Смекни!
smekni.com

Гуманизм в коррекционном обучении (стр. 4 из 6)

Третье. Педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни. Урок должен обогатиться всей гаммой интересов детей. Нужно выбрать время, чтобы поговорить о вчерашней детской телепередаче; подбодрить ребенка, у которого заболела мама; посоветоваться о том, каким они хотят сделать урок или же каким он получился и т.д. Суть этих минут заключается в том, чтобы создать непринужденную обстановку, дать ребятам положительный эмоциональный заряд, освободить от отрицательных эмоций, с которыми они могли прийти в школу. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если на уроке царит духовная общность между учителем и детьми.

Ребенок – целостная личность, и прежде всего надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными стремлениями и потребностями. В этом процессе ребенок должен испытывать чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все более разнообразных познавательных и духовных потребностей. Учение станет смыслом жизни для ребенка, если оно управляется с его же позиции, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению.

Самое главное для учителя коррекционного обучения – проявлять мудрое терпение. Принцип терпения не означает благодушия или неразумного упорства в наших требованиях к детям. Он ставит нас перед необходимостью проявлять к ним исключительную чуткость, постоянную заботу, оказывать незамедлительную помощь, сопереживать в неудачах, вселять уверенность в успехе.

Многолетний опыт лучших отечественных педагогов коррекционного обучения убеждает в том, что влияние одного человека на другого при раскрытии лучших человеческих черт – самая благоприятная обстановка для воспитания личности. Чувство собственного достоинства, чести, гордости пробуждается при условии, когда можно вкладывать частицу своих духовных сил в другую личность, стремится сделать ее лучше. Воспитатель сам должен быть высоконравственной личностью, чтобы достичь успехов в воспитании детей. Воспитание, тем самым, представляет собой единство духовной жизни воспитателя и воспитанников. В первую очередь необходимо добиваться дружной творческой атмосферы в педагогическом коллективе. Гуманистическая направленность педагогики подразумевает неприменение спасительной силы наказаний - своеобразного «педагогического экстремизма»: воспитание можно организовать так, чтобы надобности в наказании вообще не было. Это действительно возможно, если между воспитателем и воспитанниками устанавливается духовное единство, если они на какой-то ступени развития обоюдных отношений становятся единомышленниками в утверждении высоких нравственных ценностей.

Педагог коррекционно-развивающего обучения, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Недопустимо нанесение нечаянных ран и обид, тревог и беспокойства; не представляет сомнение уважении личности воспитанника. Но эту свою способность наставник должен передать и своему ученику. Только уважая достоинство другого, человек может снискать уважение и к себе. Нет большего зла в человеческих отношениях, чем повышенное внимание к своей персоне и равнодушие (или – еще хуже – высокомерие) к окружающим. Важно, чтобы дети научились чувствовать душевное состояние товарища, распознавать чужое горе, переживать его, как свое личное. Детство, школьные годы должны быть годами воспитания сердечности. Она не наследуется генетически, она приобретается вместе с другими чертами характера, формируется процессом воспитания. Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Нужно верить, что каждый человек может достичь высокого мастерства в той или иной области труда и стремиться пробудить в своих воспитанниках творческое начало. Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства.

Воспитание интереса, потребности в самостоятельной осмысленной деятельности закладывает в характер стимул самосознания личности. Равнодушие, инертность школьника – его собственный враг номер один. Ведущие отечественные педагоги призывают докапываться до самых корней этой опасности и решительно ее устранять. Один из таких корней – навязывание готовых формулировок, лозунгов, назиданий, риторических правил. В подобном случае в сознании включаются тормоза. Снять их можно только живым делом и примером.

Огромную роль в процессе формирования характера и высоких нравственных качеств ребенка, обучающегося в режиме коррекции, отводится общению с природой. Все то, что приходит в ум и сердце ребенка из книги, из учебника, из урока, приходит лишь потому, что рядом с книгой окружающий мир, в котором малыш делает свои нелегкие шаги от рождения до того момента, когда он сам может открыть и прочитать книгу. Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры.

Такое человеческое качество, как тонкость, эмоциональность натуры, выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горе, страдания, несчастья другого человека; совесть заставляет его прийти на помощь. Эмоциональную чуткость нужно воспитывать с раннего детства. Детские годы, тот возраст, который считается возрастом беззаботной радости, игры, сказки, – это истоки жизненного идеала. Перед взором ребенка открывается многогранный мир с его противоречиями и сложностями. Чтобы заложить в годы детства основы человечности, надо дать ребенку правильно видение добра и зла. Правильное видение добра и зла означает, что ребенок принимает близко к сердцу то, что он познает. Добро вызывает у него радостную взволнованность, восхищение, стремление следовать нравственной красоте, зло пробуждает негодование, непримиримость, прилив духовных сил для борьбы за правду и справедливость.

Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. В этом отношении, очевидно, неблагополучными выглядят большинство учеников коррекционной формы обучения. В этом смысле задача школы – по возможности дать каждому ребенку то, что недополучено им в семье. Несомненно, это – крайне тяжелая, хотя и весьма благородная, цель.

Таким образом, идеи гуманизма в коррекционно-развивающем обучении охватывает очень широкий круг вопросов; можно считать гуманистический аспект основой такого обучения. Красной нитью сквозь них проходит одна мысль: любовь к детям – основа гуманистической направленности педагогики. И эта мысль перекликается с глобальным тезисом педагогики: «Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь».

Глава III. Гуманистическая компонента в коррекционном обучении на современном этапе и перспективы ее развития

Долгое время государство и школа пытались достичь своих целей, провозглашая самоценность борьбы за светлое будущее, за высокие показатели в труде, за высокую успеваемость и т.п. Постоянно находясь в обстановке борьбы всех и за все общество невропатизировалось и психопатизировалось. В результате чего сегодня мы имеем высокий процент учащихся с нервно-психическими отклонениями и нарушениями вместо "боевитости", число которых к 5-6-му классу достигает 80%. Как следствие – высокий процент учеников, получающих знания в режиме коррекционного обучения.

Среди негативных последствий - деформация педагогического сознания, отсутствие необходимой профподготовки, эрудиции, моральной надежности многих учителей, упадок педагогической нравственности, культуры, идеалов профессии. По данным социологического опроса ВЦИОМ, жестокость и грубость в отношении учителей к ученикам признают 17% учителей и 32% учеников. Во многих школах сложился антагонизм между учителями и учениками. Учителя забыли, ради кого они существуют. Как выразился один педагог: "Сегодня в школе работать можно, вот только бы детей убрать, чтобы не мешали"... Ученики бунтуют против того, чтобы быть просто объектом оценки как носители знаний, умений и навыков.

"Ахиллесова пята" школы - недостаток гуманизма, сотрудничества и сотворчества в человеческих отношениях. До 60% учителей ориентируются на принудительные нормы (приказ, менторство, устрашение). От 45% до 75% старшеклассников утверждают, что в школе преобладает принуждение.

Как следствие многолетних авторитарных отношений между учителями и учениками, возникла "заблокированность" положительных психологических механизмов их взаимоотношений, действует установка на выделение и подчеркивание недостатков ученика в сочетании со стремлением обязательно сурово оценить его, что стало своеобразным "маркером" педагогического профессионализма. В высказываниях учителей преобладают суждения, занижающие способности учеников, нагнетающие страх перед проверками, контрольными работами и сомнения в том, что дети справятся с заданиями. Даже у относительно хороших учеников это формирует ощущение неполноценности и неуверенности в себе.