Эго и Либидо
Возвращаясь к процессам взаимодействия, мы сделали вывод, что Либидо - это психическая энергия, которая имеет свойство передаваться на расстоянии другому человеку и вообще распространяться вовне. Подтверждение этому мы видели выше в обсуждении феномена возникновения специфического ощущения от зрительного контакта. Из чего мы сделали вывод, что глаза обладают функцией восприятия и передачи Либидо, что наталкивает нас на мысль, что они имеют прямое отношение к Эго, как психической структуре. А следовательно это подтверждает взгляд Фрейда на то, что Эго в какой-то степени имеет телесную дифференциацию, “Эго, прежде всего, телесно, т.е. в конечном итоге является производным телесных ощущений, главным образом тех, которые идут с поверхности тела”. Фрейд (1927) Также Фрейд указывал и на способность Либидо связывать людей между собой, единственное, в своей теории Фрейд не пишет о фактическом выходе Либидо за границы телесности. Он представляет эту передачу за счет механизмов интроекции и идентификации. “Действительность учит нас тому, что культура не удовлетворяется уже существующими союзами, она желает связать членов сообщества либидонозно, пользуется для этой цели любыми средствами, поощряет установление сильных идентификаций между членами сообщества” (Фрейд, “Недовольство Культурой”). В работе по введению в Психоанализ еще одна мысль, где Фрейд указывает на способность Либидо выходить за рамки телесности, “Ведь сексуальность - единственная функция живого организма, выходящая за пределы индивида и обеспечивающая его связь с видом”...
Говоря о связи Эго и Либидо и тех отличительных особенностейЛибидо, которые я добавил в концепцию Фрейда, мне хочется заметить, что эта связь и тем более различие отчетливо видны из концепции источника. Постоянным и неизменным в отношении Либидо остается только Эго, как структуры, отвечающей за его катексис. Но с точки зрения источника Либидо мы видим отчетливую разницу. У Фрейда Либидо исходит из Ид, поскольку оно является дериватом сексуального инстинкта, а в моем понимании Либидо не только исходит из Ид, как вместилища сексуального и коммуникативного инстинктов, но и имеет определенный заряд непосредственно в Эго. Это можно обнаружить из наблюдения, которое я описывал выше, в виде механизмов психической регенерации во время подключения к визуализации другого или просто погружения во внутренние образы. Каким источником Либидо пользуется в данный момент? Фрейд указывал, что “Я является лишь частью Оно... В динамическом отношении оно слабо, свою энергию оно заимствовало у Оно, и мы имеем некоторое представление относительно методов, можно даже сказать, лазеек, благодаря которым оно продолжает отнимать, энергию у Оно”. Но, чем тогда является внешний источник Либидо для Эго, может он и является тем источником энергии, которого его не достает в данный момент из собственного Оно?!
Структура психики и их отношение к телу
Мы подошли к тому, что психическая организация, а именно Эго является более сложной структурой, чем это представлял себе Фрейд. Так чтоже такое психика? Вот, что по этому поводу пишет сам Фрейд, “Мы полагаем, что психическая жизнь есть функция аппарата, которому мы приписываем характеристики протяженности в пространстве, и который состоит из нескольких частей (т.е. Ид, Эго и Супер-Эго)”.В своем исследовании Фрейд дважды формулировал концепцию психического аппарата. Так в 1915 году он разработал топографическую модель, состоящую из динамических частей – бессознательного, предсознательного и сознания. А в 1920 году он дополнил эти исследования структурной моделью, в которой обозначил деление психики на три части или структуры, такие как “Ид”, “Эго” и “Супер-Эго”. Но, “необходимо отметить, что структурная теория не является попыткой материализовать или персонифицировать эти структуры, не имеющие ни материальной формы, ни определенного местоположения” (Фрейд, “Психоаналитические термины и понятия”). То же самое, касается и топографической модели. Таким образом, психика, это недифференцируемая структура, существующая как свойство работы головного мозга и нервной системы. Мы способны фиксировать ее качества по производным проявлениям, выражающимся в известных нам механизмах. Но возникает интересный вопрос, какую же все-таки локализацию имеет психическая структура, ограничивается ли она рамками органики или нет?
Я задаю этот вопрос, потому что есть коммуникативные проявления Эго, которые, на мой взгляд, дают нам основание считать Эго структурой не только телесной организации, но и выходящей за рамки собственного тела. Вспомним про описываемую мной структуру, которую я назвал интимные границы Эго. По моим эмпирическим представлениям она находится чуть спереди глаз и соответственно выходит за рамки тела, хотя возможно и соприкасается с ними. Было бы неплохо проверить эту гипотезу научным экспериментом, который бы мог фиксировать дальность и фокусировку взгляда человека в момент взгляда в глаза другого, находясь в разных ситуациях и состояниях.
Продолжая обоснование заявления, что Эго не только телесно, но и находится вне его, я бы хотел указать на еще один феномен, который я описывал в предыдущей своей работе. Я имею в виду способность Эго воспринимать визуальное раздражение, исходящее от объекта, находящегося за пределами визуального контакта, т.е. за пределами периферического зрения или вообще сзади. Таким образом, я склонен полагать, что интимные границы, построены на без телесных рецепторах, воспринимающих исходящие, извне сигналы, раздражители, информацию и т.п., дифференцирует их по значимости и включает по необходимости высшие формы коммуникации для установления контакта. Исходя из этих предпосылок, Эго как структура представляется более объемной, чем мы видели это раньше в моделях сформулированных Фрейдом. Хотя и сейчас трудно с уверенностью сказать о том, каким же образом все-таки выглядит психика и какую метафизическую форму она имеет? Участвует ли в описываемых мной феноменах только Эго или здесь задействовано еще и Ид и Супер-эго? Но, что-то мне подсказывает, что психика, как структура не ограничена телесной локализацией и своим качеством гораздо более сложна, чем представлял себе это Фрейд. Очевидно, что Эго является очень значительной структурой в системе психики, и мы примерно можем очерчивать телесную дифференциацию Эго, но что же при этом представляет собой Ид и супер-эго?
Можем ли мы с уверенностью говорить, чем являются ощущения при контакте глаз, влиянием ли Либидо или производным от нашего эмоционального опыта. В настоящий момент выдвигаемая мной гипотеза о дистантном распространении Либидо, исходящего от Эго посредством глаз, является лишь только гипотезой и научного объяснения этому нет. Но возможно эта гипотеза близка к разгадке этого феномена, к тому же есть авторы, высказывающие научные взгляды близкие к моим рассуждениям. Вот, к примеру, теоретические исследования в работе “Проблема приема и передачи информации через информационный центр” профессора Б.И. Исакова, вот что он писал, объясняя свойство распространения энергии, “...современные исследователи Циолковского утверждают, что обычный человек способен усилием воли выделять из себя... своего информационно-энергетического двойника из сверхлегких микрочастиц - лептонов. Мысленно посылая двойника на далекие расстояния, как невидимого разведчика, можно будто бы получать информацию за тысячи километров от человека-оператора... Судя по отчетам зарубежных и советских ученых, такая информация весьма ненадежна. В сознании оператора всплывают лишь отдельные зыбкие фрагменты дистанционно полученной информацией..." Предчувствие людей перед стихиями возможно связано с "лептонно-электро-магнитной" (ЛЭМ) гипотезой, которая позволяет обобщить представления о квантовом расщеплении сигналов в пространстве-времени [18]. Они расщепляются на так называемые предсигналы и послесигналы. Эти предсигналы несут ту же информацию, что и основной сигнал, но в виде потоков нейтрино и фотонов приносят информацию значительно быстрее. Люди с повышенной чувствительностью, как и все животные, значительно раньше других знают или предчувствуют надвигающуюся стихию. Следует проводить работы с сенситивами по распознаванию предсигналов и их расшифровке”. Интерес современных ученых на загадку информационного обмена и передачи энергии почти не изменился с тех времен. Это можно увидеть в выдержке из работы “информационное поле земли, итоги глобальных эксперементов” - “Многообразны попытки теоретического обоснования энергоинформационных взаимодействий. Мы отметим лишь некоторые из них. Сформулирована гипотеза о волновой природе психологического кодирования на основе нейроголографических и квантовомеханических механизмов (B.Westlake, W.Barret, K.Prybramm, 1975), доказывающая возможность симультанного узнавания и мгновенной актуализации прошлого опыта. В.П.Злоказов, В.Н.Пушкин, Э.Д.Шевчин (1978), считая, что формы живых и неживых объектов и образы их восприятия обладают едиными физическими свойствами волновых (полевых) структур, выдвинули гипотезу о дистанционном взаимодействии форм и биофизических структур психических образов, вынесенных за пределы организма. Свободное пространственное перемещение таких образов может восприниматься дендритными структурами коры головного мозга, если допустить их рассмотрение в виде решетчатой дипольной антенны (N.Birbaumer, 1990; A.Gevins, 1979), способной локально синхронизировать биопотенциальные поля и генерировать пакеты "психо-солитонных" волн, обладающих большой устойчивостью и способностью распространяться на сверхдальние расстояния”. Жан-Мари Робин в работе “Экологическая ниша” приводит интересную метафору в отношении теории поля, - “Специфика организующего принципа поля, кроме того, определяет специфику способов исследования феноменов этого поля; совокупность феноменов, характеризующих данное поле может быть выявлена в зависимости от того, существует ли надлежащий инструмент. Приведем пример: мы знаем, что радиоволны распространяюся передатчиком и ловятся приемником типа радиоприемника. Очевидно, что эти волны существуют и в нас проникают независимо от возможности нашего владения таким приемником, а следовательно отсутствие радиоприемника не могло бы быть достаточным условием, чтобы отрицать существование таких волн. Таким образом, можно выдвинуть предположение о существовании некоторых полей (естественных или нет), выявление которых нам не позволяют осуществить современное состояние наших знаний и инструментов”.