Восточно-Европейский Институт Психоанализа
Студент 3 курса
Александр Шторм (Соколов А.Г.)
sokolov@doctor.com
психическая коммуникация
Научный руководитель Суслова О.Ю.
Рецензент Лукина И.С.
Санкт-Петербург 2.001 год.
Оглавление
Тема | Страница |
Оглавление | 1 |
Понятие коммуникация | 2 |
Коммуникативный инстинкт | 3 |
Либидо и коммуникация | 5 |
Коммуникация в психоанализе | 5 |
Теории взаимодействия | 6 |
Невербальная коммуникация и коммуникативный стереотип | 7 |
Визуальные каналы коммуникации | 8 |
Трансфер и визуальные каналы коммуникации | 11 |
Феномены визуальной коммуникации | 12 |
Психическая коммуникация и энергетический обмен | 13 |
Интимные границы Эго, визуальные Эго защиты и взгляд, нарушающий границы эго | 14 |
Параневроз и невротические компоненты визуальной коммуникации | 15 |
Формальная визуальная коммуникация и статусное эго-функционирование | 17 |
Неформальная визуальная коммуникация | 17 |
Описательные виды взгляда | 18 |
Понятие доминирующая идея | 19 |
Отличие доминирующей идеи от мотива | 19 |
Эго и Либидо | 21 |
Структура психики и их отношение к телу | 22 |
Либидо и другие теории распространения энергии | 23 |
Коммуникация в пренатальном периоде развития | 25 |
Эндогенная постнатальная регрессия | 29 |
Стимульная дифференциация и значимость визуального контакта | 30 |
Роль матери в психической коммуникации с младенцем | 30 |
Значение психической коммуникации | 32 |
Понятие психическая информация | 32 |
Приложение к разделу психической коммуникации | 33 |
Заключение | 34 |
Общие заключения, выводы | 35 |
Литература | 38 |
Психическая коммуникация
Цель работы:
Целью данной работы являлось исследование интропсихических процессов, лежащих в основе коммуникации между людьми.
“Взгляд - это прямое,
непосредственное общение в чистом виде, из души - в душу”
Станиславский К.С.
“Я могу видеть, не будучи увиденным, слышать, не будучи услышанным, и т.д., но я не могу дотронуться не будучи касаемым самим объектом моего осязания”.
Жан-Мари Робин
Понятие коммуникация
Я хочу начать свою работу с обсуждения вопроса, какое значение имеет коммуникация в психической жизни человека? В традиционном психологическом понимании, коммуникация хорошо изученный предмет исследования и рассматривается как психический процесс, отвечающий за прием и передачу сигналов, образующих знаковую информацию, предполагающий межличностное общение. Психологическая концепция сводит коммуникацию к вербальным и невербальным способам приема и передачи информации, как качественным характеристикам данного психического процесса. Но, на мой взгляд, коммуникация является более объемным процессом, который надо рассматривать, как одну из важнейших психофизиологических потребностей человека. Обосновывая свою позицию я исхожу из того, что вся жизнь основана на обменных процессах, а перенося это в термины психологии, мы называем это взаимодействием. Человек не может не взаимодействовать с другими людьми. Практически все потребности человека сводятся к тому, чтобы взаимодействовать с окружающими людьми и миром в целом. Хотя приверженцы традиционной психологической концепции коммуникации считают, что коммуникация, как раз и является тем механизмом, который обеспечивает реализацию значимых потребностей человека, а не наоборот.
Все, что не делал бы человек, сводится к процессу обмена информацией. В любой психической деятельность, даже когда младенец еще не появился на свет, мы можем видеть элементы коммуникации. Только определяющим аспектом этой коммуникации является не сам факт передачи информации, а ее смысл и психическое значение. Для многих этот смысл заключается в передаче и получении конкретной вербальной или невербальной информации, я рассматриваю более широкое понимание коммуникации, как феномена психического функционирования.
Мы знаем, что для того, чтобы выжить и нормально развиваться, младенец имеет ряд врожденных механизмов, которые включают в себя биологические инстинкты (инстинкт самосохранения) и влечения (либидо, Эрос и Танатос), а также врожденную автономность (Кернберг). Сюда же, обязательно нужно отнести заботящуюся окружающую среду (Винникот), без которой, со всеми врожденными механизмами и инстинктами, ребенок просто бы не смог выжить и стать нормальным человеком. Как говорил Винникотт, “такого явления как младенец просто не существует, есть всегда младенец плюс мать.Младенец может существовать только во взаимоотношениях с кем-то. Поэтому его психика – это психика взаимоотношений. Он рождается на свет изначально зависимым от объекта и в своем развитии он преодолевает периоды, которые характеризуются качеством этой зависимости”.
Коммуникативный инстинкт
Одним из первых аргументов в пользу более широкого понимания коммуникации, я хотел бы представить взгляд на коммуникацию с точки зрения психофизиологического механизма, который обеспечивает активное взаимодействие с окружающим миром, я имею в виду - инстинкт коммуникации. Кто-то возразит - возможно, коммуникация является важным феноменом психической деятельности, но почему ее надо рассматривать в рамках инстинкт-теории? Потому что к инстинктам относятся врожденные биологические механизмы, которые автономно реализуют специфические задачи, направленные на удовлетворение жизненно важных физиологических потребностей организма. В таком случае, под влечениями следует понимать такие механизмы, которые существуют для удовлетворения потребностей организма, но не на физиологическом, а скорее на психологическом уровне. Я специально провел здесь это уточнение, для того, чтобы подчеркнуть, факт того, что коммуникация есть не просто психический процесс, возникающий на фоне развития психики, а является врожденным механизмом работы самой психической системы, отсутствие, которого не позволило бы младенцу выжить и стать Homo Sapiens.
Из работ многих психоаналитиков мы знаем, что младенец практически с рождения включен в достаточно активную коммуникацию, но этого, по мнению некоторых, еще не достаточно, чтобы говорить об инстинктивном факторе коммуникации. Исходя из этого, я хочу привести примеры исследований сенсорной депривации, показывающие нам невозможность и неспособность функционирования психики без поддержания контакта и взаимодействия с окружающей (информационной) средой. Вот, что по этому поводу пишет в своей работе “Процесс общения” Эрик Берн – “Известно, что младенцы, лишенные в течение длительноговремени физического контакта с людьми, деградируют и в концеконцов погибают. Следовательно, отсутствие эмоциональных связейможет иметь для человека фатальный исход. Эти наблюденияподтверждают мысль о существовании сенсорного голода и онеобходимости в жизни ребенка стимулов, которые обеспечиваютему физический контакт. Подобный феномен можно наблюдать и у взрослых людей вусловиях сенсорной депривации. Имеются экспериментальные данные показывающие, что сенсорная депривация может вызвать у человекавременный психоз или стать причиной временных психическихнарушений. Замечено, что социальная и сенсорная депривациистоль же пагубно влияют на людей, приговоренных к длительномуодиночному заключению, которое вызывает ужас даже у человека спониженной чувствительностью к физическим наказаниям”. Далее он пишет – “Можно предположить, что существует биологическая цепочка,ведущая от эмоциональной и сенсорной деприваций через апатию кдегенеративным изменениям и смерти. В этом смысле ощущениесенсорного голода следует считать важнейшим состоянием дляжизни человеческого организма, по сути, так же, как и ощущениепищевого голода... Структурный голод столь же важен для жизни, как исенсорный голод. Ощущение сенсорного голода и потребность впризнании, связаны с необходимостью избегать острого дефицитасенсорных и эмоциональных стимулов, так как такой дефицит ведетк биологическому вырождению”. Продолжая разговор о сенсорной депривации можно привести выводы исследований Mayer М.I (1984 г), которые показывают, что в условиях полной изоляции (спелеологи, полярники и яхтсмены – одиночки, заключенные одиночных камер) возникают расстройства различной степени выраженности: от компенсаторных реактивных расстройств психики (иллюзии, галлюцинации и другие) до глубоких пролонгированных психотических расстройств (галлюцинозов, психозов, суицидов). Подобные состояния в экспериментальных условиях искусственной сенсорной депривации описаны и у здоровых людей. В одиночных сурдокамерах у космонавтов также были выявлены компенсаторные расстройства восприятия, отмечены бредовые идеи, феномен "клаустроксенофобии" (Лебедев В.И., 1976). Эти данные, на мой взгляд, убедительно показывают, что коммуникация, является одним из основных важнейших механизмов, обеспечивающих поддержание нормальной работы психики человека. А поскольку нарушение или отсутствие этого процесса приводит к патологическим последствиям и, по своей сути, к психической смерти, можно сделать вывод, что коммуникация и потребность в ней, есть биологически обусловленный и врожденный механизм, обеспечивающий выживание и поддержку жизни человека в целом, и психического аппарата в частности. Таким образом, коммуникация, это своего рода процесс “психического питания”, а “пищей”, в данном случае, являются всевозможные сенсорные и психоинформационные или, другими словами, психоэнергетические стимулы. Возможно, такой подход в каком-то смысле дает ответ на вопрос, почему человеческая психика все время коммуницирует, причем, даже в состоянии сна.