Смекни!
smekni.com

Заслуги Ломоносова перед русской школой (стр. 1 из 6)

ЗАСЛУГИ ЛОМОНОСОВА ПЕРЕД РУССКОЙ ШКОЛОЙ

План

1. Введение.

- Наследственные и индивидуальные способности детей.

- Взаимосвязь между общим, средним и высшим образованием.

- Преподвние на русском языке. Российская грамматика.

2. Этапыпедагогической деятельности Ломоносова.

- Первый этап (1742-1745). Народное просвящение. Разработка учебных пособий на русском языке.

-Второй этап (1745-1749). Методическая работа. Семинаристов – в университет!

- Работа над новым уставом.

- Третий этап (1750-1755). Программа организации просвящения в России. Московский университет (1755) и гимназия. Служение университета на пользу и славу отечеству: развитие науки, популяризация научных знаний, решение педагогических задач.

- Четвертый этап (1756-1765). Завершение работ над программой развития среднего и высшего образования в России.

3. Принципы демократизма, гуманизма и народности.

- Демократизм. Образование во всех слоях общества, стипендии и финансирование. Подразделение средней школы: российская, латинская, первых оснований в науках и знатнейших европейских языков; трехгодичный срок обучения.

- Три факультета вуза: исторический, медицинский, философский. Богословское образование – прерогатива Синода.

- Диалектика Ломоносова.

- Из наблюдений установлять теорию, чрез теорию исправлять наблюдения.

- Принцип природосообразности: подразделял природные дарования человека на душевные и телесные.

- Принципы гуманизма и народности. Общечеловеческая нравственность. Милосердие и трудолюбие. Внимание к условиям трудовой деятельности. Человек должен быть счастливым - нравственность и возможность служить на благо отечества.

- Оградить молодых людей от вредного валияния семьи. Рекомендации для гимназистов: ленность преодаливается послушанием, воздержанием, бдением и терпением. Основой нравственного воспитания Ломоносов считал родной язык.

- Детей обучать грамоте народным способом.

- Наукой следует овладеть всем членам общества.

4. Особенности методики.

- Сторонник классно-урочной системы: проверка домашних заданий, сообщение новых знаний на уроке. Практика.

- Разработка специальных упражнений. В старших классах публичные выступления. На уроках ученикам можно помогать друг другу. Оценки.

- Предметы. Обыкновенные и дополнительные. Поощрения и наказания. Порядок и дисциплина, убеждение и пример. Не позволять иностранцам учить детей. Во главе школы – только педагог!

- Проблема терминалогии.

5. Заключение.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – первый русский академик. Этот великий ум проявил себя во всех сферах человеческой деятельности: в литературе, языкознании, истории, географии, металлургии, физике, химии, а также в педагогике.

Ломоносов утверждал, что при обучении детей следует обратить внимание на наследственные и индивидуальные способности каждого из них.

Он также выявил взаимосвязь между общим, средним и высшим образованием. Одна из важнейших заслуг Ломоносова – основание Московского университета, где высшее образование получали не только дворяне, но и представители низших сословий.

В век преклонения французкой моде, Ломоносов ввел преподавание на родном языке. (Позже господин Фонвизин напишет портрет русского «грамотея» Митрофанушки Простакова, как пример невежества и тунеядства). Ломоносов опубликовал в 1757 году «Российскую грамматику», которая стала на тот момент лучшим учебником для русской школы, правила которого до сегодняшних дней остаются неизменными.

В педагогической деятельности Ломоносова условно можно выделить ряд этапов.

Первый этап (1742—1745) непосредственно связан с препо­давательской работой ученого. Ломоносов сделал вывод, что большинство населения империи неграмотно. Следует открыть ряд школ, централизовать народное просвещение. Ломоносов отстаивал мысль о том, что все члены Академии наук должны заниматься педагогической деятельностью.

Ломоносов разработал программу публичных лек­ций, которые должен был читать с 1 сентября 1742 года. Но доныне в империи не сущуствовало учебников на русском языке. Это заставило его немедленно заняться разработкой учебных пособий по различным предметам. В 1742 году Ломоносовым уже было написано руководство «Первые основания горной науки, или Горная книжица»; в 1743 году он подготовил «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное»; в 1745 году для студентов перевел с латинского учебник по физике.

Второй этап (1745—1749) связан в основном с методической работой ученого (уже в 1745 году Ломоносов получил должность пофессора). Одно­временно с подготовкой учебных пособий Ломоносов разрабатывает лекции на русском языке. По указу Сената от 17 октября 1745 г. о печа­тании перевода «Экспериментальной физики» Ломоносову предписы­валось прочесть цикл лекций по физике с использованием необходи­мых физических приборов. Первая лекция ученого прошла, по отзы­вам современников, в торжественной обстановке 20 июня 1746 г. На ней присутствовали «сверх многочисленного собрания воинских и гра­жданских разных чинов слушателей и сам господин президент акаде­мии с некоторыми придворными кавалерами и другими знатными пер­сонами». Значение этого факта для развития национальной науки велико, поскольку до Ломоносова все лекции читались на латинском языке.

Занятия с гимназистами и студентами убедили Ломоносова в необ­ходимости преобразования учебной части Академии наук.

28 апреля 1746 года он подготовил документ в академическое собра­ние «О привлечении семинаристов в университет и об увеличении числа учеников гимназии». В документе Ломоносов предложил ото­брать студентов из семинарий и обучать их академическим упражнени­ям. Этим, по его мнению, можно приобрести «для Академии наук зва­ние подлинного Петербургского университета».

Ломоносов считал также, что гимназия должна вмещать в себя как можно больше учеников, из числа которых потом будут отбираться самые способные. Члены Академического собрания отвергли инициативу Ломоно­сова об отборе способных учеников из монастырских школ, об увеличении числа гимназистов, о широком распространении научных знаний на русском языке.

Некогда данное предложение было опробовано Ломоносовым на практике. Так, еще в 1732 и 1735 годах ученики семинарий отбирались для учебы в академии. Из них вышли такие ученые, как С. П. Крашенинников, сам М. В. Ломоносов, академик-астроном Н. И. Попов, соз­датель русского фарфора Д. И. Виноградов, гравер А. Поляков, пере­водчики В. И. Лебедев, И. И. Голубцов, А. А. Барсов.

В 1748 году Синод разрешил выбрать для университета по десять человек из Московской славяно-греко-латинской академии, Новгород­ской и Александро-Невской семинарий.

Уже в этот период Ломоносов считал, что необходимо составить новый регламент (устав) Академического университета. По поруче­нию канцелярии от 13 июня 1748 года разработкой устава занимался ака­демик Г.-Ф. Миллер. Ломоносов вспоминал позже: «В Университете неотменно должно быть трем факультетам: юридическому, медицинскому и философскому (богословский оставляю синодальным учили­щам), в которых бы производились в магистры, лиценцияты и докторы. А ректору при нем не быть особливому, но все то знать эфору или надзирателю, что в внесенном в Историческое собрание регламенте на ректора положено, ибо ректор в университете бывает главный коман­дир, а здесь он только будет иметь одно имя. Не худо, чтобы Универси­тет и Академия имели по примеру иностранных какие-нибудь вольно­сти, а особливо, чтобы они освобождены были от полицейских долж­ностей».

Спустя почти полгода, 7 декабря 1748 года, Ломоносов предложил всех студентов разделить на три класса: «... первого класса студенты ходят на все лекции, для того чтобы иметь понятие о всех науках и чтобы всяк мог видеть, к какой кто науке больше способен и охоту имеет; второго класса студенты должны ходить на лекции только того класса, в котором их наука, третьего класса студенты те, которые определены уже к одному профессору и упражняются в одной науке. Сим последним должно, по моему мнению, определить ранг армейского прапорщика, а производить их в временные переводчики... а из них в адъюнкты». Это говорит о том, что Ломоносов стремился поднять уровень преподавания в университете. Однако устав утвержден не был.

Третий этап педагогической деятельности Ломоносова (1750— 1755) совпал с периодом, когда ученый работал над серией документов о высшем и среднем образовании. Позднее они были названы исследо­вателями педагогического творчества ученого ломоносовской про­граммой организации просвещения в России. В это время Ломоносов находился в расцвете творческих сил, много времени отдавал непосред­ственной подготовке молодых специалистов, выступил с идеей откры­тия Московского университета. В «доношении» в Сенат он обосновал свое предложение тем, что в Москве живет много дворян и разночин­цев; сравнительно меньше требуется денег для обучения, так как «де­шевые средства к содержанию» и довольно большое количество домашних учителей. Поэтому он заботился о том, чтобы учебные заве­дения, в том числе и университет, были открыты и для детей простого народа.

Московский университет был открыт в 1755 году. В нем функциониро­вало три факультета: философский, юридический, медицинский.

Обучение в университете велось преимущественно на русском языке; была создана значительная группа русских профессоров, боровшихся за передовую науку, национальное просвещение и демократическую педагогику. Весь первый состав студен­тов состоял из разночинцев. Университет был автономен, освобожден от политического надзора, сборов, имел свой суд.

Перед университетом Ломоносов поставил несколько целей, объ­единенных идеей служения на «пользу и славу Отечества»:

1) развитие науки (особенно в области философии, истории, русской

грамматики, права, медицины);