Смекни!
smekni.com

Онтопсихология (стр. 1 из 2)

: наука о субъективности

Написать введение в науку совершенно новую непросто, особенно учитывая, что опыт познания неизведанного на основе уже известного сформирован многовековыми культурными традициями нашей цивилизации.

Примером такого подхода к познанию может служить человек со своей уникальной феноменологией, представляющий собой единственную высшую форму существования на Земле. Онтопсихологическая наука порождена опытом человека, уже превзошедшего все существующие возможности познания.

Я хотел бы отметить наиболее важные этапы развития человеческой мысли, используя философию как синтез всего созданного человеческим разумом. В сущности, историческое развитие человечества можно охарактеризовать тремя моментами.

От Протагора, назвавшего человека "мерой всех вещей", подвергшего сомнению всякую ясность и утверждавшего субъективную обусловленность знания, мы приходим к Св. Августину, который завершает философское направление, получившее название "платоновско-плотиновского".

Св. Августин, оспаривая манихейский тезис об изначальной "нечистоте" человека, утверждает, что человек обладает чистотой, которая достигается только благодаря проникновению в него "сверхъестественного", то есть Бога, открывающегося во Христе. Св. Августин говорит: "Dubito ergo sum" (сомневаюсь, следовательно существую). То есть, если я страдаю, мучаюсь над решением многочисленных проблем, сомневаюсь во всем, значит, я бесспорно существую, "я есмь". Даже мои ошибки говорят об очевидности того, что я существую.

Эта мысль нередко повторялась в дальнейшем и, будучи более-менее осмысленной, оставалась важным жизненным ориентиром. Культуру раннего средневековья осветила греческая мысль, заново открытая арабами Авиценной и особенно Аве-роэсом, которую затем развивал Фома Аквинский и все философские течения вплоть до конца XIV в. Далее последовали некоторые учения Бэкона, и, наконец, после бурь и потрясений эпохи Возрождения и гуманизма расцвела философия Карте -зия (Декарта), положившая начало критической мысли и попытавшаяся создать на этой основе методологию познания.

Может ли знание основываться на совершенно непреложной истине? Обратившись к философским исследованиям логико-методических приемов, свойственных математике, Картезий формулирует в афоризме "cogito ergo sum" (мыслю, следовательно, существую) основной принцип непреложности, на котором можно построить все последующее познание.

Этот афоризм несколько отличается от высказывания св. Августина, но суть остается той же: человека всегда определяет действие, которое утверждает его собственное существование.

Этот эмпиризм дает начало картезианской "критической системе познания": любая наука зарождается благодаря непрерывной мыслительной деятельности человека, направленной на поиск новых путей развития, ясных и очевидных идей, каким-то образом очевидных в самих себе и "различимых" в том смысле, насколько они действительно отличаются от любого предыдущего высказывания.

Стремление выявить абсолютный критерий любого познания, воспринимаемого на более или менее сознательном уровне на протяжении всей истории человеческой культуры, показывает, насколько важно в любом исследовании найти абсолютную истину для человека, дать определенное решение проблемы типизации человека согласно феноменологии его Бытия.

Все великие мыслители рано или поздно задумывались над проблемой проблем: "Почему я существую? И почему я ощущаю свое существование как страдание, как утрату того, чего даже не могу определить? Что я должен искать?".

На самом деле проблемы и задачи каждой отдельной научной дисциплины требуют обосновать смысл Бытия и, таким образом, достичь цели, вдохновляющей и непрестанно побуждающей к действию человеческий род.

Из сказанного ранее становится понятен мотив "кризиса", с которым рано или поздно сталкивается любая наука и который препятствует созданию собственно "научности" на основе абсолютно непреложного критерия.

А теперь я сосредоточусь только на психологии и социологии. Почему именно на психологии и социологии? Потому что только эти две науки разрешают проблему познания человека на нерелигиозном уровне.

Анализ внутреннего мира человека всегда был прерогативой религии, полагавшей себя единственной обладательницей истины и посредницей между Богом и человеком. Религия исследовала сокровенное человека, но только для обоснования Бога, а не человека.

Социология А. Комте и психоанализ 3. Фрейда позволили вернуть проблематику сокровенного в человеке, всегда бывшую в компетенции религии или небольшого числа великих мыслителей, в истинно "человеческое" поле деятельности.

И все же, сегодня, спустя почти сто лет, неудачи психотерапии, психологии и социо.югии очевидны. Человек продолжает плохо себя чувствовать, страдать из-за неуверенности. мучиться неразрешимыми проблемами. Даже тот, кто пытается скрыть кризис за oo.'iec или менее резким скептицизмом. на самом деле лишь еще более обостряет проблему.

То же самое происходит с человеком, когда он стремится найти убежище в искусстве, очертив некое пространство, в котором можно реализовать весь мир собственных фантазий, все иррациональное; однако, что-то продолжает тревожить его, чего он не способен понять. Это — область интуиции, неподвластная человеческой логике, но порождающая внезапные порывы вдохновения и работоспособности, вызывая прилив сил и очищение катарсисом.

Даже в искусстве, которое во всех своих формах отражает "плохое самочувствие", распад, медленное разложение, высшей точкой Бытия становится неудача или страдание.

И в наши дни человека волнует поиск смысла существования: "Почему я живу? Кто я? На каком я пути? Почему . мне плохо? Я ищу счастье, а нахожу только болезнь, неуверенность, страх". Чем вызвано страдание — неизбежным следствием существования или чужеродными человеческой природе помехами?

Именно психоанализ уравновесил эти "глубинные" вопросы душевного состояния человека, угадывая в том, что обычно называется "подсознанием", действительное присутствие чего-то ускользающего на волосок от осознания.

Онтопсихология родилась из осознания, из опыта "ощущения неудачи" Бытия, которое признается всеобъемлющим. Всесторонне изучая историко-культурную эволюцию человека, онтопсихология открыла существование на глубинном уровне некоего порога, за которым человек начинает испытывать чувство утраты. В древних мировых религиях, в самых архаичных космогониях, в легендах и мифах постоянно присутствует чрезвычайно важный симптом: человек мечтает о существующем где-то, но недостижимом счастье, то есть, знает о существовании некоего "центра", некоей сути, которые, однако, так и остаются для него недосягаемыми.

В социокультурной типологии этот мотив выражен в понятиях "судьбы, рока", "провидения", "первородного греха", божественного возмездия или личной несостоятельности, исторической или социально-экономической диалектики и т.д.

Обнаружив несомненность всеобъемлющего характера этого препятствия, онтопсихологии удалось выявить его ос

новную причину и понять, когда и как возникло это ощущение потери смысла жизни, воспринимаемое человеком с самого начала своего земного существования как несостоятельность Бытия.

Онтопсихология не предлагает какой-нибудь универсальный способ всеобщего возрождения и освобождения, а всего лишь помогает тем, кто действительно хочет понять смысл собственного существования.

Суть в том, что путь человека к собственной истине проходит исключительно через его внутренний мир.

Онтопсихология исследует Бытие вплоть до той самой причины, благодаря которой оно существует или не существует. Этимология этого слова такова: o)v,ovto^ [он, онтос] — родительный падеж причастия настоящего времени от греческого глагола эйми — быть и псюхэ — душа, душа как "первое дыхание", определяющее Бытие как "происходящее здесь", как самое сокровенное в нас, внешне непознаваемое, но улавливаемое в своей самоочевидности, логос— учение, речь; онтопсихология — изучение Бытия в психике человека.

Итак, исследование основ своей сущности — это изучение собственного внутреннего мира, потому что именно в его сокровенной глубине рождается проблема существования и несуществования, обусловленная действительностью, ставящей эту проблему. Во всяком случае, онтопсихология исходит из этого тезиса, то есть, из оптического сокровенного.

Термин "оптическое сокровенное" не предполагает ни религиозной, ни философской трансцендентности. Это утверждение исключает всякую одностороннюю зависимость, любой "ответный удар" и какие бы то ни было ссылки, кроме того факта, что я существую, я здесь. Но "Я" — "кто?", "Я" — прежде всего, тот, кто считается моим еще до моего имени и фамилии.

Я ищу себя и я себя определяю на уровне действительности, порождающей меня, мое движение, мои страдания и страхи. Именно из этого типа Бытия, из этой данности я происхожу, в ней я существую и оттуда начинаю проверку — из того уникального, что выделяет меня из всех людей и благодаря чему я существую, "я есмь".

Таким образом, в своем исследовании я двигаюсь от своей проблемы, своей истории к свету своего "Здесь-Бытия".

В этом смысле онтопсихология совершенно светская наука, "принадлежащая человеку" в своей исторической конкретности, присущая человеку, всесторонне образованному в самом широком понимании.

Что такое "человек" ? Это — человек! Человек — это место, где борется жизнь, где истина бежит, как земное существо, место, где встречаются другие феномены. Современный человек — это средоточие неврозов и откровений.

Следовательно, всякое познание возможно исключительно в той мере, в какой каждый сокровенен по отношению к собственному происхождению и Бытию, то есть, как можно более реалистичен по отношению к самому себе.