Шизоидные акцентуации обычно не ведут за собой ни социальной дезадаптации, ни тяжелых нарушений поведения, ни острых аффективных реакций. Такой тип акцентуации встречается довольно часто. [7,12]
Эпилептоидный тип
Главной чертой эпилептоидного типа является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постоянно нарастающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. Повод для аффективного взрыва может быть случайным, сыграть роль последней капли. Такие аффекты на только очень сильны, но и продолжительны. Они могут быть плодом тех конфликтов, которые легко возникают у эпилептоидных подростков вследствие их властности, неуступчивости, жестокости и себялюбия. В аффекте выступает безудержная ярость.
Сексуальное влечение пробуждается с силой. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Измен они никогда не прощают. Они склонны к сексуальным эксцессам, а их половое влечение сопряжено с садистическими, а иногда и с мазохистическими стремлениями.
Лидерство у эпилептоидов проявляется стремлением властвовать над сверстниками. Они хорошо адаптируются в условиях строгого дисциплинарного режима, где высокой показной исполнительностью перед начальством стремятся завладеть положением, дающим власть над другими подростками. Свойственны педантизм, мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил (иногда даже в ущерб делу), приверженность к порядку.
В случаях явной акцентуации при внешне удовлетворительной социальной адаптации жизненный путь может быть переполнен конфликтами и поведенческими нарушениями. В итоге, эпилептоидный тип можно признать одним из самых трудных. [7,12]
Истероидный тип
Главная черта истероидного типа – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. все остальные особенности основаны на этом. Лживость и фантазирование целиком служат цели преукрашивания и привлечения внимания к своей личности. Свойственна театральность переживаний, склонность к позерству. [12]
Среди поведенческих проявлений истероидности у подростков на первое место следует поставить суицидальность. Речь идет о несерьезных попытках, демонстрациях, “псевдосуицидах”, “суицидальном шантаже”. Кроме суицидных демонстраций, встречются острые аффективные суициды, более частые у лабильных истероидов.
Истероидам свойственны “бегство в болезнь”, изображение необычных таинственных заболеваний.
Фантазии таких подростков изменчивы, всегда предназначены для определенных слушателей и зрителей, они легко вживаются в роль. В их сексуальном поведении много театральной игры.
Самооценка у истероидов далека от объективности. Подчеркиваются те черты, которые в данный момент могут произвести впечатление.
Низкая способность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии. Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение. Смена увлечений и хобби также обусловлена стремлением найти такое дело, где можно быть на виду.
Кроме “чистого” истероидного типа, чаще всего встречаются два варианта истероидного типа: неустойчивый истероид илабильный истероид. Неустойчивый истероидный тип наиболее распространен среди подростков мужского пола. У них акселерация физического развития обычно бывает достаточно выражена. Все формы асоциального поведения служат для бравады перед старшими и сверстниками, для того, чтобы заполучить репутацию исключительности. [7]
Неустойчивый тип
Главная черта неустойчивого типа – недостаток воли, нежелание работать, учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности, безделью. При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случая отлынивать от любого труда. Важнейшей особенностью является слабый волевой компонент личности. Трудности, испытания, неприятности, угроза наказаний – все это вызывает одинаковую реакцию – убежать подальше. Побеги из дому – нередкий поступок неустойчивых подростков. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается исполнения обязанностей, долга, достичения целей. Со слабостью волевого компонента и недостаточной инициативностью связана и подчиненность в группе, компании. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность не свойственна.
Неустойчивые подростки к своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. В связи со слабой волевой сферой безнадзорность быстро оказывает пагубное действие. [7,12]
Конформный тип
Главная черта конформного типа – ярко выраженное стремление быть “как все”, постоянная готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к ходячей морали, консерватизму, недоверие и настороженное отношение к незнакомым людям. Конфомность распространяется на все – от стремления одеваться как все до сильной зависимости от окружающих суждений, позиций, поведения. Такие подростки становятся целиком продуктом своего окружения.
Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Конформные люди некритичны к восприятию групповых эталонов поведения, установок, ценностей и любой информации вообще.
Такие люди безинициативны. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы. Плохо переносят ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества.
Психопатий конформного типа не существует. Он встречается в чистом виде только в форме акцентуации. Существует особый вариант конформного типа – конформно-гипертимный. Его отличает повышенная витальная самооценка, оптимистичность, бодрость. Однако, они также безинициативны, пассивны, податливы. [7]. [12]
Сравнительная таблица классификации акцентуированной личности (по К. Леонгарду) и классификации акцентуаций характера и психопатий
(по А. Е. Личко)
Тип акцентуаций по К. Леонгарду | Соответствующий тип по А. Е. Личко |
Демонстративный | Истероидный |
Педантичный | Психастенический |
Застревающий | - |
Возбудимый | Эпилептоидный |
Гипертимический | Гипертимный |
Дистимический | - |
Циклотимический | Циклоидный |
Экзальтированный | Лабильный |
Эмотивный | Лабильный |
Тревожный | Сенситивный |
Глава 3. Невроз, акцентуация, психопатия
§1. Понятие невроза
Неврозы – психогенные заболевания, возникающие из-за различных факторов, травмирующих психику, при которых происходит “срыв” деятельности головного мозга без каких-либо признаков его анатомического повреждения.
Общим для всех психогенных заболеваний является их возникновение после психической травмы, причем все болезненные проявления по содержанию связаны с психотравмирующим фактором, а после его исчезновения переживания исчезают или значительно уменьшаются.
При таких заболеваниях не возникают новые черты характера, проявляется поведение, которое было свойственно этому человеку в более раннем возрасте, и утрачиваются некоторые черты, которые были присущи ему до болезни. При этом сознание реагирует в виде своеобразной защитной перестройки, перерабатывает переживания и нейтрализует их отрицательное влияние. [2]
Невроз является следствием неудач, фрустраций и межличностных столкновений и в то же время служит их причиной, так что получается порочный круг: конфликты приводят к невротизации, а она, в свою очередь, провоцирует новые конфликты.
При неврозах происходят нарушения в психической сфере у людей, чаще всего имеющих определенную предрасположенность, а травматизирующее внешнее воздействие провоцирует возникновение психического заболевания.
Помимо наследственного фактора, существенное влияние на состояние психики оказывает окружающая среда. Внешние факторы, в том числе и те, которые непосредственно не влияют на развитие патологических процессов, могут формировать предрасположенность к болезни, облегчать ее возникновение под влиянием провоцирующего воздействия, которым может быть и острая хроническая травма, и хронических стресс. [8]
Ситуация постоянного или часто повторяющегося эмоцианального и умственного напряжения, психологического стресса провацирует различные отклонения в психической деятельности и физиологических функциях организма, которые условно можно разделить на 2 группы – субклинические и клинические. Субклинические – это психические нарушения, с которыми человек обычно справляется сам, без помощи психиатра. Клинические - -это более выраженные расстройства, где уже требуется помощь психиатра.
При субклиническом реагировании на психологическую травму происходит своеобразная защитная психологическая перестройка, которая называется психологической защитой.
Психологическая защита подразумевает изменение в системе психических ценностей, направленное на нейтрализацию и устранение отрицательного воздействия психологической травмы, предотвращение развития болезненных отклонений в психической и физиологической деятельности организма. И этим человек как бы сам себя лечит.
Вариантов психологической защиты бывает множество в зависимости от вида психологической травмы и характера самого человека. Но способность к психологической защите у разных людей различна. Одни обладают психической сопротивляемостью и способны переработать в своем сознании степень важности отрицательного воздействия, создать новые установки. Они могут преодолеть психологические травмы необычной силы и у них не возникают тяжелые расстройства настроения, или же таковые появляются лишь на короткое время. Таких людей называют психологически хорошо защищенными (или конкордантно-нормальными).
А другие пасуют даже перед незначительным препятствием на их пути, малейшая неприятность вызывает у них изменение настроения и чувство неполноценности, они плохо приспосабливаются к быстрым изменениям жизни, а при значительной психологической травме их механизмы защиты и компенсации оказываются слабыми, происходит дезинтеграция психической деятельности и развивается невроз. У таких людей возможности субклинического реагирования ограничены, и их называют психологически плохо защищенными (или дискордантно-нормальными). [2]