Смекни!
smekni.com

Елевсинские топи фрейдизма (стр. 2 из 3)

Карта бессознательного, выработанная Фрейдом, помимо матриархальной сексуальности, отождествленной им с "эросом " как таковым, имеет и другой полюс — "танатос", т.е. "смерть". Весьма характерно, что смерть Фрейд понимает как самый радикальный материалист, т.е. как полное и окончательное уничтожение, как тотальную гибель временного психо-физического человеческого организма. Взаимоотношения между "эросом" и "танатосом" у самого Фрейда описаны довольно туманно, но все же можно увидеть между этими полюсами как диалектическое единство, так и противоположность. Представляется, что в его понимании " эрос" есть динамическая экзальтации подсознательного рассеянного влечения, максимум его напряженности, тогда как "танатос" представляет собой, напротив, стремление к покою, к расслаблению "эротического" напряжения, к стагнации и замораживанию сексуальных энергий. Единство же и того и другого можно усмотреть в общности их природы, коренящейся в донном фоне подсознания, в низших вегетативных регионах психики, где грань между движением и неподвижностью является размытой, неопределенной и "плавающей", где "существование" и "несуществование" мягко переходят друг в друга.

И все же у Фрейда в двух этих терминах заключается некоторая неакцентированная аксиология, ценностная "иерархия". "Эрос", напряженность матриархально-эротических рассеянных импульсов, выдается за нечто потенциально "позитивное", тогда как "танатос", полный штиль подсознания, рассматривается как нечто "негативное". Но "позитивное" начало, матриархальный "эрос" Фрейда находится в постоянной борьбе с более высокими уровнями психики, с сознанием, ощущением "я" и т.д. Эти уровни как бы угнетают стихию "желания", разлагают и дробят ее, отбрасывая постоянно нарождающийся эротический фон подсознания к статическим регионам "танатоса". Перипетии этой борьбы Фрейд угадывает и в снах, и в оговорках, и в психических заболеваниях, и в культуре, и даже в религии и мифологии. По ходу дела он выделяет множество нюансов, вводит ряд специфических терминов, формулирует некоторые терапевтические принципы психоанализа. Но сущность его картины мира остается связанной с утверждением центральности сугубо "женской" сексуальности, (женской по своему внутреннему качеству, а не потому, что он особое внимание уделял этому полу в своих концепциях), которую надо "освободить" от холодного гнета "сознания", "субъектности", "пережитков патриархальности", чреватой, по мнению Фрейда, "танатофилией".

Эта ценностная нагрузка фрейдисткой доктрины, встающей на сторону "матриархальной сексуальности", совершенно точно соответствует главному тезису Генона в критике психоанализа. — Действительно, мир "тьмы кромешной", субтильные психические регионы, близкие к нижней границе ада, всегда описывались в Традиции как "царство матерей", как регионы "Великой Матери", как миры "женских демонов", "амазонок ", "подземных цариц" и т. д. Доктрины гностиков описывали "миры матерей", как регионы "Ахамот", женского эона, который, пребывая на дне творения, пытается по примеру Неба породить путем партеногенеза оформленные миры. Но у "женского эона" имитация творения не получается: Ахамот удается создать только монстров и уродов, так как ее творческая, пластическая потенция не оплодотворена божественной, небесной силой Мужчины, Светового Антропоса. В иудейской традиции реальность, описанная Фрейдом как "эрос", однозначно соотносится с демоницей Лилит, первой "женой Адама", которая оказалась "неудачной" и была вытеснена из дневного мира в регионы снов, кошмаров и злых видений. Заметим, что мифология, связанная с Лилит в талмуде и каббале, имеет множество параллелей с основными сюжетами фрейдизма.

Здесь следует обратиться к одному замечанию Генона, которое он сделал в сноске к тексту, посвященному критике психоанализа. Генон указывает на тот факт, что главные теоретики современного интеллектуального извращения принадлежат к еврейской нации (кроме Фрейда он упоминает также Бергсона и Энштейна). С точки зрения Генона, это объясняется тем, что "иудейство" как тенденция "кочевнической цивилизации", будучи оторванной от своей ортодоксальной традиции, в современном мире выражает сугубо негативные, разлагающие, темные импульсы, призванные окончательно размыть остатки традиционной структуры цивилизации, по инерции сохранившиеся со времен Средневековья. Генон называет эти импульсы термином "nomadisme devie", т.е. "извращенное кочевничество". Таким образом, возможно соотнести "матриархальный" эротизм Фрейда со спецификой его национальной принадлежности, вынесенной за рамки ортодоксальных религиозных форм.

Эта точка зрения в другом контексте полностью подтверждается в исследованиях Отто Вайнингера, который в книге "Пол и характер" однозначно отождествляет психологический тип "еврея" и "еврейства" в целом с сугубо женской психологией. Вайнингер дает несколько предельно радикальных формул — "у еврея, как и у женщин, личность совершенно отсутствует" или "истинный еврей, как и женщина, лишен собственного "я" или даже "у абсолютного еврея души нет". Вайнингер, отталкиваясь от психологических наблюдений за проявлениями евреев в быту, политике, искусстве и т.д. (необходимо заметить, что сам он был евреем и поэтому его свидетельство не может быть отнесено к вульгарному антисемитизму), подводит к пониманию специфики фрейдовского психоанализа как учения, канонизирующего сугубо женскую эротическую специфику, что дополняет и подтверждает тезис о "матриархальной" ориентации "эроса" в понимании Фрейда. Любопытно также, что Карл Густав Юнг, ученик Фрейда, также пришел к выводу о национальной специфике фрейдизма и отличал его от психоанализа, основывающегося на исследовании нееврейского "бессознательного". В комментариях к тибетской "Книге Мертвых" Юнг намекает на то, что фрейдизм апеллирует только к самым плоским регионам "бессознательного", связанным с примарным вегетативным влечением к коитусу, оставляя всю полноту психической жизни, все архетипы, образы и структуры "бессознательного" за кадром. До Второй мировой войны Юнг даже писал о двух типах "коллективного бессознательного" — "арийском" и "еврейском" (позже, возможно, по политическим соображениям, он этой темы не затрагивал). Как бы то ни было, мнение Юнга точно соответствует максиме Вайнингера о том, что "у еврея нет души", и даже что "еврей в глубочайшей основе своей есть ничто".

Остается добавить в качестве гипотезы о таинственном происхождении психоанализа, на которое указывал Генон, что, по сведениям биографов, Зигмунд Фрейд входил в масонские инициатические круги, известные как ложа "Бнай Брит", и именно там, видимо, ему был дан изначальный опыт, запечатленный им в эпиграфе из Вергилия ("Энеада") к "Толкованию снов" — "Flectere si nequeo superos, Acheronta movebo" ("Не имея возможности направиться в высшие сферы, я двинулся к Ахеронту"). Ахеронт — это подземная река в греческой мифологии, отделяющая мир живых от мира теней, мира мертвых. Ее "пересечение" означает в прямом смысле спуск в ад. Речь идет о своеобразной "контринициатической" практике, которая устанавливает связь между человеком и миром "тьмы кромешной", "миром Лилит или левой стороны", как называется соответствующая реальность в "Зохаре", основной книге каббалы.

Сексуальная революция мужчин

Беспристрастный взгляд на психоанализ Фрейда приводит нас к выводу, что даже малейший шаг, сделанный в направлении этой зловещей реальности, чреват не оздоровлением личной сексуальности, но окончательным погружением в опасные регионы "низшего психизма", в подземный мир "матерей", откуда нет возврата. Но вместе с тем нельзя отрицать и самой проблемы, заключающейся в прогрессивной дестабилизации человеческой сексуальности, в возрастании фрустраций и комплексов, коренящихся в сфере эротики. Путь психоанализа заключается в освобождении донных, матриархальных, сугубо женских энергий, хаотически вибрирующих в нижайших регионах психики. Очевидно, что такое освобождение не может излечить даже женщину, подобно тому, как в гностическом мифе об Ахамот, "женский эон" не мог создать без участия мужского начала ничего, кроме монстров и уродов. Также и раскрепощение "матриархального эротизма" не может привести ни к чему иному, кроме как к культурной, творческой и даже политической патологии. (Заметим, что среди постперестроечных политиков очень много "женственных" типов, что часто сопровождается и их специфической национальной принадлежностью.) Но какова альтернатива? Какую эротическую систему ориентаций принять за норму?

Кризис сексуальности отражает более общий кризис современной цивилизации, и на уровне секса лишь проявляются более общие и более глубокие процессы человеческой и социальной деградации. Параллельно тому, как сам кризис является следствием разрыва с Традицией, так и эротические проблемы современных людей проистекают из утраты традиционного отношения к полу и половой реальности человека.