Смекни!
smekni.com

Тезисы по теории психической коммуникации (стр. 3 из 5)

Наиболее наглядно мы можем почувствовать влияние психической энергии в общении с другим человеком. Как известно общение происходит с задействованием разных сенсорных каналов при участии всех органов чувств. Влияние психического наиболее отчетливо можно наблюдать посредством визуального канала передачи информации, т.е. при контакте глаза в глаза.

При этом психические сообщения, передаваемые посредством контакта глаза в глаза, являются дополняющим фактором вербальной и невербальной коммуникации.

Особо значимой психическая коммуникация является в постнатальном периоде развития, когда у младенца еще не существует никаких других значимых способов коммуникации, так как способность осознавать знаковую информацию отсутствует. Ребенок находится в чисто психическом, беззнаковом коммуникативном пространстве. С одной стороны, он по-прежнему инкорпорирует весь сенсорный и внутренний мир, раздражения и стимуляции, образуя некое психофизическое ощущение собственного бытия, а с другой стороны, восприятию младенца открывается другая, полная психическим смыслом коммуникативная среда, в виде исходящего от материнского взгляда поля психического.

Это можно наблюдать буквально с первых мгновений или дней после рождения младенца, когда его взгляд каким-то образом также сосредотачивается на глазах матери, как и мать смотрит в глаза своего ребенка, пытаясь понять, что он чувствует, «мыслит» и т.п. Этот непосредственный психический контакт, наряду со всеми инстинктивными влечениями, является пожалуй одним из самых значимых для дальнейшего формирования психики.

Обожающий взгляд матери, как непосредственное выражение либидо, передает младенцу весь опыт отношений, а главное чувств, дающих младенцу первые представления о психическом смысле всего происходящего. Психическая коммуникация является своего рода единственным организующим, понятным языком, которым младенец пользуется для обеспечения себя, тем психическим опытом, которым обладает мать.

Безусловно не стоит забывать обо всех других формах сенсорной стимуляции, которые активно участвуют в коммуникативном процессе, особенно в объектных отношениях, но психическая коммуникация является одним из доминирующих факторов, делающих психику младенца психически полноценной, т.е. человеческой.

Вероятно, если бы можно было исключить речь матери и ее либидо, ребенок вырос бы с психикой животного. Если бы можно было исключить из коммуникации матери речь и невербальные компоненты, младенец бы понимал только психические сообщения, но был бы при этом человеком разумным.

Но так происходит, что коммуникация существует с задействованием всех сенсорных систем и со временем, когда психика приобретает способность к вербализации и словесному мышлению, психические сообщения отходят все более на второй, неосознаваемый план, формируя, таким образом, базовый коммуникативный стереотип.

Под коммуникативным стереотипом я пониманию обусловленность и фиксацию внимания человека на знаковых источниках информации, т.е. словах, эмоциях, мимики, жестах и т.п. Из чего был сделан вывод о соотношении психической коммуникации с первичным процессом и соответственно, коммуникации на уровне знаковых сообщений со вторичным процессом.

Продолжая тему психической коммуникации и психологии взгляда, я хочу высказать гипотезу о роли глаз в психической структуре человека. На мой взгляд, глаза являются наиболее ярким представителем коммуникативной структуры эго, хотя бы потому принципу, что посредством глаз человек получает и передает[3] максимальное количество информации. Но, это верно в том случае, если визуальная система является доминирующим источником приема информации. В принципе, это хорошо описано в теории НЛП, за исключением того, что эта теория не проводит связи коммуникативных процессов со структурой эго.

На мой взгляд, достаточно странно, что вполне очевидный факт глобального значения коммуникации, как феномена психического функционирования упускается из виду исследователями психологии.

Почему-то принято считать коммуникацию просто рядовым психологическим процессом, отвечающим за межличностное общение и т.п. Но при этом, упускается, что в принципе вся наша жизнь есть процесс обмена информацией, и состоит из постоянной коммуникации и взаимодействия. Даже, когда человек спит, психическая активность продуцирует сновидческие состояния, специфическим образом, отражающие продолжение коммуникации только уже с внутренними объектами.

Я считаю коммуникацию не только основным психическим процессом необходимым для структурирования психики и ее развития, а также процессом, обеспечивающим само психическое функционирование. Говоря о данной специфике коммуникации, мы можем с полной уверенностью рассматривать коммуникацию в русле основных инстинктивных влечений, которое, на мой взгляд, является первичной основой, не только сопровождающей удовлетворение других инстинктивных влечений, но и обеспечивающее их фактическое существование.

Определение коммуникативного влечения как основы всех других форм психической деятельности я вижу из аналогии общего принципа существования любой жизни на земле. Этим общим принципом являются обменные процессы, а иными словами, процессы взаимодействия.

Таким образом, коммуникативное влечение обеспечивает:

1. психоэнергетическое «питание», поддерживающее психическую активность и развитие;

2. поддержание смысловой объектной связи с внутренней и внешней реальностью;

3. социализацию и удовлетворение потребностей на более продуктивном и высшем уровне;

4. защиту и регуляцию психической деятельности, направленную на обеспечение безопасности в пользу принципа удовольствия.

О значимости коммуникативного влечения может указывать еще тот факт, что если мы обобщим большую часть функций эго, то в какой-то степени они все принадлежат частям одного целого коммуникативного процесса. Поэтому, говоря об эго, мы должны подразумевать, одну из важнейших ее функций – это обеспечение и поддержка коммуникации, как основы всех дальнейших психологических потребностей.

Еще раз повторюсь по поводу локализации Эго в структуре зрительного аппарата, т.е. в зоне глаз. Конечно, в прямом смысле, говорить о том, что эго - это человеческие глаза, нельзя. Но очень многое указывает о способности глаз отвечать за самые важные функции эго, такие как: тестирование реальности, обеспечение и поддержка коммуникации, защитная функция (распознавание опасности), организующая, формирование репрезентативного образа объекта (визуализация), память и др.

Теперь я хотел бы, вернуться к психической коммуникации и коснуться коммуникативной структуры эго и об участии в коммуникативном процессе глаз, как наиболее яркого эго репрезентанта.

Дело в том, что в структуре психической коммуникации, участвует такой процесс как визуализация. Я мог бы обозначить несколько свойств и функций этого процесса следующим образом:

- визуализация - это процесс внутреннего диалога, на основе формирования репрезентативной картины внутренних переживаний, относящихся к объектным отношениям прошлого и тем, которые происходят на уровне актуальных психических переживаний, т.е. здесь и сейчас.

- визуализация – это способ передачи психической информации, предполагающий в своей основе либидо и образы репрезентативного мира.

- визуализация – это регрессивный процесс, в котором подобно сновидческому состоянию происходит регенерация психической энергии, за счет взаимодействия с потенциалом репрезентативного мира объектных отношений.

Наиболее ярким примером визуализации, как формы визуального диалога мы можем увидеть в структуре эмпатического общения, при котором исходящая от человека информация визуализируется. При этом человек не просто говорит о своих впечатлениях, связанных с какими-то событиями, прежде всего, он их визуализирует. При такой эмпатической связи, как правило, происходит близкий визуальный контакт. Он не обязательно постоянен между участниками коммуникации, но, как правило, взгляд пассивного участника, направлен всегда в область глаз визуализирующего человека. Это происходит вполне неосознанно, т.к. при этом глаза становятся не просто одной из выразительных частей лица, участвующей в эмоциональной и мимической сфере человека. В данном случае, глаза становятся носителем и выразителем (передатчиком) психической информации и тех беззнаковых сообщений, которые они включают.

Визуализация, как вид регрессивного психического функционирования наиболее часто встречается в течение дня, когда психической структуре необходимо возобновить некий потенциал психической энергии. При этом человек погружается во внутренний мир собственных переживаний и впечатлений, которые дают возможность удовлетворить психофизиологическую потребность в активном, энергетическом (психическом) контакте, который содержится в источнике прошлых объектных отношений.

Этот феномен интересен еще тем обстоятельством, что нередко можно заметить привлекательную составляющую такого психического состояния, в которое погружается человек. При условии либидного переноса, когда человек является объектно-привлекательным, можно наблюдать бессознательное подключение или идентификацию к его визуализированному состоянию. Так как, при этом, само по себе психическое состояние объекта, становится для другого источником психической энергии.

На психическом уровне, такой внешний несанкционированный контакт, довольно часто является причиной бессознательной тревоги, так как, односторонняя психическая коммуникация, исходящая от другого объекта, является отвлекающим фактором от непосредственной самопроизвольной регенерации внутреннего психического потенциала. А факт психического реагирования на внешний психический раздражитель, не содержащий в себе никаких других форм воздействия, кроме как психического (визуального), также указывает на скрытый (неочевидный) психоэнергетический потенциал межличностного взаимодействия.