Смекни!
smekni.com

Волевые качества и их развитие (стр. 1 из 2)

Воля как сознательная организация и саморе­гуляция деятельности, направленная на преодо­ление внутренних трудностей,—это прежде все­го власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огром­ный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать лю­бые трудности, встречающиеся на пути к достижению постав­ленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т. д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, по­давлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нрав­ственно оправданных мотивов поведения и деятельности.

Диапазон проявлений слабоволия столь же велик, как и характерных качеств сильной воли. Крайняя степень слабово­лия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, к примеру, абулия и апраксия.

Абулия—это возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при по­нимании необходимости принять решение действовать или ис­полнять его.

Отчетливо понимая необходимость выполнить распоряжение врача, больной, страдающий абулией, не может заставить себя что-либо для этого предпринять. Наиболее характерно для него полевое поведение.

Апраксия—сложное нарушение целенаправленности дейст­вий, вызываемое поражением мозговых структур. Если пора­жение нервной ткани локализуется в лобных долях мозга — наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произволь­ной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта.

Абулия и апраксия—сравнительно редкие явления, прису­щие людям с тяжелым расстройством психики. Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе, обуслов­лено,-как правило, не мозговой патологией, а неправильным воспитанием, вполне устранимо в результате направленного формирования личности детей и подростков. Наиболее типич­ным проявлением слабой воли является лень — стремление че­ловека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Примечательно, что многие люди, во всех других случаях менее склонные призна­ваться в каких-либо недостатках, весьма легко признают за собой этот дефект. “Ленив я, это верно”, — с добродушной снисходительностью к своим слабостям соглашается в беседе с товарищем молодой человек. Очевидно, за этим признанием скрывается некое представление о собственной ценности, ко­торая не выявляется лишь по причине лени. В таком освещении лень выглядит не столько недостатком, сколько ширмой, кото­рая скрывает какие-то никому неведомые достоинства человека.

Между тем это иллюзия. Лень—свидетельство бессилия и вялости человека, его неприспособленности к жизни, безраз­личия к общему делу. Ленивый человек обычно обладает внешней локализацией контроля и потому безответствен. Лень— черта человека, которая была особенно ненавистна В. И. Лени­ну. Не случайно множество раз на страницах его произведений встречаются имя Обломова и слово “обломовщина”. Ленин пишет о “свободном халате и туфлях” Обломова, о “проклятой привычке российских обломовых усыплять всех, все и вся”. Лень, а также другие проявления слабости—трусость, нере­шительность, несдержанность и т. д. являются серьезными дефектами развития личности, их преодоление требует серьез­ной воспитательной работы, и прежде всего организации само­воспитания.

Положительные качества воли, проявления ее силы обес­печивают успешность деятельности, с лучшей стороны харак­теризуют личность человека. Перечень подобных волевых качеств очень велик: мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание и многие другие. Так, реши­тельность—это индивидуальное качество воли, связанное со способностью и умением самостоятельно принимать ответст­венные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности. У решительного человека начавшаяся борьба мотивов вскоре завершается принятием и исполнением решения. Проявление решительности — это не всегда мгновенное, но всегда своев­ременное решение, принятое со знанием дела, с учетом обстоятельств. Скоропалительные решения зачастую свидетель­ствуют не столько о решительности, сколько о желании чело­века избавиться от внутреннего напряжения и обсуждения мотивов, что скорее свидетельствует о слабости, а не о силе воли. С другой стороны, постоянное оттягивание принятия или исполнения решения, откладывание его “в долгий ящик” гово­рит, в свою очередь, о неразвитости воли. Самостоятельность воли предполагает при учете мнений других людей, их советов известную критичность по отношению к этим мнениям и сове­там. Как и решительность, самостоятельность выявляет, глав­ным образом, внутреннюю локализацию контроля волевого действия. Самостоятельность воли может быть противопостав­лена, с одной стороны, упрямству, а с другой — внушаемости. Внушаемый субъект не имеет своего мнения и поступает под влиянием обстоятельств и давления со стороны других людей,проявляет конформность. Следствием безволия является и упрямство, которое побуждает поступать вопреки доводам ра­зума и советам окружающих. Настойчивость упрямого челове­ка носит неразумный характер, она не является сознательной организацией и саморегуляцией деятельности и поведения. В условиях межличностного взаимодействия самостоятельность воли выступает как качество личности, наиболее полно выража­ющееся в коллективистском самоопределении.

Оценка волевого качества не может быть выражена одной лишь шкалой “сила — слабость”. Существенное, если не реша­ющее, значение имеет моральная воспитанность воли. Харак­теристика проявлений воли, нравственная оценка их зависит от социальной значимости мотивов, положенных в основу осу­ществления волевого акта. Человек, обладающий морально воспитанной волей, это прежде всего коллективист, подчиняю­щий свои индивидуальные устремления воле и авторитету кол­лектива, интересам социалистического общества.

Педагогу, работающему со школьниками, подросткового и раннего юношеского возраста, не воли приходится доказывать им значимость волевых качеств, наличия сильной воли, опасность сла­боволия. Для них это аксиома. Кинофильмы и книги, повеству­ющие о героях революции, гражданской и Великой Отечест­венной войн, о трудовых подвигах советских людей, содержат эталоны смелости, настойчивости, мужества, решительности. Однако в художественной литературе и особенно в кинофиль­мах отображен скорее результат формирования воли, чем сам процесс. Задача педагога—не только очертить круг волевых качеств, раскрыть их внутреннюю связь с важнейшими мораль­ными принципами, но помочь школьнику, стремящемуся к само­воспитанию воли, показав, какие приемы развития волевых качеств наиболее эффективны, а какие не приносят существен­ной пользы. Это тем более важно, если принять во внимание описанные в педагогической литературе наивные и надуманные приемы, к которым прибегают подростки, занимаясь самовос­питанием воли. Один школьник для “развития выдержки” старался не смеяться во время кинокомедии, а кто-то резал руку перочинным ножом или путешествовал по карнизу и т. д. Неэффективность этих приемов самовоспитания воли состоит прежде всего в том, что подросток, осуществив одномоментно подобный “волевой поступок”, утверждает себя в мнении о своей сильной воле, тогда как основную проблему самовоспи­тания воли составляет систематическое преодоление труднос­тей в повседневной жизни, в учебе и труде в первую оче­редь. Тем более каждый момент трудовой, учебной, спортив­ной деятельности создает условия для закалки воли, состоящие в преодолении сиюминутных желаний, мешающих осуществле­нию учебной, трудовой и иной деятельности.

Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнооб­разными, но все они включают соблюдение следующих условий.

1. Начинать воспитание воли следует с приобретения при­вычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет свою волю. Необходимо каждое препятствие рассматривать как “невзятую крепость” и делать все возможное, чтобы преодо­леть его, “взять” эту “крепость”. Люди, обладающие несгибае­мой волей, постоянно приучали себя совершать волевые по­ступки в повседневной жизни и поэтому оказались в состоянии совершить исключительные подвиги в боевой и трудовой дея­тельности. Следует напомнить подросткам, что Герои Совет­ского Союза Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой, Сергей Тю­ленин, Ульяна Громова и многие другие до войны были обыкно­венными школьниками и что их волевые качества сложились в условиях учебной, трудовой и общественной деятельности.

2. Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности спосо­бен преодолеть человек. Важно, чтобы человек среди повсе­дневных дел никогда не утрачивал дальней перспективы, не терял из виду конечных целей деятельности. Поэтому необхо­димым условием воспитания воли является формирование высших мотивов деятельности — моральных принципов и убеж­дений, основывающихся на коммунистическом мировоззрении. Особо важное значение приобретает в этой связи воспитание общественных потребностей, сознательности и чувства долга.

3. Принятое решение должно быть исполнено. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение снова и снова откладывается, воля человека дезорганизуется. Систематиче­ское невыполнение принятых решений размагничивает чело­веческую волю. Но, принимая решение, необходимо учитывать как его целесообразность, так и выполнимость. Всякое решение, таким образом, надо всесторонне обдумать, но, решив, выпол­нять.