Смекни!
smekni.com

Подверженность и предрасположенность к неврозу у людей с акцентуированными чертами характера (стр. 2 из 11)

Третья сфера – это ассоциативно-интеллектуальная сфера. Существует область ассоциативных чувств, в которых заложено начало таких черт личности, как заинтересованность, стремление к упорядоченности и др., которые нельзя сразу же категорически связывать с чертами акцентуации личности.

Чтобы понять сущность человека и суметь определить наличие акцентуированных черт его характера, необходимо пристально присмотреться к свойственным ему различным чертам названных выше психических сфер. Не всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность, и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека. Черты характера часто могут быть выражены в человеке столь незначительно, что акцентуация как таковая не имеет места, можно лишь констатировать отклонение от некоего “трафаретного” образца. Акцентуация всегда в общем предполагает усиление степени определенной черты.

Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация – это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При сверхбольшой выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую, и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности (психопатии). [6]

В свою очередь, психопатия – это аномалия характера, от которой страдает либо сам человек, либо общество. Эти врожденные или приобретенные в раннем возрасте аномалии приводят к дисгармоническому формированию личности и нарушают социальную адаптацию. Психопатии определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечатом, в течении жизни не подвергаются существенным изменениям и мешают приспособляться к окружающей среде.

Важной особенностью психопатии, из-за которой такие люди попадают в поле зрения психиатра, является декомпенсация при различных неблагоприятных воздействиях (после психической травмы, при психотравмирующей ситуации). С точки зрения нормального человека в таких ситуациях нет ничего особенного, но для психопата она становится значимой именно из-за его аномалии характера, поскольку задевает его самое слабое место – locus minores resistentia – место наименьшего сопротивления. [2]

Диагноз психопатии устанавливают на основании трех основных признаков:

1. Тотальность патологических черт характера, которые проявляются всегда и везде, в любых условиях, и при стрессах и при их отсутствии.

2. Стабильность патологических черт характера – они впервые проявляются в детском или подростковом возрасте, реже у взрослых, и затем сохраняются на протяжении всей жизни человека.

3. Нарушения адаптации (социальная дeзадаптация) именно вследствие патологических черт характера, а не из-за неблагоприятного внешнего воздействия. [1]

Таковы три критерия, позволяющие отличать психопатии. Одной из распространенных практических ошибок является трактовка акцентуаций как установленной патологии. Однако это не так. Акцентуированные люди не являются ненормальными. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от нее рассматривать как патологию. Человек без намека на акцентуацию, конечно, не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он как-нибудь отличается в положительную сторону. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному, т.е. как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию. Обобщая все сказанное, очевидно, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы. [12]

В противовес психопатиям при акцентуациах характера его черты могут проявлятся не везде и не всегда. Они могут быть обнаружены только в определенных условиях, а особенности характера либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо ее нарушения бывают переходящими. Если психическая травма, даже тяжелая, не адресуется к месту наименьшего сопротивления, то дело обычно ограничивается адекватной личностной реакцией. В этом одно из важных отличий акцентуаций от психопатий. При психопатиях нарушения адаптации могут быть следствием любого рода травм или даже возникать без видимых причин, при акцентуациях адаптация нарушается только при ударах по месту наименьшего сопротивления. [7]

Психопатия формируется при сочетании врожденной или приобретенной в раннем детском возрасте неполноценности нервной системы с неблагоприятным воздействием окружающей среды. В отличие от душевных заболеваний, психопатиям не свойственно прогрессирующее развитие и возникновение дефекта личности.

В возникновении психопатий имеют немаловажное значение конституциональный, наследственный фактор – у родителей, страдающих психопатией, чаще всего рождаются дети с аналогичной патологией (конституциональные психопатии). Алкоголизм или наркомания у родителей – тоже одна из частых причин психопатии у детей.

Играют роль и вредные воздействия в период внутриутробного развития (употребление спиртного, никотина во время беременности, лекарств, неблагоприятно влияющих на развитие плода, а также психические травмы или инфекционные заболевания). Причинами возникновения психопатии могут стать различные травмы, полученные во время родов.

Неблагоприятными факторами являются и различные вредные воздействия на развивающийся мозг, заболевания центральной нервной системы или длительные истощающие болезни, перенесенные ребенком в первые 2-3 года жизни. Играют роль и черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции, тяжелые отравления, перенесенные в первые 4 года жизни ребенка.

Большое значение в развитии психопатий у ребенка, имеющего вышеотмеченные аномалии центральной нервной системы, имеет неблагоприятное воздействие окружающей среды, в частности, недостатки воспитания. [2]

ва 2. Типологии акцентуаций и психопатий

§1. Описание типов акцентуаций по К. Леонгарду

Ниже рассматриваются различные черты характера и темперамента, формирующие человека как личность в тех случаях, когда он представляет собой отклонение от некоего стандарта.

Демонстративные личности

Сущность демонстративного или, при более выраженной акцентуации, истерического типа заключается в аномальной способности к вытеснению. По теории Фрейда, в связи с вытеснением уже в раннем детстве возникает подсознательный психический мир, чрезвычайно действенный, впоследствии предрасполагающий к возникновению невроза. Человек может в определенный момент или даже на очень длительное время вытеснить из памяти знание о событиях, которые не могут не быть ему известны. Однако это вытесненное знание обычно остается у порога сознания, поэтому нельзя полностью игнорировать его. У истериков же эта способность заходит очень далеко: они могут совсем “забыть” о том, чего не желают знать, они способны лгать, вообще не осознавая, что лгут. Истерик способен к вытеснению даже физической боли (например, вкалывая себе в тело иглы, он может не испытать при этом болезненных ощущений).

Истерическая неправдивость существенным образом отличается от сознательной лжи, которая чаще всего сопровождается угрызениями совести, боязнью разоблачения, она связана со смущением, иногда с замешательством, нередко лжец заливается краской. Однако истерики лгут с невинным выражением лица, говорят с собеседником дружелюбно, просто и правдиво. Непринужденность их поведения объяняется тем, что отъявленная ложь для истерика в момент общения становится истиной.

Истерик, полностью вжившийся в роль, не нуждается в том, чтобы судорожно приспосабливать свое поведение к неожиданно изменившейся ситуации. Он реагирует всей личностью в плане той роли, которую он в данный момент играет. Это вживание в роль может зайти настолько далеко, что истерик на время перестает принимать в расчет свою конечную цель.

В плане мотивировок истерического реагирования в первую очередь подчеркивают большую потребность в признании. Однако в общем истерик обладает не большей потребностью в признании, чем большинство людей, но тем не менее создается именно такое впечатление, поскольку он более других самонадеян и кичлив. К словесному самовосхвалению присоединяется тщеславное поведение, стремление всячески привлечь к себе внимание присутствующих. Проявляется это уже в детстве. Повышенный интерес со стороны демонстративная личность принимает с величайшим удовольствием.

Истерик часто склонен считать, что по отношению к нему совершена несправедливость. Зная негативную реакцию общества на такие заявления, истерик все равно разражается целыми тирадами о своей несчастной жизни – снова “срабатывает” вытеснение. Жалость к себе может выражаться “бегством в болезнь” – истерики часто выдуманными или преувеличенными страданиями стараются произвести впечатление на окружающих, разжалобить их.

Истерики весьма озабочены впечатлением, которое они производят. Однако обдумать линию поведения заранее они не способны. Они хитры на выдумки, но эту хитрость легко разоблачить, так как, стремясь к цели, такие люди без разбора пользуются любыми средствами. Необдуманность линии поведения является признаком выраженной истерической акцентуации личности. Такая необдуманность прекращается лишь вместе с переоценкой самой цели, когда у демонстративной личности развивается истерический невроз.