя и разработана ещё явно недостаточно.
«педология подростка» (1929-1931) не было исследовании одного из самых важных процессов – процесса образования Понтий и перехода к мышлению в понятиях, следовательно оставалась незаконченной и вся теория высших психических процессов как опосредованных. И одно из важнейших положений теории о системных отношениях между психическими процессами и об изменении этих отношений в ходе развития.
В «Педологии подростка» (ч.2) он систематически рассматривает развитие всех основных психических функций – восприятия, внимания, памяти, практического интеллекта на протяжении онтогенеза, обращая внимание на изменение системных отношений между психическими функциями в периоды, представляющие подростковому возрасту, и особенно в этом возрасте.
Историзм и системность, как единство функционально-генетического, онтогенетического и структурного подходов к процессам психического развития.
Выготский рассматривает подростковый возраст как период, в котором завершается процесс развития высших психических функций. «Педологией подростка» заканчивается период творчества Выготского, период, в котором автор выступает, прежде всего, как общий, генетический психологически использующий онтогенетические исследования и одновременно реализующий в них свою общепсихологическую теорию. Следовательно, начало исследования смыслового строения сознания.
Последний период творчества Выготского (1931-1934). В центре внимания – проблема психического развития в детстве.
Среда играет роль не обстановки, а источника развития личности.
Выготский показывал зависимость процесса развития от характера и содержания самого обучения и ведущую роль обучения в умственном развитии детей. Обучение должно обогнать развитие и имеет прерогативное значение для процесса развития.
Обучение может быть развивающим только в том случае, если в нём находит своё воплощение логика исторического развития той или иной системы способностей.
Среди советских детских психологов Блонский был первым, кто обратил внимание на необходимость выделить эпохи детского развития, разграниченные критическими периодами.
Выготский считает, что новообразования развития – это то новое, что появляется в строении сознания в определённом периоде. Процесс психического развития – процесс прерывный, чреватый кризисами, переходными периодами, следовательно, особое внимание на переходные периоды. Он считал, что исследования переходов даёт возможность раскрыть внутренние противоречия развития.
Распад старой и возникновение новой основ социальной ситуации развития – главное содержание критических возрастов.
Выготский установил, что центром всякой предметной ситуации для младенца является другой человек, изменяющий её значение и смысл: отношение к предмету и отношение к человеку ещё не расчленены у младенца.
Выготский считал, что на основе речи возникает непонимание взрослых и ребёнка и это приводит к гипобулическим реакциям, которые являются одним из важных симптомов кризиса одного года.
Раннее детство важно, потому, что именно в нем происходит первичная дифференциация психических функций, возникает особая функция восприятия и на её основе системная смысловая структура сознания.
В раннем детстве впервые дифференцируется функция восприятия и возникает системное и смысловое сознание, к концу этого периода возникает особая форма личного сознания, внешнего «Я сам», т.е. первичного отделения ребёнка от взрослого, которое приводит к распаду прежде сложившихся социальных ситуаций развития. Кризис проходит по оси перестройки соотношений ребёнка и окружающих его людей.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru