Каждое занятие структурно разделено на четыре части: вводная (объяснение), основная (игры на компьютерах), заключительная (анализ игры) и двигательная — для снятия мышечного напряжения (гимнастика для глаз, общеразвивающие упражнения).
Все работы по созданию условий в компьютерно-игровом зале и занятия с детьми находятся под строгим контролем медиков. С этой целью заключен договор с кафедрой детских болезней лечебного факультета Горь-ковского медицинского института.
Медицинский контроль включает:
1. Изучение влияний на уровне организма как целостной системы; анализ адаптационных возможностей организма (АВО) по методике А. В. Або-ленской («Педиатрия».— 1989..— № 6).
2. Изучение реакции организма на уровне клетки; анализ особенностей высшей нервной деятельности; динамический контроль за состоянием детей на клиническом уровне.
3. Разработку доступных методов контроля за здоровьем детей (типа прогностических сценариев обучения), методов профилактики возможных сдвигов.
Медицинский контроль, проводимый в течение года, позволяет констатировать:
1. Никакого негативного влияния на нервную систему, органы чувств, кожу при занятиях, регламентированных временными методическими рекомендациями «Гигиенические условия организации учебных занятий с применением компьютеров...», не установлено.
2. Выявлены некоторые, сдвиги адаптационных возможностей организма (АВО) ребенка в ходе занятий. Так, при нормальном исходном уровне АВО после игры отмечается его снижение, что можно объяснить затратой энергии. При исходном сниженном уровне АВО в процессе игры он повышается, т. е. психоэмоциональное напряжение (ожидание неизвестного) по'сле игры снимается. Отсюда следует, что, возможно, главным стрессовым фактором является элемент «экзотики» при контакте с компьютером, который при постоянных занятиях исчезает.
3. Выявлено положительное влияние на восстановление адаптационных возможностей детского организма занятий физкультурой и плаванием.
Таким образом, полученные медицинские данные позволяют сделать следующие выводы:
— занятия в компьютерно-игровом зале допустимы и безопасны для детей старше 5 лет (младший возраст пока не изучался);
— нормативы количества занятий в неделю целесообразно пересмотреть в сторону их увеличения: проводить 2 занятия в неделю по 15 минут (это снизит элемент напряженности у детей);
— при работе с видеотерминалами перспективно использование физкультурной реабилитации, витаминоэнергетических комплексов и адаптогенов (типа элеутерококка, пантокрина) за 30 минут до занятий.
В течение года нами опробовано около 40 игр, предложенных в комплектах «Знайка». В перспективном планировании работы в компьютерно-игро- вом зале обязательно учитывались программные задачи на данный период,
степень сложности конкретной игры, а также чередование разных серий игр («математика», «изобразительное творчество», «конструирование» и т. д.).
Последовательная и систематическая работа с детьми в компьютерно-игровом зале в течение года позволила сделать следующие выводы:
1. Занятия с применением компьютеров очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваивают программы, добиваясь их правильного решения.
.2. Психологическая готовность дошкольников к использованию компьютерных программ различного содержания и уровня формируется всей системой жизни ребенка в детском саду, т. е. процесс овладения элементарной компьютерной грамотностью требует от педагогов высокого уровня воспитательно-образовательной работы.
3. Большое значение имеет правильный подбор игр, соответствующих возрастным возможностям.
4. Особое место занимает предварительная работа с детьми (обогащение знаниями по тому или иному вопросу, знакомство с некоторыми символами). Так, например, игры «Водители» и «Дорожные знаки» представляют значительные трудности для детей-шестилеток, которые ранее не посещали детский сад или поступили к нам из других дошкольных учреждений. Наши воспитанники, как правило, легко справляются с заданиями, так .как имеют возможность еще в младших группах освоить все необходимые знаки и символы в автогородке.
5. Игры серий «Математика» и «Азбука в картинках» помогают детям лучше усваивать знания, полученные на занятиях, стимулируют приобретение новых знаний. Так, например, благодаря огромному интересу к компьютерным математическим играм, все дети, старшей группы в кратчайший срок усвоили цифры до 10 без специальной подготовки (игра «Приглашение в гости»).
6. Практика показала: большое значение для быстрого освоения игры имеет правильная постановка игровой задачи.
С этой целью разработаны конспекты занятий-игр, занятий-сказок, позволяющих повысить интерес детей (для игр «Построй домик», «Шарики», «Садик», «Дом» и т. д.).
7. Непременным условием организации компьютерных игр является высокий уровень сформированности творческой игры. Именно в творческой игре у ребенка развирается способность наделять тот или иной предмет каким-то игровым значением, что необходимо для осмысленного оперирования символами на экране дисплея,
8. Следует подчеркнуть, что режиссерские игры, а также игры из серии «Изобразительное творчество» имеют много общего в способах и этапах выполнения задания. Поэтому, освоив последовательность выполнения действий в одной игре (например, «Космос»), дети легко переносят их в другие («Город», «Море»),
9. Замечено, что дети лучше справляются с заданием, если работают за компьютером парами, Работа «один на один» является усложнением задания,
10. Параллельно с обычными группами в компьютерно-игровом зале занимаются дети логопедических групп (даже с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития). И хотя качество их работы несколько хуже, но большинство из них справляются с предложенными заданиями, часто не решая подобных вопросов на обычных занятиях.
11. Важным моментом, на наш взгляд, является и то, что компьютерные игры (особенно математические) являются своеобразной диагностикой деятельности воспитателя, так как сразу выявляют пробелы в тех или иных вопросах воспитательно-образовательной работы.
Компьютерная техника используется не только для игр детей. Благодаря множительному печатному устройству к каждому педсовету выпускается «Педагогический вестник». Кроме того, в соответствии с научным договором с медицинским институтом внедряется программа индивидуального прогноза здоровья ребенка. Суть данной методики в следующем: путем автоматизированного (компьютерного) тестирования родителей (о состоянии здоровья малыша и всех членов его семьи, социально-бытовых условий и т. д.) определяется предрасположенность ребенка к каким-либо заболеваниям, прогнозируется вероятная патология и даются конкретные рекомендации по профилактическим физкультурно оздоровительным мероприятиям. Причем все данные о детях закладываются в память компьютера и могут в любое время воссоздаваться для контроля и сравнения результатов.
Приведем примерный конспект занятия по игре «Построй домик».
Воспитатель обращается к детям : «Посмотрите, какую интересную книгу я для вас приготовила. Как она называется? («Три поросенка».) Кто помнит, о ком эта книга? Как звали поросят ?: Почему Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа называют глупыми поросятами? В каком доме они спаслись от волка? Хотите прослушать продолжение этой интересной сказки?
Некоторое время Ниф-Ниф и Нуф-Нуф жили у своего брата Наф-Нафа в его крепком каменном доме. Но со временем поросята подросли, и им стало тесно даже в этом просторном помещении. Решили два глупых поросенка построить себе каждый по кирпичному дому. Достали грузовик, погрузили в него кирпичи и поехали на строительную площадку. Но поросята очень торопились и ехали по кочкам и ухабам, не разбирая дороги. Добравшись до стройки, они увидели, что все кирпичи раскололись, осколки растерялись по дороге. Прикладывали поросята один кирпич к другому, прикладывали, да все равно дырки получаются. Давайте поможем им найти кусочки, сложить кирпичи и построить домики, чтобы не замерзли поросята зимой».
После краткого объяснения способов работы с клавиатурой дети приступают к выполнению задания. Построив домик, ребенок получает поощрительную карточку с изображением поросенка и, если позволяет время, приступает к повторному строительству.
Комплексы гимнастики для глаз, рекомендованные методическими разработками НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, доступны детям. Однако мы считаем, что для повышения интереса к упражнениям и качественного выполнения их желательно проводить в игровой форме.
«Поиграем с матрешками» Упражнения выполняются стоя, у каждого ребенка в руках матрешка.
1. «Посмотрите, какая красивая матрешка пришла к вам в гости, какой красивый у нее платочек (2—-3 сек).
Посмотрите, какая у меня матрешка (2—3 сек).
А теперь опять посмотрите на свою матрешку (2—3 сек)». Повторить 4 раза.
2. «Матрешки у нас веселые, любят . бегать, прыгать. Вы за ними внимательно следите глазами: матрешка подпрыгнула вверх, присела, побежала вправо, влево». Повторить 4 раза.
3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». Повторить 4 раза.
4. «Моя матрешка очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее». Повторить 4 раза.
О роли интереса в приобщении
старших дошкольников к компьютеру
Компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).